ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (1904-1998)

II

Матушка Антония предостерегала от осуждения и от ропота. «Если тебя ударят – сразу поминай Господа, распятого на кресте. Держи ум у Гроба Господня или у креста Распятого. Голгофа крепко помогает. Она дает плач. Ты быстро омоешься от греха. Какой это дар Божий – слезы! Ты же помнишь 13-ю главу к Коринфянам (она часто заставляла перечитывать определение любви, данное апостолом Павлом). Вот ты ее открывай и проверяй, как у тебя сегодня с этим совпало. Любовь долготерпит, а ты ничего не потерпела. Ты даже малость не смогла потерпеть, что тебе сказала сестра – ты обиделась. А ты про эту сестру подумала. Это мнительность, подозрительность. Зачем тебе эти грехи? О всех думай хорошо. И всем быстро прощай.

Роптали некоторые сестры монастыря на игумению. Матушка Антония говорила: а как же врач тело лечит, если серьезная болезнь? Ну, сначала мазями лечит, примочки делает, а потом-то тебя ножом разрезает. Больно? А вылечивает. Надо терпеть. Если быть в мирном духе, то и не заденет тебя и не больно будет тебе. Если ты сама всех любишь и тебя разрежут, то ты не ощутишь боли. Зло внутри нас.

Наставляла во всех искушениях выходить победителем: тот полководец из полководцев, кто себя смог победить. «Внутри нас есть другой человек, не такой, как внешний. И внутренний наш человек должен взять верх над внешним. Господь сказал: дай сердце. Что у нас сердце? Страсти откуда исходят? Из сердца. Это ж не от нее. Она тебя рассердила? А сердитость где была? У нее или у тебя? В твоем сердце? Вот свое сердце и лечи. Никого не осуждай. Когда ты осуждаешь, то Господь обязательно тебе попустит, чтоб и ты была так унижена, как ты осудила другого.

Обличала за гордость: «Ты думаешь, что ты главный пупырь на этой горке». О нашем устроении говорила, что мы все в таких пупырях, и только тронь наш пупырь, так гноем истекаем и зловоние испускаем. И еще кричим, так нас тронули. Надо благодарить, что гной-то выпустили. «Матушка, - говорит одна сестра» - я сегодня такое дело сделала!» Матушка в ответ: «Да ты ли его сделала? Ты-то кто? Кто ты есть? Это Господь тебе дал и тебе помог. А ты чем гордишься?» «Да, матушка, я не горжусь». «Ну, конечно, ты не так гордишься, но немножко погордилась. Мы ничего не можем доброго сделать. Только Бог в нас это творит.

Матушка много говорила про самоотдачу: «Бедная вдова за две лепты купила. А у нас что есть? Мы ведь если даем… Ох уж, кто из нас последнее отдает? Никто не хочет отдавать. Мы все от излишков, от излишков. А когда вот последнее». Матушку спросили монахини: «А что нам отдавать?» «Как что? Вот не могла ты это сделать, что тебе сказали на послушании. Ты уже устала – вот надо было пойти и это последнее и отдать. Встать, понудить себя и сделать это. И это были бы твои две лепты. Или попросили тебя о ком-то помолиться, а ты без сил с ног валишься. Ты забудь тогда о своем бессилии и помни только о сестре, которой именно в эту минуту требуется твоя молитва».

Матушка внутренним образом видела постоянно. Что-то не поладят, а придут к ней, а она уже все знает. Говорит: ты зачем ей перечила? Тебе трудно было склонить голову перед ней? А как Господь преклонял главу за всех нас? Ты почему об этом не вспомнила?» Всех, кто к ней часто ходил, она держала так. Она говорила: пиши на бумажку, что ты говорила или сделала неправильно. Если нас просят о каком-то послушании, матушка учила: «Не-ет. Ты не стараешься. Ты вот сделай так, как САМОМУ БОГУ. Все самое лучшее старание вложи. И так каждый день себя проверяй. И не обижайся ни на кого».

Когда человек уже навыкал смотреть за собой со стороны, матушка говорила: а сестра обидела, какой у тебя помысел был? Ты продолжала ли ее любить? Сохранила ли ты мир Христов? В течение дня, матушка говорила, нужно держать мир. Господь сказал: Мир Мой даю вам. Иго Мое благо, и бремя мое легко».

Одна сестра была шумная, скорая на слова, часто ругалась. Матушка сказала: «Ох, уголь! В одну минуту закипаешь». Велела камушек в рот положить. Та положила. Так с одного камушка – все равно проговорит в ответ. Матушка говорит: «Значит, горсть камней клади». Все близкие смеялись. Несколько дней так претерпела. Но пришел навык себя контролировать. Если и закипала в сердце страсть какая, то она уже не вырывалась наружу. Камушки не давали слову выбрасываться сразу. Потом камушки стали уже не нужны, когда преграду ты поставил внутри себя: слово не вырывалось. Матушка говорила после, чтобы в сердце не бушевало море страстное, нужно отслеживать помыслы. «Служение любой страсти увлекает наш ум и препятствует чистой молитве. А молитву нужно сохранять чистою в течение дня. Ведь много преград для нее: глаза у нас как фотоаппарат: щелк-щелк – нащелкали море греха. Уши наслушали море греха. И ты ведь и забудешь в том покаяться. Оно, конечно, как бы не твое. Но ведь ты помнишь: с вожделением смотрел на жену – прелюбодействовал в сердце совеем. Вот и наблюдай, что твое сердце говорит на каждый твой помысел. Если сердце туда отозвалось – вот и грех. Ты это записывай».

