Победа русского духа |
В чем тайна русской души и русского духа? Того духа, что позволяет выстоять в смертельном бою, не пропасть, не сгинуть в искушениях, простить трусость, предательство и обман, восстать из пепла? Кем и чем созидается и почему разрушается русский дух? На эту тему накануне 72-й годовщины Великой Победы рассуждает заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук Константин Михайлович Долгов: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» – сказал великий поэт. Слава Богу, Россия – самая обширная, самая великая держава, и куда бы мы ни поехали – к ее западным границам, в Калининград, или на Дальний Восток, через всю Сибирь – всюду чувствуешь себя как дома. При этом в России проживает огромное количество национальностей, которые имеют свою культуру, свои нравы, обычаи, традиции. Но вместе с тем, живя в России, они все стали в известном смысле русскими людьми. Когда наш человек, кто бы он ни был – якут, еврей, русский, украинец, чеченец, – оказывается за границей, его называют русским. И его сразу можно угадать, почувствовать, а уж когда он заговорит на русском языке, вопросов не остается. Почему? Потому что здесь проявляется именно русский дух. Из Священного Писания известно, что вначале первые люди Адам и Ева не знали ни добра, ни зла, у них не было ни этики, ни морали. Они были абсолютно невинными, несведущими, не знающими зла. И только вкусив плодов с Древа познания добра и зла, они начали грешить, каяться и после этого что-то понимать. Это наводит на мысль, что и современным людям Сам Дух тоже дается не сразу. Новорожденный младенец, хотя уже и человек, и Дух в него вошел с первым его вздохом, остается несведущим. Малыш растет, развивается, начинает познавать окружающий мир, осознавать его, понимать, как у поэта, что такое хорошо, что такое плохо, и лишь постепенно к нему приходит самосознание, духовность. В Священном Писании прямо говорится: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). А святитель Николай Сербский пишет о том, что самая большая территория принадлежит самому кроткому в мире – русскому народу. В России особая, суровая природа, которая воспитывала в человеке определенный характер. Философ Николай Лосский написал целую книгу «Характер русского народа», в которой отметил глубочайшую религиозность нашего народа. Сейчас в Европе почти не верят в Бога. А Русь, несмотря на гонения при большевиках, атеизм советского государства, влияние современной либеральной идеологии, верила и продолжает верить. Русский человек, подчас при внешней разболтанности, необычайно талантлив во всех сферах. Он и философ, и богослов, и одновременно – мастер золотые руки, строитель, инженер. Возьмите крестьянский двор, который существовал в России тысячи лет до колхозов, совхозов, заводов и офисов: крестьянин трудился от зари до зари, он был хозяином и понимал, что за все в ответе. Для русского человека характерно тяготение к Божественной красоте. У нас сложилось удивительное почитание икон, образов Божиих – Спасителя, Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, святых. В самом каком-то захудалом крестьянском дворе – резные наличники, ставни, узорчатые крылечки. И эта любовь к красоте – та же самая любовь к святости. Это опять работа Святого Духа внутри самого человека. В XX веке наша страна пережила Первую мировую войну, революцию, гонения на Церковь, на значительную часть своего народа, Великую Отечественную войну – какой народ мог при этом выстоять? Русский народ все выдержал, перенес и, слава Богу, опять стал могущественным. Но дух в русском народе настолько силен, что никакое оружие, никакой другой народ, никакие силы его никогда не поработят. Это стало ясно с первых дней войны: 22 июня 1941 г. немцы начали штурм Брестской крепости – и не могли взять ее более месяца. Никакой помощи извне нашим солдатам не поступало, бойцы были изолированы, вокруг – полчища немецкой армии. И люди стояли до конца, на стенах крепости сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Так проявили себя тогда еще мирные люди. Битва за Москву в 1941 г., срыв операции «Барбаросса», необычайные морозы во время битвы под Москвой, когда встали немецкие танки, – все это говорит не просто о силе русского духа, а о том, что собственно человеческого духа не бывает. Потому что дух народа дается от Бога. И поэтому по-настоящему надо говорить о Божественном Духе, о воплощении