«Люди дошли уже до того, что судят Бога».

Прп. Паисий Святогорец

- Геронда, а тенденция судить всех и вся была у людей всегда или же она появилась только в нынешнем молодом поколении?

- Нет, раньше такого не было, это дух нынешней эпохи. Сейчас судят мирян, судят всех политических и церковных деятелей, но этого мало - судят даже Святых и доходят уже до того, что судят Бога. "Бог, - говорят такие люди, - не должен был совершать то-то и то-то. Ему следовало бы поступить так-то и так-то, а Он поступил неправильно". Слышишь, что несут? "Брат ты мой, ты что ли будешь Ему указывать?"

- "А что? Я выражаю свое мнение", - отвечает он, не понимая, сколько в этом бесстыдства. Мирской дух разрушил много доброго. Зло развивается и доходит до скверного, уродливого состояния, доходит до богохульства. Люди судят Бога, и их даже не беспокоит помысл, что это хула на Него. А некоторые молодцы из тех, кого Бог ростом не обидел, если у них в голове есть при этом хоть немного способности к суждению, начинают говорить про других: "Это что еще за пигмей? Ну а это что за косолапый? А на этого полюбуйся!" - и не считаются ни с кем. Как-то раз ко мне в каливу пришел один человек и заявил: "В таком-то вопросе Бог не должен был поступать так, как Он поступил". - "А ты можешь, - спросил я его, - удержать на воздухе хотя бы один маленький камушек? Звезды, которые ты видишь на небе, это ведь не блестящие игрушечные шарики. Это небесные тела колоссальных объемов, которые несутся с головокружительной скоростью и при этом не сталкиваются друг с другом и не отклоняются от своего курса".

- "А по-моему мнению, - снова говорит он мне, - это следовало устроить по-другому". Ты только послушай! Да неужели мы будем судить Бога? Появилось много логики, и исчезло доверие Богу. А если сказать таким людям, что они неправы, то они ответят: "Извини, но я высказал свое мнение. Разве я не имею на это права?" Чего только не приходится Богу слышать от нас! К счастью, Он не относится к нам всерьез. В Ветхом Завете говорится о том, что Бог повелел израильтянам изгнать из страны всех хананеев без остатка. Раз Бог дал такие повеления, значит Он что-то предвидел. Но израильтяне сказали: "Это не очень-то человеколюбиво. Давайте оставим хананеев, не будем их истреблять". Однако прошло время и, заразившись от хананеев, они были увлечены в безнравственность, идолослужение и приносили в жертву идолам собственных детей, как говорится об этом в псалме. Бог знает, что делает.  А некоторые с бесстыдством спрашивают: "Зачем Бог создал адскую муку?" Человек начинает судить и с этого момента теряет доброе духовное состояние. У него нет [даже] малой Благодати Божией, чтобы понять что-то чуть глубже, то есть понять, по какой причине Бог создал то или другое. Суд, гордыня, эгоизм - вот что такое все эти "зачем?" и "почему?

- Геронда, некоторые молодые люди спрашивают: "А зачем было распинаться Христу? Что, разве Он не мог спасти мир по-другому, без распятия?"

- Да тут Он спас его Распятием и людей это не трогает! А что говорить, если бы Он спас мир по-другому? А некоторые говорят: "Бог-Отец никак не пострадал. Это Сын принес Себя в жертву". Но, по-моему, любой отец предпочел бы сам пожертвовать собой, только бы не отдавать в жертву свое дитя. Для отца больше страдания доставляет видеть, как жертвует собой его дитя, чем жертвовать собой самому. Но что ты скажешь людям, если они не понимают, что значит "любовь"? А еще один человек сказал мне следующее: "У Адама было двое детей - Авель и Каин. Так откуда же взялась потом жена Каина?" Однако, почитав Ветхий Завет, человек узнает, что после рождения Сифа Адам "роди́ сыны́ и дще́ри". А Каин после убийства своего брата убежал в горы. Он и не знал, что та, которую он взял себе в жены, была его сестрой.

Бог устроил так, чтобы люди были одного рода-племени, "чтобы между ними не было злобы и преступлений, чтобы они говорили: "Мы дети одних родителей - Адама и Евы", и это сдерживало бы человеческую злобу. Но даже несмотря на это - посмотри, какая злоба живет сегодня между людьми! Как же я мучаюсь с некоторыми из людей, подобных тем, о которых сказано выше, когда они приходят ко мне в каливу! В конце концов, [видя, что дальше вести с ними беседу бесполезно, я говорю: "У меня болит голова, а аспирина нет". А они, уходя, еще расстраиваются, обижаются. "Мы проделали такой дальний путь, а он говорит нам, что у него болит голова", - сетуют они, не понимая, почему я жалуюсь на головную боль. А некоторые предлагают: "Так, может быть, тебе аспирину принести?"

 

Высказывания старца архимандрита Кирилла (Павла)

Отец Кирилл специально облекал свои наставления в образ крылатых летучих пословиц или же советов для того, чтобы не отяготить духовное чадо. Человеку всегда оставалась свобода: выполнить совет - или сделать по-своему. Так что здесь нет и доли шутки. Это вещи, определяющие жизнь человека. Сразу же вспоминаются наставления Христа: притчи, пословицы, краткие высказывания.

  • Держи голову низко, а душу к Богу близко.

  • В делах вертись, а с людьми мирись.

  • Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.

  • Монах спит, а грех бдит.

  • Не будешь человекоугодником, станешь Богоугодником.

  • Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны.

  • Людям важна внешность, а Богу - правдивость и честность.

  • Кто Богу молится, тот не опозорится.

  • Не смейся чужой нужде, не заплачешь о своей беде.

  • Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.

  • Человек смиренный - алмаз безценный.

  • Чистое сердце, словно криница, - всем пригодится.

  • Кого мир обманул? Кто к нему привязался. А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

  • Хочешь спасаться - умей смиряться.

  • Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего - смирение.

  • Гордый, как поздний ужин, - никому не нужен.

  • Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог.

  • Суть послушания в одном - тот, кто послушен, тот со Христом.

  • Кто старцу верен, тот Богом проверен.

  • Благословение духовного отца терпи до конца.

  • У послушника - преданность, у духовника - благословение, у Бога - спасение.

  • Сначала скорби, потом благодать.

  • Дух любит мужество, но не дерзость.

  • Душа должна иметь благородство, ибо спасение благородно, потому что Бог дает его даром.

  • Церковь всегда распята, как и Христос.

  • За любовь предстоит борьба до последнего вздоха.

  • Бедность - самое лучшее условие для духовной практики.

  • Спасение - только в наступлении на грех. В отступлении перед грехом - гибель.

  • Скорби - это путь к обожению души. Это значит - идти на вольную страсть, на крест.

  • Лучшая форма любви испокон веков одна - это молитва.

  • Принять произвольное страдание ради Христа - выше обычных утешений.

  • Упавший и поднявшийся - спасается. Не вставший - гибнет.

  • Хочешь быть свободным во Христе - откажись от себя.

Записал монах Симеон Афонский