СХИИГУМЕН САВВА (ОСТАПЕНКО), 1898-1980

III

Ежедневное правило, которое отец Савва предлагает своим духовным чадам и другим православным людям:

Быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей.

Никогда, даже шутя, никого не обманывать.

Быть бескорыстным даже в мелочах.

Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным.

Во всех неприятностях судить строже самого себя и быть снисходительным к другим.

Никогда ни над кем не шутить и не насмехаться.

О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.

Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров.

Всегда стараться не быть праздным.

Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобою, что тяжело преодолеть себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.

Всякое дело освящай молитвой, призыванием имени Божия, если ищешь успеха. Помни сказанное: «Без Мене не можете творити ничесоже».

Возлюби Бога, и обрящеши в душе рай, возлюби ближнего во имя Божие, как чад Божиих, и все будут тебе друзьями, себя отвергая по заповеди Божией.

Кто себя любит, тот не может любить Бога и не послужит ближнему самоотверженно.

Все грехи от любви к себе. Начало добра - отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти.

Грехи очищаются покаянием, слезами и терпением обид в духе кротости. Поэтому не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невинность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении души.

Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там Бог.

Главная жертва Богу - дух сокрушен, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Смирение приобретается тяжелыми трудами, терпением несчастий, болезней, обид, бедности. Терпя скорби извне, в душе будешь иметь утешение от Духа Святаго.

Оказать любовь ближнему, послужить ему - выше чтения молитвенного правила и поклонов.

Следи за помыслами: здесь начало греха.

Всякую службу проходи как послушание от Бога, без ропота.

Возлюби молитву, пост, милосердие - это отверзает небеса.

Никого не осуждай, и не будешь осужден. Судя ближнего, вычеркнешь себя из книги жизни и не увидишь своих грехов, диавол закроет их.

Чаще говей, читай слово Божие и духовные книги, в них источник живой веры.

Имей руководителя и имей откровение, тогда удобно обрящешь Царствие Небесное.

Вера без дела мертва. Многие говорят, что верят в Бога, а закона его не исполняют. С такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь. Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину: место, где много плачут, место, где всегда плачут, место, где никогда не плачут. Место, где много плачут, это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих, в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил и каждая омыта слезами и какое время высушит эти слезы. Откуда этот плач, где его начало? Он начался при изгнании из рая наших прародителей. Плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле.

Место, где всегда плачут, в Святом Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, что там плач и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую печь неугасимую и посмотрите закрытого там, горящего в пламени грешника.

А в раю никогда не плачут, здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Мы на земле живем раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас только пересыльный пункт, гостиница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу, этого никто не знает, а Он сказал: «В чем застану, в том и сужу». Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю, и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай и ад начинаются здесь, на земле, начинаются в нашем сердце.

Господь Говорит: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (МФ. 11, 29). Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего нужно смириться. Как смириться? Если человек просит у Бога смирения, - говорит авва Дорофей, - то должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Как это происходит, покажем на примере. В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек молиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения, за зло человек отплатил добром и приобрел душу, ибо сержант с этого времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.

Смирение делится на три степени: начальная степень – человека ругают, оскорбляют, клевещут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав. Средняя степень – человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика. И высшая степень – человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, но он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. «Признак смирения – радостное перенесение уничижения» (святой Иоанн Лествичник).

Гордость – это основной узел, который связывает все грехи, пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить обижаться. Святой Иоанн Златоуст говорит: «у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться. Не раздражаться. Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь и ударили нечаянно молотком по пальцу, или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум, надо сказать себе: «Вот и хорошо, мало еще тебе за твои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная. Потерпи, в аду не так еще будет». И боль тут же пройдет. Постигла нас болезнь – не ропщи, но опять осуди себя. «Ну что, пожить думал, еще хочешь грешить, а смерть-то не за горами, а за плечами».

Точно так же надо настраивать себя, когда нас оскорбят, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: «Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души». Если же мы обижаемся, когда нас ругают и радуемся, когда нас хвалят, должны помнить, что это болезнь души. И поношения и похвалы надо переносить одинаково спокойно, невозмутимо.

Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот сидел мудрец, который стал ругать его, человек же стоял веселый и довольный. «Чему ты радуешься? – удивился мудрец. – Я тебя ругаю, а ты такой веселый». «А вот почему, - ответил тот, - я ведь за это плачу деньги, а ты ругаешь бесплатно». Таких бесплатных учителей и у нас множество, на каждом шагу: радуйся только, научат… «Как воду жизни, - советует святой Иоанн Лествичник, - пей поругание от всякого человека». Смиряйся, гордым в обителях рая не место. Сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение.

Старец Силуан, при жизни видевший Господа, пишет: «Когда душа увидит Господа, как Он кроток и смирен, тогда она сама смиряется до конца…» Чем больше человек смиряет себя, тем больший дар получает от Бога. За один смиренный помысел возвращается благодать. Смиренный человек легко приобретает все другие добродетели, а без смирения святость переходит в прелесть, и все подвиги совершаются ради тщеславия. Избави, Господи!