«Этот помысел, - объясняла матушка Антония, - ты вообще не должна была принимать. Ты услышала диалог и подумала о сестре, осудила ее. А ты должна была этот помысел отогнать именем Иисуса Христа. И ни одну сестру не осудить, ни другую. У сестры есть время покаяться – она покается и выше тебя будет. А ты будешь все время пребывать с бесом, которого приняла в душу».

Матушка часто наставляла новоначальных: «Духовные законы незримые. Они вокруг нас. Мы думаем, что только мы живем – разговариваем, общаемся. Нет, еще есть и духовный мир. Сидим сейчас здесь, а с духовным миром мы тоже связаны. Невидимо. И со злым миром, и с добрым. Благодать Божия врачует человека, врачует разными способами. Господь использует каждую возможность. Он может нас в одно мгновение преобразить, но Господь так не хочет. Он хочет, чтобы ты стала ему родной доченькой. Чтобы ты сама Его полюбила, добровольно сама к Нему шла, а не тянулась ко злу, гневу, раздражению».

Детям, которые приезжали с родителями, она говорила: «Вот на солнышко смотришь, ведь одно же солнышко? Одно, а от него и свет исходит, и тепло. Так и Троица Святая. Она одна, но Отец всегда рождает Сына и от Отца всегда исходит Дух Святый. Не может рождать Сын, только Отец. И Дух Святый исходит от Отца. Не может по-другому. И все это одно целое, вот как солнышко». Матушка критиковала католиков за неправильное понимание Троического единства, за то, что будут готовить почву антихристу, будут захватывать наши храмы. «Ой, как будет трудно на Украине, и у нас будет тяжело, и во всех республиках. И сколько ересей будет и сект! Вы никуда не уклонитесь!»

«Ты в Бога богатей, чтобы в тебе Бог прославляем был. Чтоб Он твоими руками все делал. Чтоб Он твоими устами говорил. Чтоб мысль твоя – была Божья мысль, а не от себя ты говорила. Мы должны жить в Троице». Говорила матушка: «Но не такие «боги» - ты гляди! – не командуй над всеми! Господь ведь нас не такими сотворил, а вот какими сотворил – мы и должны стать не земле, и собирать в свою котомку нетленные одежды».

Матушку Антонию Царица Небесная избрала в России самой сильной воительницей с грехом детоубийства. Духовным средством борьбы с ним матушка ставила пробуждение сильного покаянного чувства в народе, вызывающего острую ненависть к греху и невозможность его совершить, - за что помилует Господь Россию. Как услышит нас, просящих о России, Господь, когда мы не желаем каяться? В сентябре 2004 года возмутилась Россия неслыханным зверством над детьми в Беслане. Почему не возмущаемся собою? Руки наши в крови.10 беременностей в России заканчиваются семью абортами.

Матушка Антония видела видение. Матушка плакала, жаль ей было ребятишек, как она говорила, «со стакан слез округ себя». Однажды в Москве стояла она в храме Воскресения словущего на улице Неждановой (ныне Успенский вражек), пред чтимой иконой «Взыскание погибших». И видит: отвернула от нее Свой лик Богородица. На следующий день матушка опять пришла в тот храм рано утром. Кто-то сзади подошел, коснулся плеча. Оглянувшись, видит Женщину в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Женщина говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Есть только три греха, которые не прощаются: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость». И рассказала, как надо молиться за убиенных младенцев (к числу их матушка относила и выкидыши). Матушка почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к наставнице. Положив земной поклон перед образом Божией Матери, оглянулась. Видит: в церкви она одна. Идет к сторожу: «Кто это был в церкви?» «Никто сюда войти не мог, все было заперто». «Посмотри: на плитах пола вот мои следы от дождя, а вот еще кто-то прошел». «Что ж ты удивляешься, когда здесь лампадки сами собой загораются!» - отвечал тот. Матушка исполнила молитвы, дарованные Богородицей. Попросила машинистку распечатать, та сделала более тысячи копий. В Почаеве преподобный Кукша благословил ее молиться об убиенных младенцах. И матушка до последних дней становится за них молитвенницей. За несколько лет до смерти во сне ей было видение: идет Божия Матерь, за ней великое множество маленьких детей, совсем крошек. Божия Матерь указывает на матушку Антонию и говорит: «Это ваша крестная мать, бегите к ней». Малыши ее окружили, льнут к ней и ласкаются.

По книге «Помяните мою любовь», Минск, 2010 г.