ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (1904-1998)

VI

Вера приблизила матушку Антонию к Господу так, что невидимый Божий мир стал для нее более реальным, чем мир видимый. Святые видят, чувствуют, ощущают Царствие Божие, живут в нем с той же интенсивностью и полнотой, как мы в материальном мире. Матушке являлись небожители. Святитель Николай несколько раз являлся ей. Она его очень любила и почитала. Трогателен укор певчей Юлии, проспавшей начало службы в храме, где регентовала матушка: «А почему ты не дружишь со своим ангелом?» Та покаялась, и на следующее утро ангел прямо-таки растолкал певчую. Молитва ищущих «Царства Божия и правды Его» крепнет, становится живой реальностью, получает благодатное удостоверение своей подлинности от Господа. Такой веры, жительствующей на небесах, хочет от нас Господь. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Любовь Господня познается не иначе как Духом Святым». Проявления веры – верность Богу и доверие к Нему. Они свидетельствовались в жизни матушки безропотным перенесением страданий, бесстрашием пред лицом зла этого мира и потустороннего, мужеством в лагерях и психушках, в открытой проповеди о Боге, в очной встрече с дьяволом, в наступлении на бесовскую силу.

Двери дома у матушки не запирались никогда – ни снаружи, ни изнутри – без воли Божией ничего не случится. В сравнении с сокровищами Царства Небесного – любви Божией – блекли все земные потребности. Даже и в еде. Духовная дочь София Г. как-то попросила матушку принять пищу, ибо она давно уже не ела, - на что матушка ответила попросту: «Соня, разве ты не знаешь меня? Я ведь не тутышняя». Ключ к благородному небрежению о еде мы видим в ее поучениях: «Вы можете такой хлебушек, кусочек, - вот вам на день! И вы не умрете. И вам есть не хочется – почему? Потому что вы будете думать, как спастись!» Светские люди иронизируют по поводу скудно трапезничающих – «питаются Святым Духом». Но Господь действительно заботится о здоровье тех, кто забывает о еде ради любви к Богу.

Матушка не боялась холода. Даже в 92-летнем возрасте, прикованная к инвалидной коляске, с помощью духовных дочерей погружается она в крещенские морозы в ледяную воду источника святителя Николая в Малоярославецком монастыре. Ради исцеления и духовного укрепления благословляла и приезжавших к ней купаться в пронзительно-холодной воде святого источника. Когда в конце жизни запретят ей принимать людей в келье, будет выслушивать их и молиться о них больная, сидя в своей инвалидной колясочке, на пронизывающем зимнем ветру.

Монахине Евфимии подсказала матушка секрет быстрого услышания молитвенных прошений о ближних: нужно прежде помолиться о слепых, немых, глухих, увечных, страждущих, голодных, бездомных… И прежде поминовения усопших родных – попросить Господа о тех, за кого некому молиться. Она говорила: «Господь очень любит молитвы за других». Сказано это из опыта. Будучи при жизни восхищена на Небо, - и там молилась обо всех. Одному духовному сыну матушки она благословила перед смертью «молиться о всех». Сначала шепотом, с нарастающим напряжением и усилием повторила матушка это несколько раз. А потом и во весь голос – словно бы стремясь напечатлеть эту заповедь в уме. По привычке он продолжал молиться правилом и больше о знаемых, а на молитву обо всех не хватало времени и сил. Но однажды старец архимандрит Иона из Успенского монастыря в Одессе, провидев духом о наказе матушки, без всякого внешнего повода повторил его. Благословил творить молитву Иисусову с добавлением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного и мир Твой».

Соборной природой человека объясняется необходимость молитвы друг за друга. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Пока не будет ревностной соборной молитвы за всех и вся – не восстанет Русь. Апостол Иаков заповедует: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». (Иак. 5, 16). Бог, как говорили отцы, не выламывает дверей сердца, не входит в него, если оно Ему противится. Но вот чудо: через молитву ближних благодать посещает несчастную мятущуюся душу. По какому праву? По праву соборной природы человека. Греческий старец, великий чудотворец нашего времени преподобный Порфирий говорил: «Не понимаешь? Ты и я – одно». Русский святитель Филарет Московский также объяснял: «В закрытое сердце входят только молитвой». Потому очищение собственной души тут же проливается дождем милости на других людей. «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». (преп. Серафим Саровский). Спросили старца Паисия Святогорца, постоянно укорявшего себя: «Ну разве ты виноват, что в какой-то африканской семье муж побил жену?» «Конечно, виноват, - отвечал смиренный старец, - если бы я лучше молился Богу, Он показал бы мне эту семью, и в ней был бы мир». О чуде соборного сердца всех потомков одного Адама как тайне творения мы слышим в пророчестве: «И дам им одно сердце и один путь» (Иер. 32, 39). Оно осуществилось во Христе: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).

