Из духовного наследия арх.Кирилла (Павлова)
  • На войне гибнут тела, в мирное время – души.

  • Гордый, как поздний ужин, - никому не нужен.

  • Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог.

  • Если не слышишь чужие стоны – не помогут ни посты ни поклоны.

  • Суть послушания в одном: кто послушен, тот со Христом.

  • Держи голову низко, а душу к Богу близко.

  • Хочешь спасаться – умей смиряться.

  • Сначала скорби, потом благодать.

  • В делах вертись, а с людьми мирись…

  • Не будешь человекоугодником – станешь Богоугодником.

  • Как спастись? – Сердце смиряй, а себя укоряй.

  • Монах спит, а грех бдит.

  • За любовь предстоит борьба до последнего вздоха.

  • Людям важна внешность, а Богу – правдивость и честность.

  • Кто Богу молится – тот не опозорится.

  • Чистое сердце, словно криница, - всем пригодиться.

  • Не смейся чужой нужде – не заплачешь о своей беде.

  • Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.

  • Человек смиренный – алмаз безценный.

  • Кто старцу верен, тот Богом проверен.

  • Благословение духовного отца терпи до конца.

  • Дух любит мужество, но не дерзость.

  • Кого мир обманул? – Кто к нему привязался. А кого Бог спас? – Кто на Него полагался.

  • Упавший и поднявшийся – спасается. Не вставший – гибнет.

  • Церковь всегда распята, как и Христос.

  • Спасение – только в наступлении на грех. В отступлении перед грехом – гибель.

  • У послушника – преданность, у духовника – благословение, у Бога – спасение.

 

«ЧЕЛОВЕКУ ВЕДЬ НИЧЕГО НЕ НУЖНО, КРОМЕ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ»

Отец Кирилл называл пережитую Великую Отечественную войну «великой и страшной», «попущением Божиим за наше отступление от Бога». «Я помню, как в начале войны наши танки, самолеты горели. Как фанерные, вспоминал старец-фронтовик. – Только появится мессершмит, даст очередь – и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть». Но потом, «когда Церковь, верующие люди молились со слезами, просили в молитвах Господа о победе русского оружия, молитва дошла до Господа. И Он вскоре переменил гнев на милость». Батюшка потом говорил: «Человеку ведь ничего не нужно, кроме милости Божией». Это девиз любого, желающего исполнять Евангелие. И потом «во время Сталинградской битвы я был прямо восхищен: катюши, артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это все-таки Господь помогал нам!»

Будущему подвижнику веры, как и миллионам тогда русских людей, не надо было по известной святоотеческой формуле «держать ум во аде». Про войну потом отец Кирилл говорил, что она «хуже ада»: на ней есть еще место трусости, подлости, предательству. Но найденное на войне Слово Божие, в котором, по тогда еще вряд ли известному сержанту Павлову наставлению преподобного Серафима Саровского, уже плавал его ум, не давало отчаиваться. «Я шел с Евангелием и не боялся», - вспоминал про оставшиеся годы войны батюшка. «Души скорбящие, терпеливо несущие свой Крест, - это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, который часто обращает на них с любовью Свой взор. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – и какое это высокое родство!»

Такая душа не столько боится уже внешнего насилия обстоятельств или человеческой низости за спиной в тылу, сколько – собственного греха. Потому что все прочее, по слову старца, крест, дарованный каждому из нас – для победы над самым опасным и коварным нашим врагом – диаволом, которого непрерывно укрепляют против нас наши грехи. «Мы знаем, что не только крест с изображением Спасителя, - говорил потом отец Кирилл в проповедях, - но и знамение креста, сотворенное человеческими руками, отгоняет врага: как же не дорожить нам крестом скорбей, посланным нам в жизни, крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению?

