ИЕРОСХИМОНАХ МИХАИЛ (ПИТКЕВИЧ), 1877-1962

V

Нестяжательность старца поражала: всю жизнь он довольствовался одной мантией, только перед отъездом в Россию, уже в преклонном возрасте, принял в подарок от духовного чада, монахини, сшитую для него легкую мантию. Носил подрясник из дешевой бумажной материи, подпоясанный толстой веревкой. В полную схиму облачался на Пасху и по особым случаям.

Старец говорил о себе: «Вот у меня одна мантия с того дня, как я пострижен. Схимочка тоже одна, давно ее себе приготовил, а куколя и теперь нет, а надо бы иметь его. Пошел к игумену за благословением – говорит: «Да пойди сам к портному, пусть сделает…» Пошел я к нему, а он: «Нет и нет, не могу, не умею…» «Да ты, - говорю, - только скрой, а мне сошьют другие». – «Нет, - говорит, - не могу, не умею…» Я знал, что ему надо подарок сделать, и за подарок он все сделает, что надо, - сумеет. Но знаю я и то, что за самое малое участие в этом деле подкупа, взятки, в этом грехе я буду в ответе, буду истязаем на мытарствах. Так ни с чем и ушел от него. Давать повод другим и соучаствовать в их грехах – надо очень остерегаться…»

Как-то духовная дочь попросила разрешения у старца сделать ему на полку с богослужебными книгами красивую занавеску. Отец Михаил ответил: «Видишь ли, была у меня занавесочка понаряднее, да загорелась от свечи – это мне указание, что не надо нарядной… Подарили мне скатерть белую – она мне понравилась, так вскоре попал на нее спирт и прожег две дыры… вот и «понравилась». Возьми эту скатерть, разрежь на две части, посади заплаты – так она мне больше подойдет».

Духовные чада отправляли старцу множество посылочек и подарков, но он часто не принимал их или сразу отдавал другим. Деньги брал только, чтобы раздать нуждающимся. Часто, когда приезжали духовные чада материально небогатые, отец Михаил оплачивал им дорогу и давал деньги с собой. Старец учил духовных чад не принимать лишнего, не искать ненужных подарков и предостерегал: «Жизнь наша – это море, по которому надо плыть в своей лодке. Одни плывут ровно, благополучно – не перегруженные, другие – с волнением и опасностью, если есть большой груз, а третьи – с особой опасностью, сильно перегруженные. Если ты принимаешь дары – ты обязываешься принять на себя и часть долгов этого человека. Какие это долги? Не вещественные, нет, а это – грехи. Должна молиться о прощении этих грехов, как о своих, - все с тебя взыщется. Принимать можно только в случае крайней необходимости – не иначе; никакого лишнего груза не прибавляй к своим грехам. Едва ли кто сможет одолеть и снести тяжесть груза своего и чужих еще грехов в житейскую бурю. Безопаснее переплывает в своей лодке, не взяв чужих грехов со своими».

Все жители Финляндии после 65 лет получали в то время небольшую пенсию, получали ее и монахи. Отец Михаил отказался от пенсии в пользу монастыря, сказав: «Разве монаху нужны деньги?! Я вот ничего не беру и от монастыря, а смотри – сколько всегда Господь мне дает! У меня все есть в изобилии – и масло, и вино, и свечи, и ладан».

Старец приводил в пример такую историю: «Кончался у меня ладан. Пошел просить у отца Луки (он был много лет гостинником, деловой и экономный), а отец Лука, как всегда, стал думать и медлить. Ладан кончается. Встал я на молитву и говорю: «Господи, знак ли это, что я должен кончить служить?..» И вот ладан пришел к концу – отец Лука все медлит. А я получаю совсем неожиданно посылку из Америки. Прислал ее мой друг – отец Герман, через других… В этой посылке было два килограмма чудного ладана…» Так отец Герман, который более двадцати лет ничего не давал о себе знать, прислал ладан в тот день, когда у отца Михаила кончился свой.

Духовное чадо отца Михаила, иеромонах Кенсорин, в те годы юный послушник, вспоминал: «При поступлении в монастырь мне по ревности хотелось нести какой-нибудь подвиг, но старцы – отец Михаил, отец Лука и другие – всегда говорили мне: «Живи просто, будет ангелов со сто…» Приходили на прием к старцам простые мирские люди, приходили монахи, священнослужители, посещал часто наместник и архиерей, и я смотрю – ко всем та же искренняя любовь без лицемерия, всех они встречают и провожают, как любящая мать расстается, провожая сына или дочь в далекую дорогу. Да, мы – путники, странники… Как это дорого – получить благословение Божие через старца в дальний путь жизни».