В силу той же соборной природы человека и закона ответственности друг за друга часто происходит и обратное. Каковы мы, таков и мир. Человек может стать распространителем злобных волн, дьявольских энергий – вплоть до колдовских воздействий, так умножившихся в последние дни. «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» (Втор. 18, 10-12). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

Сила молитв матушки Антонии за других людей крылась в смирении, самоуничижении, непрестанном покаянии и плаче о грехах. В молитве за болящих матушка брала их боль и болезнь на себя. Молилась так и за тех, кто обижал ее. За болящую в тяжелом состоянии игумению Н., которая не почитала матушку, она сугубо молилась. Руки и лицо матушки горели, поднялась температура. Находясь телом в монастыре, она была духом далеко от него, была там, где нужна была ее помощь, ее молитвы, даже ценой своего здоровья.

Непрестанный поток посетителей задавал различные вопросы, одна из них спросила: можно ли ходить к совсем молодому тогда о. Артемию В., к которому не рекомендовали обращаться другие священники (смущало их то, что такой юный он, а к нему нескончаемые очереди). Матушка, видя его духом, горячо поддержала: надо ходить, пусть ходят!

Из далеких мест ехали люди, чтобы услышать волю Божию о них. В самых запутанных ситуациях жизни матушке открывался неземной мудростью простой и ясный выход. В свете воли Божией все вдруг вставало на свои правильные места, всему находилось свое место. Один пожилой священник испрашивал благословения на преподавание в училище, высказав и главное его опасение о судьбе детей. Но старица твердо определила не преподавать. На другую преподавательскую работу также не благословила его. Келейница поинтересовалась «Матушка, ну почему вы все: нет да нет?» - «Остарел». И тогда он сам понял: возраст обязывает сосредоточиться на духовном и главном.

Беременным женщинам матушка наказывала молиться о всех детях, которые должны прийти в этот мир. Еще в 90-х гг. запрещала беременным женщинам: «Никакого УЗИ!» - оно плохо действует на мозг ребенка. Позже это подтвердила и наука. Врач-офтальмолог, научный работник, советовалась с ней о новейших методах лечения. Она их благословила, и опробование их дало поразительные результаты.

Раба Божия Елизавета Борисовна была у матушки в 1992 г, не успела еще ничего сказать, как та начала сама: «Передайте Вашим сотрудникам, которые читали эту книгу и смеялись, что они не наследуют Царства Небесного. Даже к Церкви им нельзя приближаться, пока не покаются!» Елизавета была поражена. Как раз незадолго до посещения матушки она вошла в комнату, где ее сотрудники читали вслух какую-то книгу и громко смеялись. Когда она взглянула на название книги, ей стало противно, и она вышла. Это был сборник нецензурных слов и выражений».

В 1993 году Федюков К.В., будучи холостым человеком тридцати с лишним лет, спросил совета, ожидать ли ему семейного счастья и продолжения его рода. С удивительной легкостью матушка Антония сразу ответила, что его суженая – коллега по работе, что скоро они поженятся и у них, Бог даст, будет двое детей… Действительно, в 1995 году состоялась свадьба, а в 1996 и 1998 годах у них родились сын и дочь. В самом деле, он работал на одной фирме со своей будущей избранницей. Дочь они нарекли Анастасией и лишь впоследствии узнали, что матушка носила это имя до пострига.

Корректировала матушка медицинские диагнозы. Видела содержание закрытых в конверте писем, подобно тому, как протоиерей Николай Гурьянов мог говорить о содержании книги, прижав ее к груди. Он сказал: «Хорошая книга, можно людям читать». Однажды ей показали письмо из Американского Биографического института. «Так оно ж на английском языке!» - сказала келейница. «Не надо отвечать» - невозмутимо спокойно и твердо определила матушка, даже не взглянув на конверт. После ее смерти в 2000 году в нашей стране началась интенсивная кампания по сбору сведений о каждом человеке на земле. Многие ужаснулись близости предреченного в «Откровении» апостолом Иоанном.

По книге «Помяните мою любовь», Минск, 2010 г.