ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (1904-1998) III Матушку Антонию спрашивали, как обрести терпение: «А ты и проси его у Подателя терпения, у Господа. У тебя, его, конечно, нет. А Кто у нас Податель всяческих благ?» Матушка наставляла также: «Просили любви? – Вот Господь и подает нам испытывающие обстоятельства, где у нас терпение любви и должно проявиться. Господь поставил тебя в горнило, где, как сталь, оно должно закалиться. Ты просила терпения – а что поругания не терпишь? Тебя ругают – ты и терпи. Терпение – высокая добродетель любви, выше смирения. Ты просишь смирения? Вот тебя и будут смирять – ты же еще не чистый сосуд? Господь сказал: очисти сердце, и тогда мы со Отцем и Духом придем и сотворим обитель у тебя. Вот здесь, вот здесь Царство Небесное. Оно не далеко. Мы носим его, ходим с ним, но только никак не открываемся ему. Не хватает у нас дерзновения к молитве, не хватает решительности до конца довести свой подвиг, провисеть на кресте». Тем, кому становилось на душе тяжело, матушка говорила: «А ты – бегом на Голгофу, и припади, обними ножки Спасителя, посмотри на него: как Ему на кресте?! И твои скорби уменьшатся. И Он же подаст тебе и силы. А как Господь крест Свой нес? Падал, натер плечи, упал крест, придавил Его, у Него и сил подняться нет. И ты так, взирая на Христа, неси свой крест. Господь всем дал крестик. И каждый должен его пронести. Да вы никак не поймете, что значит крест нести. Крест нести – это каждый день благодарить за то, что Бог тебе сегодня дал. Нам все хочется чего-то большего. А нужно никому не завидовать. Никого не осуждать. Всех благодарить. И радоваться, что Господь каждый день нам дает для большего покаяния и совершенствования». «Вы пришли спасать душу? Чем ее будете спасать? Самое высокое дело – молитва. Сказано: непрестанно молитесь. На всяком месте нужно молиться. Вы думаете, что молиться – это вот закрыться в келье, сел и читаешь перед иконами. Да нет же! Больше молитва ценится, когда вы картошку перебираете и молитесь». У кого было богатое воображение, мечтательность, - матушка это пресекала. Сестра говорит, мне нужна большая икона, чтобы я с ней разговаривала. Матушка отвечает: «Ну, ты посмотри на икону, но разговаривай в сердце с Богом. Не держи в уме этот зрительный образ и не представляй Господа никак. И Матерь Божию не старайся видеть (у некоторых было такое желание): падешь в прелесть и беда может случиться». Как непрестанно молиться? У многих не получается. «Ну хоть ты помни о Боге! Помни! А ты и меня вспомни. Вспомни, что я тебе говорила: помнить о Боге. Вот так заболтаешься с кем-то, а потом: Господи, помилуй. Ведь рассеялся от болтовни ум. Опять начинаешь собирать, возвращаться в беседу сестрой, говоришь: ну давай мы с тобой уже поговорим о Боге, а не вспоминать прошедшее. На службе слушайте сердцем, не ушами. Сердце должно отзываться на молитвы. Захотелось поплакать – и поплачь, захотелось о ком-то помолиться – помолись. Но только не вспоминай, что суп у тебя подгорел. Такой помысел отгоняй именем Иисуса. Вот ты в своем уголке стой и отгоняй его Иисусовой молитвой Читай, читай, сосредоточивайся на сердце, как тебе удобно. Ты можешь даже присесть, когда можно сидеть. Если чувствуешь боль в ногах, то лучше сядь, чтобы твой ум не ушел в ноги, чтобы не занимался твой ум этой болью в ногах. А ты сядь и с любовью молись Господу». Порой заходили к ней: «Ну, ты была в храме? Где ж ты была? Пустая вся пришла. Ты ж не молилась. Ты только и думала, что у тебя голова болит, да как тебе то-то сделать, да что ты прочитала – и всю службу ты в таком состоянии была». После того как матушка побывала в Иерусалиме, она говорила: «Ну и где твой Синай? Господь приходит туда, где чисто. Ты же помнишь, что Господь Моисею сказал: изуй обувь». «Матуша, это восточный обычай». «Не восточный обычай, а вот нельзя туда даже вступить в обуви. Ой, ну как тебе это объяснить? Ну ты должна это все понимать. Это внешне. А в сердце – там же не такая обувь. Ругалась с сестрой? Обиделась? Вот это твоя грязная обувь. Господь в сердце вселяется, вот ты там все это и убери». Пока не освободим сердце от страстей, матушка остерегала: «Рано, рано, рано углубляться вовнутрь. А то можно оказаться вместо Царствия Небесного в сумасшедшем доме. Если начинаем молитвенное делание и продолжаем служить какой-то страсти своей, хоть какой, то все равно в порабощении находится наш ум и чувства. Пока не освободишься от страстей – не будешь иметь чистой сердечной молитвы. Бог туда не вселится. Нужно стремиться к чистоте душевной, чтобы страсти не руководили тобой». Когда такие люди приходили к ней, она говорила: «Ну что, молитвенница, с кем ты сегодня поругалась?» Тем, кто был подвержен духу уныния, нерешительным и нетвердым в жизни, кто сгибался под тяготами обстоятельств и не мог выпрямиться, она