ПОУЧЕНИЯ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (1904-1998)

XII

Благодатные дары действенной любви Божией умножаются у подвижников веры после смерти. Умножается и великая мера их дерзновения и свободы в Боге. И из того мира они помогают нам, исполняя свое любимое Божье дело, с которым срослись душой на земле. В видеозаписи беседы с матушкой слышим мы знаменательные слова: «Что бы с вами ни случилось, какие бы беды у вас ни были, но у вас – я». Не случайным порывом рождены ее слова. Жившая молитвой, матушка не могла столь важную мысль говорить от себя. Родилась она, несомненно, от внутреннего извещения. Мысль о том, что ее молитва останется и по ее смерти со всеми людьми, обращающимися к ней, высказывала она многим духовным чадам: «Меня не будет, проси, я тебе все буду помогать». И ее помощь идет постоянно.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Замечайте события вашей жизни, во всем есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а впоследствии многое откроется». Жизнь подвижников веры – ключ к уразумению. Не верят самоуверенно и безответственно живущие люди, что ради праведников стоит мир. Но свидетельства их духовного предстательства невозможно утаить.

После смерти матушки пропала большая часть ее архивных материалов. В поисках точных документов о ней духовные дети матушки пошли в одно учреждение. Начальница говорит: «Мы на руки документы не даем». Они мысленно обратились к матушке: «Матушка, помоги». «Да и невозможно исполнить просьбу, - добавила начальница, - в архиве ремонт, дела перепутаны, не расставлены в алфавитном порядке – как в хаосе найти нужное?!» Поручила старенькой женщине не-архивариусу показать состояние архива. Та, словно бы делом желая продемонстрировать бессмысленность поисков, наугад простирает руку, вынимает первое попавшееся дело… Это оказывается дело матушки! Потрясенному работнику учреждения говорят: матушка наша не простая. Что-то перевернулось в душе пожилой женщины. «Идемте со мной», - решительно направилась она к начальнице. Обращаясь к ней, просит под ее личную ответственность – доверить дело на один день для ознакомления.

Вспоминает раба Божия София: «В Прощеное воскресенье 2004 года, собравшись на службу в Новодевичий монастырь, я подошла к фотокарточке матушки, висящей на стене, и испугалась: фотография была залита масляным миро, которое обильно текло широкой полосой, так что и фотография старца Сампсона, висевшая под ней, тоже промаслилась. От мира исходило тонкое благоухание роз. Я приложилась, помазала лицо… В храме люди говорили, что чувствуют благоухание. Миро текло 3 дня. Многие приходили ко мне в дом, помазывались.

Пишет раба Божия Елена: «Сына моего Владимира, несовершеннолетнего, осудили и 24 января 2002 года отправили на два года в детскую колонию в г. Можайск. Я была в унынии. Ездила по святым местам, монастырям, молилась. Дали мне правило матушки Антонии. Я прочитала и отложила бумажку. Я даже не понимала ничего, что написано – так переживала за сына. Немного успокоившись, месяца через два, я выполнила правило. Когда после того приехала к сыну, он меня спрашивает: «Мама, что случилось? Ко мне относиться стали, как к сыну». Школу он там закончил с одной четверкой – остальные «отлично». Стали готовить бумаги на волю. Начальник ушел в отпуск, сын зауныл, говорит: теперь некому меня представить перед комиссией. Вдруг в этот день возвращается начальник и говорит ему: «Вернулся из-за тебя, полюбил тебя как сына, сам не знаю почему». Его отпустили раньше срока, и тут же, осенью, он поступил в институт вечерний, днем работает. Женился… Молодые не хотели венчаться, всякие причины находили. Заказала я панихиду о матушке, съездила на могилку. Вечером звонит сын: «Мама, мы будем венчаться». По молитвам схимонахини Антонии обвенчались на Красную Горку. Была такая благодать! Слава Богу! Теперь, как есть возможность, езжу на могилку матушки Антонии, благодарю ее; по ее молитвам все налаживается в семье».

Помогает матушка и тем, кто узнал о ее жизни из книг. Однажды Алла Николаевна З. обсуждала с подругами мысли матушки Антонии о судьбе некрещеных младенцев. Вдруг крестная ее дочери, обеспокоенная услышанным, в потрясении говорит: «А как же быть, я и сама некрещеная»! Она стала крестной, будучи некрещеной. Матушка вскрыла неосознанный грех, не дала ему продолжиться. И другие женщины, которые не были уверены в том, были ли они крещены в детстве, пошли к священникам и приняли таинство крещения по особому чину, предусмотренному на этот случай Церковью.

