ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (1904-1998) V Матушка Антония советовала каждый день читать преподобного Иоанна Лествичника. Говорила: «У Иоанна Лествичника описана лестница, по которой поднимались все святые отцы. Пришел помысел – ты его Иисусовой молитвой отгоняй, перекрести себя. Мы положили намерение: хотим спастись. А как – не знаем. Потому ко Господу должны обратиться: Господи, какими веси судьбами, спаси нас. Какое спасение? Послушание. Вот сказала сестра сделать то-то – ты на нее не злись, не ропщи, а сделай от всей души. Ну не умеешь ты косить, но ты уж так постарайся, чтобы ты вся выложилась, как могла из последних твоих сил, с любовью. Ропот убирай у себя. Он отгоняет от тебя силу Божию. Не сердись. Именем Иисуса Христа отгоняй все это. Мало ли что сказали тебе, и тебе не понравилось, - ты молись. Что тебе до того? Ты не права была – исправь работу. Тебе тяжело, ты не хочешь, - но ты переделай ее. Раз тебя попросили – переделай. Ради любви переделай так, как тебя просила сестра. У тебя сил нет? Так ты призывай на помощь силу Божию. Господь ведь тебя испытывает в этот момент! Господь хочет, чтобы ты еще потрудилась. Как ты от ропота избавишься? Если ты везде справляешься, везде успеваешь, везде ты хорошая, а ропщешь – как Господь тебя от ропота избавит? Вот Он и послал тебе сестру. Сестра говорит – да неправильно ты делаешь. Надо так делать. А переделать – это еще полдвора перелопатить. Вот и делай и не возмущайся. А со смирением: надо так? Буди благословенно! И делай. Служение любой страсти увлекает наш ум и препятствует чистой молитве. А молитву нужно сохранять чистою в течение дня». Матушка учила, как надо молиться: «Внешне – нужно так вот сесть на скамеечку, принять удобную позу, - она даже говорила, что когда болят коленки, можно сесть в креслице, как удобно, и читать молитву тихонько, - Времени-то хоть мало, но уж ночью-то вы можете. И читай вот непрестанно. Так ла-а-сково разговаривай с Господом. Как ты просила маму? Как ты просила папу? Вот точно так проси и сейчас. Так ла-а-сково. Он же лю-ю-бящий Отец, не-е-жно разговаривай. И плачь, плачь о грехах твоих, плачь, проси прощения у Господа. Все виноваты, никто не без греха. Только один Бог. Голову наклони и читай молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Можно читать короче. Ты же знаешь, что и одно слово может восхитить ум. Главное – сердце». Акцент у матушки не только на «помилуй мя». Она произнесет: «Го-осподи» - и уже сразу тут тепло разливается, как она произносила. «Иису-у-се» - и от слова «Иисусе» - теплота внутри. Так вот нежненько, ласково, тепло. Каждое слово в Иисусовой молитве у нее нежностью и любовью дышит. И сразу становится тепло внутри тебя. Интонацию матушки передать невозможно, потому что у нее из глубины шел голос, полный необъятной, просто неописуемой нежности, любви такой, такого благоговения! В каждое слово молитвы она вкладывала внутреннюю силу, она безконечная у нее была. Каждое слово имело глубину и мощь, как глыба или бездонное море. «Вот папочку с мамочкой мы любим, ну вот так нежненько к Нему: «помилуй мя грешную». Ведь ты же осознаешь свой грех. Ну не просто произноси: грешную» Ну что ты так?! Не в устах сила, а в сердце! И можно только чувством вздохнуть к Богу – и ты можешь с Ним соединиться. А четки? Уж если молитва идет, она идет без счета. Она сама идет. Потому что состояние такое, когда внутри у тебя голос, он сам это делает и творит». Матушке жаловались на механическое вычитывание молитв, она на это отвечала: «Не в механике дело. У каждого по-своему это происходит. Нельзя каждому схему. Нужно все равно быть рядом с таким человеком. Начать можно самому, но потом все равно придет у тебя такая стадия молитвенного подвига, что ты захочешь побыть возле таких людей, кто уже в духе пребывает». Матушка учила не делиться со знакомыми своими молитвенными переживаниями, потому что не все это могут понять: «А то тебя и будут считать сумасшедшей, и будут от тебя шарахаться, потому что те, кто еще пребывает во тьме смертной, то эти не поймут. Кто уже немножко различение духов имеет, то этот на тебя будет смотреть с добрым помыслом. А кто не понимает, будет смотреть на тебя либо как на сумасшедшую, либо как на больную, либо как в прелести находящуюся. Тогда ты будешь источником зла. Не надо его сеять. И зависть, не нужно злую зависть рождать. Потому что когда еще только человек начинает восходить, в нем нет той глубины, той любви, покрывающей все. И он завидует: не ревнует о совершенствовании, что у этой сестры это есть и я так хочу, чтоб вот тянуться за ней, - а вот у этой есть, надо ее убить, уничижить, растоптать, чтоб ее и не было. Вот такое плотское стадное чувство. Оно, к сожалению, проявляется у нас еще, потому что трудно России. Россия на новоначальном этапе духовного возрождения». «Много дорог у Бога к сердцу человеческому. Чтобы раскрыть его, чтобы человек стал жить Богом. Бог все использует, в орудие свое превращает. Нужно только наше смирение. Человек должен быть кроток и смирен. Не только пред людьми, а перед тем, что называется крестоношением. На каждый день Бог все попускает. Нужно это терпеть, переносить с благодарением и не роптать на свой крест. И тот, кто так вот мудро взял этот крест, он его вот ТАК!