СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов)) I Есть люди, оставившие за собою много дел, поучений и наставлений. О них можно писать и издавать много книг, а есть люди, устремленные вверх, ввысь к Богу. Когда эти люди уходят с этой грешной земли в мир иной, то часто о них даже невозможно много и написать… Таким человеком, с большой любящей душой и сердцем, был схиархимандрит Феодосий, более известный и почитаемый как старец Ахила. Говорил он мало – он много молился. И люди ощущали на себе силу его молитв. Старец, казалось бы, учил своих духовных чад совершенно простым вещам: любить людей, быть честным и справедливым. Он не давал правил, каких-то рецептов, не налагал епитимий, практически не делал выговоров. Батюшка не писал многословных писем, не оставил записанных проповедей. Сейчас несложно найти людей, охотно дающих наставления, а когда говоришь «наставляющему» о наболевшем, то вдруг понимаешь, что он и не слышит твоей боли и твоих вопрошений. Такие люди как отец Ахила оставляют свой след не на бумаге, а в душе. Батюшка так глубоко проникал в души и сердца людей, которые с ним соприкасались, что забыть минуты общения с ним было уже невозможно, он остался с теми, за кого молился, навсегда. Старец очень редко говорил о себе. Но однажды, вспоминая прошлое, он сказал: «Я для Бога себя никогда не жалел». Это – как духовное завещание для всех нас. Вот охарактеризовал жизнь отца Ахилы его духовный брат и сомолитвенник отец Мардарий (схиигумен Алексий): «Отец Ахила отличался примерным великодушием. Будучи чрезвычайно строгим и требовательным по отношению к себе, он легко и охотно прощал другим их человеческие слабости, помогая избавиться от немощей и падений, поддерживая и укрепляя их добрым отеческим словом и теплой молитвой. Он всячески стремился собственным поведением не дать повода к осуждению, не смутить кого-либо неосторожным словом или поступком». Его жизнь была наполнена трудами, испытаниями и скорбями, но он никогда не роптал и не осуждал других, храня внутреннее сокровище – молитву и непрестанное памятование о Боге. Родился будущий схиархимандрит Феодосий на Алтае, в селе Кадниково Барнаульского уезда 14 ноября 1906 года. В крещении младенца назвали Александром, в честь благоверного Александра Невского. В семье было четверо сыновей. До войны отец Ахила отслужил в армии в Чите, работал водителем на рудном карьере в Караганде. Во время Великой Отечественной войны его призвали в войска на восток – в Хабаровск, где шли боевые действия против японцев. Демобилизовался он в декабре 1945 года, вернулся на рудник механиком. Рудник Коунрад действует и поныне. Это большое предприятие, вокруг которого возник целый город. Работа на нем сулила высокую зарплату, уважение, жилье и прочие блага, но Александр Орлов уехал на Алтай, решает оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. При этом он избирает редкий и опасный путь – становится странником Божиим. В зной и стужу шли странники с одной маленькой котомкой по безкрайним русским дорогам, от одного монастыря к другому. Где-то удавалось заработать на хлеб своим трудом, иногда добрые люди подавали милостыню и принимали на ночлег. Паломники посещали Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавры, Соловки, Почаев, Дивеево, Валаам, Оптину и Глинскую пустыни. Странники иногда задерживались в монастырях надолго, исполняли посильные послушания и со временем часто оставались в числе насельников. Скитальческая жизнь соединяла в себе все пути подвижничества – и молитву, и постничество, и нестяжание, и проповедь, и исповедничество, и даже мученичество. Немало странников погибло от рук врагов Христовых. В конце сороковых годов ХХ века странничество во славу Божию было особенно трудным подвигом. В разоренных селениях нельзя было рассчитывать на милостыню. Государство стало строго контролировать, уехать без письменного разрешения и специально выданного паспорта из деревни для колхозника было уголовным преступлением. Для государства такой странник был «антиобщественным элементом», нарушителем порядка и носителем враждебного мировоззрения, а для преступников, пользовавшихся послевоенной разрухой – легкой добычей. Монастыри были почти все закрыты. Выходя утром из временного укрытия где-нибудь в разрушенной одинокой избе, странник имел с собою лишь молитву и упование на милость Божию. Это была жизнь, исполненная веры. Во время странствий батюшка Ахила стяжал, по милости Божией, умно-сердечную молитву Иисусову. До принятия монашества оставалось еще несколько лет испытаний. Его многократно задерживала милиция, его судили, избивали. Это было истинное исповедничество – многолетнее страдание за Христа. Подвиг странничества старец скрывал и почти