говорила: «Да твоя молитва – «Слава Тебе, Боже!» Вот твои четки: «Слава Тебе, Боже!» Если встречалась натура поэтическая, она говорила: «Есть акафист хороший: «Слава Богу за все». Одной сестре посоветовала: «Ты пой тропари. Ты же знаешь тропари. Какой ты любишь тропарь? Вот ты и пой его, когда тебе тяжело. Обиделась на кого - вот ты его и пой, ходи и пой. Пой, пока не станешь хорошей». Матушка говорила, что если у тебя зазвучало внутри какое песнопение или псалом, то это не прерывать. Рекомендовала читать 24 молитвы свт. Иоанна Златоуста по числу часов дня и ночи. Ходи и повторяй: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». А через час: «Господи, избави мя вечных мук». Какие краткие молитвы, а ты посмотри: все здесь сокрыто! Ты и проси: Господи, просвети мое сердце. Какая тебе понравилась, ту повторяй в течение дня. А потом: «Милосердия двери отверзи нам», тропарь Казанской Божией Матери, часто она сама пела его. Когда кто не успевал вычитать правило, матушка говорила: «Господь милостив. Он уже принял твою молитву, что ты так плакала, что ты так мучаешься, страдаешь, и у тебя уж нет времени. И ложись с Богом». Когда матушке жаловались, что не идет молитва, она отвечала: «Господи! К Тебе воззвах, услыши мя! Хоть всю ночь кричи. Хоть лежишь, хоть сидишь, кричи. Господи, подаждь милость! Подаст ведь милость? Знаешь, что подаст». Когда кто просыпал молитву, то матушка учила просить Ангела-Хранителя «толкануть в бочок». Матушка потом спрашивала: «Ну что, разбудил тебя Ангел-Хранитель?» «Да, матушка, прямо кто-то толкнул». «Да не кто-то, а Ангел-Хранитель. Вот так с ним и живи, с ним как с живим и беседуй». «А можно так помолиться, чтобы его увидеть?» «Нет, Ангела-Хранителя уж увидим, когда душа к Богу пойдет. Ой, как стыдно будет! Как будет стыдиться душа, что она делала на земле, и скорбеть, когда увидит своего Ангела! Он ведь такой красивый! Он же не делает зла! Это мы все зло творим. Ангел-то тебя любит и вразумляет, останавливает нас, а мы все равно делаем». «Нет у вас дерзновения в молитве. Вот вы говорите, что любите. Но у вас еще нет такой молитвы. Вы молитесь внешне: бу-бу-бу-бу. Правило отчитали: бу-бу-бу. Ты вышла в храме, читала шестопсалмие, - чего ж не молилась-то? Ты каждому твоему слову сердцем внимай. И с Богом беседуй, разговаривай. Вот как мы с тобой разговариваем – так и с Богом надо говорить. Вот же Он, - покажет на иконы, - вот Он, совсем рядом. Господь везде, ты же это понимаешь? – Понимаю. – Ну так почему не помнишь это? Что он везде и каждую минуту с тобой и во всем тебе помогает? И когда на послушании изнеможешь, пересиль себя, кричи: Господи, помоги! Ангеле-Хранителю, помоги мне! Пресвятая Богородица, помоги! И постарайся еще через силу сделать. Сделаешь раз, другой, третий, а потом в тебе будет сила Божия, животворящая. Саможаление в нас велико, нам мешает. А чтобы в духе радоваться, надо не жалеть себя. Сказали тебе – иди и весело делай. Молись и радостно все делай. Если нет сил, надо пересилить себя. Видишь гору картошки. Ты же можешь нормально, радостно. А у тебя брань идет: «А! В этом холодном погребе, в этой грязи!» ну, тебе не нравится картошка, а ты песни-то пой! Жалко себя, свою плоть? Что ее жалеть? Посмотри, какая она дряхлая, посмотри на мои руки. И твои такие же будут. Ты пересиливай себя. Царство небесное нудится. И в молитве особенно. Хочешь спать? Но ты хоть на колени встань, облокотись на кровать, но читай, читай. И не видишь ты уже текста – читай, кричи, кричи ко Господу сама, что хочешь Ему сказать. Надо справиться, надо победить врага. Ведь уже сколько раз Господь тебе давал, что вот встанешь на молитву и не можешь, засыпаешь, а как пересилишь себя, так откуда силы берутся! И верь, обязательно надо верить, что Господь даст, непременно даст. Господь послушный. Это мы непослушные. А когда просишь, Господь сразу готов дать просимое, только мы, непокорные, мешаем своей строптивость сами себе. И нет у нас – умилостивляем мы плохо. Словами просим, а надо просить всем сердцем. Из глубины своего сердца надо просить у Господа. И не требовать, и не роптать, что Господь не подал вам, а верить, что Господь дает все к лучшему спасению. Вот тогда ты потихонечку начнешь свой путь к Господу». Конечно, матушка Антония говорила, что милость надо творить, молиться мы должны непрестанно о других, - это главная милостыня, молитва за людей. Когда она молилась, у нее от молитвы иногда преображалось лицо, оно начинало светиться. Тогда она сразу лицо в подушку закрывала или, если она была в облачении, то сразу в схиму нырнет, и ничего не видно. И не поднимает головы долго-долго, особенно если кто заметил, что такое у не преображение произошло. Она, как и батюшка Иероним Санаксарский, говорила: «Ну какой же сладостный Господь!» По книге «Помяните мою любовь», Минск, 2010 г. |