Как и мы сами созданы по образу и подобию Божию, так точно и крест наш должен быть подобием Креста Христова. А становится он им лишь тогда, когда несем мы его с терпением и любовью, а не со злобой в сердце или унынием, когда сознаем, что идем по стопам Спасителя и что в кресте нам дано непобедимое оружие на врага, против которого этот вещественный крест – скорби наши – так же силен, как и крест с изображением Распятого Господа».

«Сделаем Евангелие главной книгой своей жизни», - говорил тот, кто однажды даже на операционном столе, пока ему делали операцию под местным наркозом, читал Евангелие. «Не будем, - говорил батюшка о Новом Завете, - расставаться с ним, но всегда будем поучаться в нем, помня, что это – Слово Божие, воля Божия, в исполнении которой жизнь вечная, а в неисполнении – погибель».

От того-то и заповедовал и увещевал отец Кирилл читать Евангелие с алканием и жаждой каждый день. Как можно больше. Напитываться этим Словом Жизни, чтобы не умереть. Чтобы простирать свой жизненный путь не к смерти, а к Пасхе. «Брали ли вы в свои руки Святое Евангелие с той целью, чтобы проверить, по тому ли пути вы идете, какой внем указан Господом нашим Иисусом Христом? – спрашивает отец Кирилл. – Если вы этого не делаете, то вы совершаете роковую ошибку, гибельную для вас. Этим вы показываете, что вы ни во что цените Божественную Кровь, пролитую Господом на Кресте. И ни во что вменяете возвещенное Им Святое Евангелие, которое есть путь, истина и жизнь для всего мира в целом, и в частности – для каждого человека».

«Сегодняшний хаос – это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны на окраинах России – тоже, - пророчески говорил старец Кирилл еще 20 лет назад. – Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели». Безусловно, многим известно пророчество, отец Кирилл говорил, что, пока он жив, войны не будет… Только верующим в Евангелие и твердо знающим, что отец Кирилл жив и поныне, и более нас, живых, открыто упование о мире.

«Надо нравственность поднимать, - призывал отец Кирилл, - только тогда можно будет говорить о возрождении России».

«Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного разумного существа. Этот закон все живое, все твари соединяет в единую целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и на смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира», - говорит батюшка Кирилл, познавший опыт Богообщения на страшной войне, предостерегая нас от новых кровопролитий… «Любовью покрывайте все. Люди у нас и так настрадались. Они такие несчастные, души у них исковерканные».

На вопрос: как и чем спасаться сегодня? – отец Кирилл отвечал: «Приводить людей к Богу». Когда у отца Кирилла спрашивали об экуменизме, он отвечал: «Это не Божие дело».

«Ибо ничто так не затрудняет шествие к нам Господа…как гордыня, в особенности гордыня духовная», - говорил батюшка нам, для коих храмы уже открыты, но открыты ли наши сердца для Господа? «Господь сошел на землю только для нищих духом, только для тех, кто чувствует свое бессилие в борьбе с грехом и нужду в спасающей благодати и призывает ее всеми силами своей души…- продолжал он. – Если мы сличим беспристрастно свою жизнь с Законом Божиим, требующим от нас не только чистых дел, но и чистых мыслей, и при этом вспомним, что говорит Писание: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10), - то поймем, что мы окаянны, нищи, слепы и наги». Смиримся – и Господь защитит нас».

«Подчас мы повинуемся греху, раболепствуем ему: не хотим делать, а тем не менее грех, страсти, худые наклонности, они сами по себе уже влекут на худое дело. Это объясняется растлением нашей природы. Греховность глубоко пустила в нас корни. Что делать? Только один путь – работать над собой, бороться со своими худыми наклонностями и пороками и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это должна быть борьба…»«Каждый о себе думает высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого. Все мы заражены тщеславием и самовозношением. А этот недостаток очень опасный. Апостол Павел заповедал: каждый из нас должен стремиться испытывать такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, умалил, уничижил Себя, приняв образ раба. Каждый в своем сердце должен ближнего своего считать лучше себя, а себя худшим.

Журнал «Покров» №2, апрель-июнь 2017 г.