Вспоминает Татьяна Ф.: «В июле 2003 года у меня заболела пятка. Хирург сказал, что это «шпора» и назначил лечение ультразвуком. Лечение мало помогло – только боль приобрела размытый характер. Другой послал на рентген. Никаких изменений в костной ткани не обнаружили, травматологи из ЦИТО назначили мне токи, которые тоже ничего не дали. В день памяти матушки – 11 октября – я поехала на ее могилку для встречи с нужным человеком. Стыдно признаться: если бы не эта необходимость, я нашла бы тысячу причин, чтобы не поехать, ибо нога у меня накануне болела особенно сильно. От станции до могилки матушки еле дошла. Моя знакомая посоветовала попросить матушку об исцелении. Прикладываясь ко кресту на могилке, попросила. Без особой веры. И тут же забыла о просьбе, потому что нога вся болела, едва доехала домой. Ночью меня затопили соседи сверху. Обнаружив это утром, кинулась бороться с последствием потопа… и только к обеду заметила: ноги-то мои не болят совсем! Добавлю еще один штрих относительно заботливых матушкиных молитв. На кладбище под моросящим дождем мы сильно промерзли, дрожали, стоя на платформе. Но в подошедшей электричке было так тепло, что нам довольно скоро стало жарко. Входящие удивлялись, что так рано включили отопление, но мы-то знали, кто о нас заботится».

Из рассказа Тамары П.: «Однажды мы с моей знакомой Зоей у могилки матушки почувствовали благоухание от креста. Когда ехали назад, она продолжала его ощущать, а я нет. В Москве пришла в гости крещеная татарка Зина. Начали есть чебуреки с картошкой, которые недоели на могилке. Вдруг Зина говорит: «Почему они розами пахнут?» Зоя понюхала – это было то благоухание, которое мы почувствовали от креста».

Одна женщина с мужем пили и дрались. На могилке у матушки она попросила: «Антония, миленькая, помоги мне в грехах покаяться, и чтобы мы больше не дрались». Приехали в Москву. У мужа начался понос. Потом стало тошнить, отвезли в больницу. Оказался цирроз. Они больше не дрались, повенчались; муж пособоровался, причастился и с миром отошел.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пей поругания, как воду жизни». Претерпевшая столько поруганий в своей жизни матушка Антония, сподобилась большого дара предстательствовать за нас и помогать. Один батюшка, о. Андрей, пожаловался духовной дочери матушке на острую нужду в деньгах для храма. «Батюшка, отслужите панихиду на могиле матушки, деньги обязательно придут, матушка поможет», - посоветовала она. Так и сделали. И требуемая сумма, копейка в копейку, действительно тут же пришла – буквально «свалилась с неба». И так было не раз со многими священниками, приезжавшими на могилку к матушке за помощью. После панихиды на могиле матушки помощь обязательно приходила.

Приведем рассказ Ирины Р.: «В августе 2002 года мы были с мужем в Киеве, старались посетить все святые места. Там у нас состоялись две незабываемые встречи с духовной дочерью матушки – монахиней Евдокией. В день отъезда я пошла в монастырь на службу и хотела попрощаться с ней, но она пела на клиросе, на хорах. Служба затягивалась, я стала просить: «Матушка Антония, помоги мне увидеться с Евдокией» (почему-то не сказала: «монахиней»). Но потом начался молебен и пришлось уйти, не попрощавшись. Когда сели в поезд, в нашем купе оказалась попутчица из Донецка, гостившая у дочери и ехавшая в Смоленскую область к сыну. Мы познакомились, она назвала свое имя: Евдокия! И самое потрясающее было то, что эта Евдокия знала матушку Антонию. 22 года назад она посетила ее в Покровском монастыре в Киеве и после этого все 22 года пыталась узнать, где найти матушку или хотя бы ее могилку. Теперь она будет всегда поминать схимонахиню Антонию».

В конце 2002 года раба Божия Ирина оказалась в больнице. «Матушка, сделай так, чтобы попасть в палату с верующими людьми», - просила больная. Так и стало. И даже с щедрым превышением! Рядом с ней оказалась кровать молоденькой инокини, чуть подальше лежала женщина из поселка Селятино, на пути к Малоярославцу, тоже приезжавшая к схимонахине Антонии. И это в многомиллионном городе! Так, вопреки теории вероятности, многократно «случайно» сводил Господь незнакомых людей со всей России, знавших схимницу.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) писал: «Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит православных праведников и исповедников». За то, что мы воздаем славу силе Божией, пролившейся в угодников Божиих и возведшей их на подвиг, все они вместе, - ибо любовь небесная соборна – молятся о нас. И сама любовь Божия нисходит к нам, укрепляя веру.

По книге «Помяните мою любовь», Минск, 2010 г.