этого Духа в разных народах, участии в их жизни. Помню 1943 г., когда школьником работал на заводе: вся страна затихла, замерла, все ждали – выдержим ли мы Сталинград? Немцы превосходили нас в военной технике, в живой силе; американцы, англичане думали – отступим. А наши все-таки верили в победу, даже в тылу мы надеялись: нет, не должны сдать город, должны победить, выиграть эту битву. А на фронте – и говорить нечего: там стояли насмерть. И выиграли. Участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал, как нашел в Сталинграде в разрушенном доме Евангелие – с ним прошел всю войну и не боялся (все помнят героическую оборону дома Павлова в Сталинграде). Мой крестный отец, Михаил Андрианович Романов, младший брат моей матери, прошел Финскую войну, где все время был на передовой, а потом попал на Великую Отечественную. Там он получил 39 ранений, несколько контузий, был удостоен огромного количества наград. Когда он раздевался, на него было страшно смотреть: его тело было сшито из отдельных кусков мяса. Но он вернулся живым. И мы его спрашивали, как же он уцелел, пройдя две войны. А он отвечал: спросите у деда (его отца). Дед был глубоко верующим человеком. Он прямо во дворе вслух читал Евангелие, ему грозили, обещали, что упекут в тюрьму, расстреляют, а он не обращал внимания – мол, уже старый. И он тогда сказал нам, мальчишкам: «Я каждый день и каждую ночь молился Богу, просил Его, чтобы Он сохранил моего сына на войне». У него было шесть дочерей и один – самый младший – сын. И сын пришел живым, еще долго жил после войны. Когда война закончилась, Сталин поднял тост – за русский народ, за его терпение, за его ум, за его стойкий характер. Такого количества добродетелей у других народов нет. Если есть одно качество – нет других. Есть другое – нет третьего. У русского народа есть абсолютно все. Но дух народа может разрушаться. Разрушает его, во-первых, отход от веры, от Бога, когда человек начинает сбиваться с пути праведного, когда страсти затеняют добродетели. Сейчас на первом месте не труд, не миролюбие, не братство, не любовь, не дружба, а деньги, удовольствия, беззаконие, которое возводится в закон. Мы теряем благородство, те великие качества, которые воспитывает православная вера. Но даже экономика требует духовных начал, осознания того, что все люди, которые занимаются экономикой, должны думать о народе, о каждом человеке, о целом государстве, а не о собственном кармане. В Священном Писании говорится о том, как Бог благословил первых людей: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:26–31). А мы хищнически разбазариваем нефть, газ, лес, миллиарды тонн мусора завалили Россию. А сколько погибло видов рыб, животных, насекомых, птиц! Но люди не хотят над этим задумываться. Сегодня по сути дела идет мировая война: она прокатилась по многим арабским странам, продолжается в Сирии, на Украине, в Донбассе. Кто стоит за этим? Украинский президент Порошенко за последние годы удвоил свой капитал – был миллионером, стал миллиардером. Сверхбогатые люди всего мира, олигархи, владельцы транснациональных корпораций наживаются на войне. А политики их обслуживают. Одновременно миллиарды людей в мире живут меньше чем на 1–2 доллара в день, умирают от голода, холода и болезней. Тот хищнический государственно-монополистический капитализм, который существует в США, в Европе, а теперь и у нас, – давно себя изжил. Это античеловеческий строй. Его давно надо было отбросить и строить совсем другое – человеческое – общество. У каждого должно быть все необходимое для жизни, нельзя, чтобы единицы распоряжались всем богатством, а в это же время бедствовали миллионы людей. Надо отказываться от такого капитализма – и не через революции, а путем принятия законов, которые бы ограничивали хищнические интересы людей, не знающих меры. Дух русского народа или Святой Дух – это его путеводная звезда, напоминающая, как надо жить: в мире, в согласии, помогая друг другу, чтобы никто не жил за счет другого, никто никого не оскорблял, я уж не говорю – убивал. Жизнь должна строиться по Евангельским законам, заповедям. Другого пути нет и быть не может. Потому что в любом другом случае человек деградирует, и народ вырождается. И наоборот – сохранение духа русского народа, наличие святости в этом народе – во все времена было залогом его жизнеспособности и непобедимости. Журнал «Покров», апрель-июнь 2017 г., с сокращениями |