СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов))

III

После закрытия Киево-Печерской Лавры в годы хрущевских гонений, отец Ахила подвизался высоко в горах Абхазии. На Кавказе сложился целый монастырь пустынножителей, где велись ежедневные богослужения, велось совместное хозяйство: рубили и корчевали вековые деревья, изготавливали доски для строительства, сажали кукурузу, мололи ее и пекли хлеб, на небольшой речке построили мельницу – колесо и жернова, сами делали бочки для огурцов и капусты, сажали картофель, помидоры, виноград, клубнику. В озере ловили рыбу. Часто приходилось жить впроголодь – огород разоряли медведи, а запасы портили мыши. Отец Ахила раздобыл дикий рой, он получил 74 укуса, при том, что 100 укусов считается опасным для здоровья, из этого улья выросла большая пасека. Особый опасный и тяжелый труд имел даже особое название – «носить ноши». Все – от крупы  и сахара до одежды, инструментов и гвоздей – нужно было нести на себе через горы. Если Господь попускал пустыннику заболеть, то надежда оставалась только на милость Божию – ни лекарств, ни врачей в горах не было. Но Бог молитвами Пресвятой Богородицы множество раз спасал Своих верных рабов от болезни, увечья, нападения диких зверей. Но саму большую опасность для отшельников все же представляли люди. Для представителя власти монахи, живущие в горах, были смутьянами, нарушителями закона, а для лихого бродячего народца – браконьеров, беглых преступников – беззащитной «добычей».

Община пустынников росла, и батюшка уступил свою келью, а сам переселился в двухсотлетнюю липу. Ее ствол не могли обхватить 6 человек. Постучав по дереву топориком, батюшка Ахила определил, что оно внутри пустое. Он очистил дерево изнутри от трухи. Обнаружилась большая полость, в нижней части больше трех метров в диаметре. Получилось одновременно и дупло, и пещера. Неутомимый отец Ахила выскоблил стены до светлого дерева, настелил пол. Из плоских неотесанных камней сложил печку, а на высоте двух с половиной метров набил из каштановых досок потолок. Над потолком оставалось еще немного пространства. Там старец устроил каморку для хранения продуктов и пчеловодческого инструмента. А над этой каморкой устроил еще келийку, в которой можно было только сидеть. В ней было пробито отверстие в древесной стеле, в которое был вставлен кусок стекла. Получилась «трехэтажная» келья, совершенно незаметная для посторонних глаз. Двери были со стороны скалы, их еще нужно было обнаружить. Лестницы не было. Так строили специально на случай облавы. Не все знали, что он там живет. Отец Ахила был настоящий аскет. Из окошка верхней «комнатки» открывался величественный вид на горы с их лесами и покрытыми льдами вершинами. Уже будучи схиархимандритом Феодосием, батюшка вспоминал: «Сейчас разве монашество? Вот в горах было истинное монашество. Тогда друг друга поддерживали, друг друга духовно любили, была сплоченность духовная. В наше время нет такой духовной любви, каждый думает только за себя. Сейчас суета – а там утром проснешься – солнце восходит, везде горы. Станешь на молитву, и она прямо летит к Богу». Сравнивая жизнь монахов современных благоустроенных монастырях с древними иноками, он с печалью заметил: «Мы себя считаем монахами, но мы только вешалки, на которые можно повесить рясу».

Бесы ненавидят уединенную молитвенную жизнь и всячески стараются разрушить е. несколько ночей подряд отец Ахила явственно слышал вокруг своей кельи-липы приглушенный разговор и шаги. Казалось, что большая группа людей решает, как забраться в келью. Страх овладевал монахом Ахилой. Старец догадывался, что это – бесовское страхование, но встревоженная душа не находила покоя. В одну из таких ночей батюшка поднялся в свою каморку. Там, в окне при свете луны он увидел сову, спокойно сидящую на ветвях липы. Если бы вокруг дерева действительно были люди, осторожная птица никогда бы не села на него. Тогда отец Ахила успокоился и усилил молитву. При чтении псалмов бесы бежали, гонимые благодатью Божией. Батюшка исповедал свою беду отцу Исаакию, как более опытному монаху. Во время братской беседы все демонские козни открылись и, следовательно, потеряли свою силу. Бесы были посрамлены и страхования прекратились. Подробное описание этого пустныннического монастыря можно найти в книге монаха Меркурия «В горах Кавказа». В конце 1960-х годов милиция взялась разгонять пустынников в горах. Хотя полет вертолета в гористой местности – дело сложное и дорогостоящее, но на поиски отшельников он посылался много раз. Известен случай, когда по молитвам отца Ахилы иноки, которых власти преследовали на вертолете, чудесным образом прошли через глубокую пропасть. Часть монахов не сумела укрыться от вертолета, их заметили и преследовали, как диких животных, постепенно прижимая к пропасти. За пропастью был лес, где можно было бы спастись, но попасть туда было нельзя. Вертолет стал резко приземляться, но произошло явное чудо – монах, который шел впереди (а это был отец Ахила, как вспоминают очевидцы этого события, дожившие до наших дней), перекрестил перед собой пространство и все пошли через пропасть, словно под ногами у них была твердая почва. Вертолетчик не поверил собственным глазам, а когда убедился, что монахи ушли, на базу вернулся совершенно другим человеком. Он положил на стол партбилет и отказался охотиться на безоружных людей. Это чудо укрепило подвижников в вере. Они увидели: Господь заботится о них, направляет их жизнь и ведет их ко спасению. И что бы ни случилось с ними в дальнейшем, на все – благая воля Божия. Но большинству отшельников тех времен все же суждено было покинуть горы. Милиция не успокоилась. При помощи проводников из местных охотников, они арестовали многих монахов, милицию сопровождали вооруженные солдаты, которые окружали всю поляну с автоматами.