не вспоминал об этих годах. Странничество ради Христа не было безцельным бродяжничеством. Странники старались посетить святые места, где почивают мощи святых угодников Божиих, где проповедуется Слово Божие, где можно встретить близких по духу людей. Странника Александра боялись принять у себя в домах, принимали в сараях. У батюшки в одну из зим обморозились ноги, и с тех пор они у него сильно болели. Однажды в окрестностях Почаева Господь открыто явил страннику Александру Свои заступничество и милость: он ночевал в заброшенном доме, внезапно явились разбойники, батюшка стал читать псалом «Живый в помощи Вышняго…», продолжая лежать на лавке, разбойники вышли, не заметив его. Ночуя зимой на улице батюшка застудил ухо и нос, они у него болели В конце концов странник Александр решил остаться в Киево-Печерской Лавре. Однако безбожная власть сильно сопротивлялась каждому новому насельнику, устраивали облавы, паломников насильно увозили, избивали, арестовывали и судили. Безбожникам очень важно было обезкровить этот древний монастырь, лишить его новых насельников и паломников, добиться, чтобы свеча монашеской молитвы угасла в этом месте. Некоторое время странник Александр жил в Лавре тайно, ночуя в укромных уголках. Но однажды будущий старец получил благословение на постоянное пребывание свыше – от Самой Пречистой Богородицы. Батюшка сам рассказывал: «Когда я пришел в Киево-Печерскую Лавру, монахи приглашали меня в кельи, но я не хотел: то под кустиком где-нибудь переночую, то в сарае. И все ходил молиться. Я не мог нарадоваться, что попал в такую святыню. Однажды, когда я вышел из церкви, ко мне подошла Женщина необычайной красоты. Она не одна была, вместе с Ней явилось много людей, и говорит: «Ну расскажи, что ты здесь видел, что знаешь». «Ничего не видел, ничего не знаю», - ответил я. Она удивилась: «Как? Ходишь по этим святым камням, и ничего не видел и не знаешь?» От смущения я ничего не мог сказать Ей в ответ. Она в утешение протянула мне Свой посох и сказала: «На тебе Мой посох, подержись за него, - в нем твоя сила». Я взялся за посох, и меня тотчас обожгло, как огнем, от самого низа до верха. После этих слов Жена словно растворилась в воздухе. Вместе с Ней стали невидимыми и те люди, что были при Ней. Растерявшись, я стал спрашивать у прохожих о Женщине с посохом, но никто, кроме меня ничего не видел…» Кто наблюдал за жизнью старца, было очень заметно, что он очень любил Матерь Божию. Конечно, все христиане любят Богородицу, но у него любовь была особая. Старец всегда брал иконочку Божьей Матери и незаметно целовал ее, когда накладывал на себя крестное знамение. Он ежедневно читал акафист Матери Божией и кому-либо из святых. Видимо, этим батюшка благодарил Матерь Божию за это явление, за силу, которую дала Она ему. Старцы Киево-Печерской Лавры объяснили тогда Александру, что он удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы, Священноначальницы православного монашества и его Игумении. До принятия пострига отца Ахилу ожидали большие испытания. В 1955 году его схватила милиция, начались расспросы, установление личности. Александр ясно и открыто исповедал свою веру, заявив, что он – православный странник. Началось следствие. Ему говорили: «Ты же хороший водитель, можешь трудиться, мы тебя отпустим домой, но только с условием – в Лавру больше не возвращайся». Но он отвечал: «Я домой хочу, но только дом мой находится не в земных, а в Небесных обителях». Александра Орлова «признали» душевнобольным, отправили в психиатрическую лечебницу. Позже батюшка Ахила вспоминал, как во время суда ему было открыто, что и за председательствующим на суде, и за многими присутствующими стоят повелевающие ими бесы. Александра поместили в палату с буйными душевнобольными. Всю ночь там было включено освещение. Среди пациентов было много одержимых нечистыми духами. Множество бесов вселялись в людей из-за того, что те оставили себя без защиты благодати Божией – «упразднили» веру в Бога, хулили Его святое имя и Его Церковь, разрушали храмы, притесняли и убивали христиан. Увидев осененного Божией благодатью человека, бесноватые с яростью на него набросились. Но как только он начал творить молитву Иисусову, бесы, сидевшие в этих несчастных, не выдержали святых слов. Все одержимые собрались в дальнем углу палаты, с яростью глядя на него. Особенно не терпели бесы поста. В среду и пятницу выдаваемая еда всегда была скоромной. Александру приходилось голодать, а бесноватые злились еще больше. Но видя, что верного раба Божия не сломить, безбожники пытались инсценировать убийство, угрожая топором. Батюшка без боязни им сказал: «Руби, тело убьешь, а душу не погубишь». По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г. |