- несет. Как ЗНАМЯ. А он вот ТАК идет. Вот ты ТАК со крестом иди напролом!!» (Монахиня N, подражая интонации старицы, произносит эти слова с необыкновенной отвагой, подъемом, с победной силой, мужественно и торжествующе). Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная», как сказано в Евангелии: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится». (Мф. 13, 12). Для чего существуют в мире различия талантов? «Для любви!» - отвечает святитель Иоанн Златоуст. Побежит ли ток по проводам, если нет разности потенциалов? Подует ли ветер без разницы давлений на земле? И в обществе так: каждый дарит людям свой особый, дарованный Богом талант. От благородной траты талант умножается – умножаются вера и любовь. Верующие делятся с неверами верой и молитвой, богатые – имуществом, бедные – благодарением и молитвой, терпеливые с нетерпеливыми – терпением их выходок… От дарения растет в обществе любовь. Таков святой путь от неравенства к равенству людей во всеединящей Божией любви. Дьявол извратил святой путь: вместо дарения небесной любви с согласия людей пустил по проводам общественных связей свои болезнетворные токи злобы: не одаривать, а отнимать, насильничать! Хищением рождается ожесточение. Союз любви заменила круговая зависимость ненависти. Диктатура лжи спрессовала людей в мучительный комок общежития. Выросшая до исполинских размеров злоба развязала войну всех против всех, наконец, изнутри взорвала страну. Далеко разлетелись ее осколки! «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», - предупреждал Господь (Мф. 24, 12). Кому ж собирать страну? Тем, кто одарен талантом чудотворящей любви. Сколько велика эта тайна! «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). А кому дается этот наибольший талант? «Каждому по его силе» (Мф. 25, 15). Предвидя силу решимости и ревности жизни своих избранников, Господь дает им больше талантов, показывая их залоги иногда от детства, как было и с матушкой. «Таков наш Владыка: когда видит бодрую душу и пламенное желание, то по Своему щедролюбию подает Свое богатство обильно, свыше прошения», - не устает повторять свт. Иоанн Златоуст. И еще: «Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия». Усердие – жертва сердца. Каждодневно приносилась она матушкой на алтарь веры и любви. И других матушка учила: «Молитва должна быть усердной!» (разумеется, потом бесстрастной и чистой, ибо смиренная пламенность любви – не то же самое, что извивы страстной натужливой ложной молитвы, рождающейся из самости). Забыли современные люди, что такое любовь. Все силы души должна напитать она. Не только сердцем, душой и разумением, но и всей крепостью – мужественной силой. Волевым усилием, действенно и трудолюбиво, не отступая от испытаний, нужно возлюбить Господа (Мк. 12, 30). Именно к трудам любви призывает нас апостол Павел. Огнем любви, который зажег в Своих последователях Христос, горела душа матушки от младенчества. Редки такие ревностные люди в наши дни! В притче о десяти девах Господь дает уразуметь: Второе пришествие Его случится в полночь, - так что в ожидании задремлют... Что такое ночь в масштабе человеческой истории? Это наше время: миллиарды спящих в растленном кошмарном сне. Как же важны бдящие! Ведь от кого-то должен изойти вопль: «Жених идет, выходите навстречу ему!» (Мф. 25, 6) Жизнь матушки учит нас усердной бдительности. Великим чудом был сам характер матушки. Духовные дочери вспоминают: «У матушки характер особо духовный. От нее какое-то милосердие, доброта – не этого мира. Кажется, из какого-то другого мира матушка… Когда к матушке идешь, прямо порхаешь, как бы только побыть рядышком. Когда с ней – такую благодать получаешь!». А духовный характер - способность и желание жить в Боге – созревать в исполнении заповедей. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 7). А как пребыть в Господе? Всю жизнь матушка ревностно выполняла заповеди Божии. Господь же исполнил обетование. Вот отчего по простому матушкиному молитвенному воздыханию изменялись судьбы людей. По книге «Помяните мою любовь», Минск, 2010 г. |