Другой печерский подвижник схиархимандрит Александр (Васильев) вспоминал: «Отец Михаил был очень любвеобилен и снисходителен к человеческой немощи. Говорил: «Если очень устал на послушании, прочитай Трисвятое – и ложись…» Жил старец тогда почти без общения с народом – как затворник. Был духовно очень опытен». Как-то старца спросили о внутренней духовной жизни, трудна ли она. Он ответил: «Нет, если ты избрал правильный путь. В жизни внутренней нет прямой линии. Личность то подымается, то опускается. Даже в монастыре монах может жить много лет и, увы, не только не добиться какого-либо роста, но даже пойти в обратном направлении. Когда мне доводилолсь оставлять свою келью, я часто нечаянно слышал монахов, беседующих друг с другом. Они говорили о духовных предметах? Нет. «Наш отец эконом не хорош», - говорит один. «Наша еда отвратительна. Он также не заботится разогревать ее», - отвечает другой. Эти двое прожили в монастыре по сорок лет, а их разум все еще до сих пор остается в плену телесных удобств и всяких пустяков». Старец пояснял: «Ни один из тех, кто ищет житейских приятностей, не может надеяться достигнуть внутреннего мира. Он даже не знает, что это такое». Сам старец достиг внутреннего мира, несмотря на многочисленные скорби в своей нелегкой жизни: сиротскую долю, две войны, две эвакуации монастыря, многолетний раскол братии, тяжелые болезни. Все, что посылал ему Господь, он принимал с благодарением. Наставлял: «Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

У старца спросили: Но как узнать – что есть Божия воля о нас?» Отец Михаил ответил: «Здесь есть три пути. Первый – это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. Говоря в общем, следует избегать всего того, что лишает нас мира души: людей, книг, писем и занятий, порождающих в нас религиозные сомнения, уныние, обмирщение, гордость. В то время как все то, от чего возрастают вера, смирение, милосердие и утверждается мир в душе, должно быть поддерживаемо и развиваемо».

Старец говорил: «Бывают, однако, обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае – это получить совет нашего старца, но если у нас никакого старца нет, то мы можем посоветоваться с нашим духовником или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии». Старец еще говорил об этом так: «И мы должны, конечно, помолиться Богу, чтобы Он показал бы нам Свою волю. Преподобный Варсонофий учит нас, что, если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить в каком направлении склоняется хотя бы немного – решение нашего сердца. А затем уж соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода… И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы действуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно и мы останемся с одним-единственным и ясным решением».

Сергей Николаевич Большаков, духовный писатель, свидетельствовал о прозорливости отца Михаила. Посетив старца, он не успел еще задать ему никаких вопросов, как отец Михаил, выбрав листок среди множества бумаг, лежавших на столе, вручил ему. Сергей Николаевич вспоминал: «Я взял листок и прочитал. Листок этот дал мне точный и надлежащий ответ на вопрос, с которым я и пришел к старцу… Завершив чтение, я с изумлением взглянул на старца. Его удивительные глаза, блестящие и чистые, смотрели на меня. Я сразу со всей ясностью осознал, что отец Михаил читает мои мысли и знает мое прошлое». Духовные чада старца вспоминали о многочисленных случаях исцелений по молитвам старца. Так он исцелил душевнобольную Зинаиду Тихонову, в монашестве Феофанию, монахиню Марию (Стахович), известного глазного и диагноста и врача Марину Мейер и многих других.

Отец Кенсорин свидетельствовал о старце: «Любил он, конечно, всех приходящих. Мне приходилось наблюдать, как после отдельных посетителей он лежал больной: даже был случай, что несколько суток. Он свою благодать отдавал тому человеку, а сам брал на себя все немощи приходящего – как бы, видимо, своим подвигом любви перебарывая ту немощь, которую должен был бы перебороть сам этот приходящий к нему человек».

Духовные чада старца рассказывали: «Одна из батюшкиных духовных дочерей, мать малых ребят, очень тяжело заболела и лежала прикованная к постели, лекарства не помогали. Пришел батюшка с псаломщицей ее навестить, очень жалел детей. И вдруг он обратился к ней: «Что ты лежишь? Дала бы нам чайку». Она, ничего не думая, послушно встала, приготовила чай, - и с того времени совсем поправилась».

Старец говорил: «Кто всецело предал себя Богу – того Господь не оставит».

Схииеромонаше Михаиле, моли Бога о нас!