Во время пребывания в милиции в Сухуми у отца Ахилы произошел примечательный разговор со следователем. Высокий милицейский чин, указав на висевший над его головой портрет Ленина спросил: «Любишь ли ты нашего дорогого вождя?» Батюшка ответил: «Как он меня, так и я его». Богоборческие власти остались ни с чем. Отца Ахилу выпустили на свободу. Будучи хорошим ходоком, батюшка вернулся в пустыньку, опередив остальных. Однако впоследствии их стали докучать разбойники. Они мучили отца Ахилу, требовали денег. Отец Ахила мужественно смотрел смерти в лицо. Чтобы запугать инока бандиты начали стрелять. На все вопросы батюшка смиренно отвечал, что поселившиеся здесь – простые иноки, живут своим трудом, никакой торговли не ведут и никаких сбережений не имеют. Разбойники удалились. Однажды разбойники связали отца Ахилу и уложили на пне, угрожая отрубить голову. «Если такова твоя воля, - сказал он убийце, - руби, только что же ты от этого будешь иметь?» Тот упрямо сказал: «Ну и что, просто отрублю голову, и все». «Хорошо, руби, - спокойно согласился старец, - но помни, что ничего этим не добьешься. Голову можешь отрубить, но душу равно не заберешь. Душа Божья». Разбойник призадумался над словами монаха и отбросил топор. Смерть снова прошла мимо. Стало понятно: жить как прежде, в безвестности и уединении подвижникам не позволят. Однако, Пресвятая Богородица не оставила Свой сад. Одни молитвенники стали украшением славных обителей. Отцами для многих духовных чад. Другие – продолжили молитву в городах и селах Кавказа. Были и оставшиеся в горах, однако, их жизнь уже шла по-другому. Но за эти годы весть о Кавказских отшельника распространилась в православном народе. И многим людям Дух Святой внушил желание помочь отцам-пустынникам продуктами, деньгами или вещами. Попадала эта помощь в горы Кавказа во многом благодаря самоотверженному труду отца Ахилы. Облавы и убийства пустынников продолжались вплоть до середины 1985-х годов. Но несмотря на изнурительный труд и постоянную опасность смерти, отшельники преуспевали в умном делании и возрастали духовно, стяжали непрестанную молитву Иисусову.

Собратья-пустынники почитали батюшку Ахилу за образец подвижнического жития: «Отец Ахила отличался примерным великодушием. Будучи чрезвычайно строгим и требовательным по отношению к себе, он легко и охотно прощал другим их человеческие слабости, помогая избавиться от немощей и падений, поддерживая и укрепляя их добрым отеческим словом и теплой молитвой. Он всячески стремился собственным поведением не дать повода к осуждению, не смутить кого-либо неосторожным словом или поступком». Себя же смиренный батюшка Ахила называл «пустым пустынником».

После вооруженных облав 1968 года батюшка Ахила пошел в Почаевский монастырь. Он жил попеременно – то в Почаеве, то на Кавказе, а в 1972 году вошел в состав обители. Непросто было оставить дорогое сердцу пустинножительное уединение. Но на это ему было благословение свыше. Батюшка сам рассказал одному из духовных чад: тогда ему третий раз в жизни явилась  Пресвятая Дева Мария. Богоматерь была со Своим нареченным сыном – святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом. Она сказала отцу Ахиле: «Иди в Почаевскую Лавру, ты там должен послужить людям». Почитая себя недостойным благодатного видения, батюшка рассказал о явлении своему духовнику. Старец подтвердил – видение было от Бога. «Иди в Почаев, - сказал духовник отцу Ахиле, - это воля Божия, я благословляю тебя». После чада спрашивали у батюшки, как же это было, он улыбался и отвечал: «А зачем вам?» Вообще на всякое желание узнать о сверхъестественном, тайном, старец Ахила всегда кротко отвечал: «Мы не достойны видений».

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.