СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов)) V Отец Ахила был старцем – не просто опытным монахом преклонных лет, а молитвенником и путеводителем для многих ко спасению. Еще одно послушание, на котором трудился в 1970-е – начале 1980-х годов отец Ахила – была иконная лавка. Это был ответственный и опасный труд. За распространение духовной литературы отца Ахилу неоднократно вызывали в милицию, однако он продолжал свое дело. Среди покупателей лавки много было людей, ищущих наставления, поддержки. В советское время, когда религиозную литературу было запрещено распространять, многие книги и акафисты переписывали и перепечатывали на печатных машинках. Редкие акафисты, как, например, Страстям Христовым, батюшка Ахила доставал из-под прилавка. Один из монахов рассказывал, как, будучи еще мирянином, он зашел в иконную лавку. И хотя он ничего не собирался покупать, отец Ахила протянул ему листок – рисунок стоящего возле гроба монаха с надписью: «Сего никто не избежит». «Зачем мне это?» - удивился паломник. Отец Ахила ответил со всей присущей ему непосредственностью и прямотой: «А как же? Это самое главное – всегда помнить о смерти!» Со временем этот молодой человек стал монахом. Он на всю жизнь запомнил этот разговор в иконной лавке. Про отца Ахилу говорили: «Он любил народ, любил духовно наставлять людей. Он любил с народом петь, молиться, акафисты читать, наставлять, поучать или просто отвечать, что люди спрашивали. Он все знал». В 1976 году батюшка Ахила достиг уже полноты человеческого возраста – ему исполнилось 70 лет. Его внешний вид сочетал благообразность и скромность. Простенький ветхий подрясник был всегда чист и аккуратен. По образцу дореволюционного монашества его длинные волосы были расчесаны и свободно ниспадали на плечи. На голове он всегда носил скуфью. В нем никогда не было той нарочитой небрежности, которую часто ошибочно считают обязательной для подвижника. В келье его всегда было много вещей: продуктов и посылок, предназначенных для отправки пустынникам на Кавказ: одежда, разные незаметные в быту мелочи. Батюшка называл этот импровизированный склад по-военному: перевалочный пункт. Однако отец Ахила не терпел, когда что-либо, даже и полезное, делалось не во славу Божию, а из человекоугодничества, из тщеславия. Вот один пример: «Однажды, когда мы батюшке гладили рясу, подготовляя ее к службе, он, проходя мимо, спросил: «А что вы делаете?» Мы с готовностью ответили: «Батюшка, готовим вам рясу, чтоб вы красивым у нас были». Старец взглянул ласково, с улыбкой и ответил: «Тогда я ее надевать не буду». Таким образом батюшка дал понять, что пристрастия к одежде не должно быть, косвенно вразумив, чтобы и мы были одеты скромно, как и подобает христианам». Воспоминания рабы Божией Раисы: «В былые времена я работала на хорошей в мирском понимании работе, которая давала мне возможность жить безбедно. Однако работа эта была связана со многими нарушениями Заповедей Божиих, а я уже стала ходить в церковь, и совесть сурово обличала меня. Наконец во всей полноте встал вопрос, что выбрать – церковь или работу. Сама я никак не могла решить, что предпочесть, и серьезно задумалась над тем, чтобы встретиться с кем-либо из духовных старцев, которые, помолясь, смогли бы подать мудрый совет. В это время кто-то подсказал, что можно поехать в Почаевскую лавру и там встретиться со старцем Ахилой, который каждое утро стоит возле Чудотворной иконы, опускаемой для поклонения, и у него испросить духовный совет. Так я и поступила. Не откладывая столь важное дело на неопределенное время, тотчас же собралась и поехала. Ранним утром, после полунощницы и акафиста, когда опустили икону, я стояла в стороне и смотрела, как люди нескончаемым потоком подходят и прикладываются к Чудотворной иконе Божией Матери. Долгое время все никак не могла решиться подойти к старцу. Когда же икону подняли, отец Ахила сам подошел ко мне и негромко сказал: «Выбирай Небесное, брось все земное. Земное пройдет, а Небесное будет вечно». После такого старческого вразумления я все поняла, не медля более, бросила свою неспасительную работу, стала постоянно ходить в храм и потянулась к духовной жизни. Со временем Господь управил так, что я стала духовным чадом отца Ахилы и часто помогала ему в поездках на Кавказ. Однажды со мной произошел знаменательный случай. Внутренне считая отца Ахилу своим духовником, я еще не всегда дерзала к нему обращаться. Батюшка в силу своей занятости никого из приезжих не исповедовал, делая исключение для некоторых в крайне редких случаях. Поэтому я пошла на исповедь к другому старцу, архимандриту Апеллию, который показался мне несколько строгим, хотя со временем я поняла, что этой мнимой строгостью и некоторым юродством он просто прикрывал свою прозорливость. Старец этот прошел множество гонений и тяжелых испытаний, сидел в тюрьме за свою ревность в Православной вере. Лишения и трудности не сломили его, а еще более закалили его дух. Отец Апеллий спросил меня, у кого я окормляюсь, к кому прибегаю за духовной помощью. Когда я назвала отца Ахилу, старец с величайшим одобрением сказал: «Да, у него можешь окормляться духовно. Когда он служил Литургию и стоял у Престола, я видел огненный столп, который шел от него к Небу». Очевидно, это свидетельство одного из духоносных почаевских старцев означало пламенную молитву, которая восходила к Небесам, как огненный столп», Один из почаевских монахов рассказал, как при молитвенной поддержке старца он избрал иноческое служение: «Привели меня в Лавру сложные жизненные обстоятельства, для разрешения которых люди посоветовали поехать помолиться: «Может, Господь поможет». Сложилась ситуация, из которой, казалось, не было выхода. Когда я в полном отчаянии приехал в Лавру, одна матушка по доброте сердечной посоветовала: «Если хочешь стать духовным человеком, прилепись к отцу Ахиле, и всему научишься». Первый раз, по совету людей, я все бросил и поехал в Лавру на неделю. Я купил много книг, сильно растратился, и денег на обратную дорогу не осталось. Никого не знал, просить стыдился, а уезжать нужно было срочно, потому что отпуск заканчивался. Подойдя к Чудотворной иконе Божией Матери, приложился к ней. Старец, стоящий возле иконы, внимательно посмотрел на меня, взял в пригоршню денег из тарелки, в которую люди кладут пожертвования, и дал мне. «Возми и езжай», - произнес он. Вначале меня удивляло, что старец видел, что у меня в голове. Никто не был в курсе моих проблем, я только думал о них, молился и на Бога надеялся, веря, что Господь как-то все устроит. Потом пошел к старцу и спросил, как поступить, чтоб выйти из ситуации. Он посмотрел на меня и сказал: «В жизни тебе ничего не пригодится из того, чем ты занимаешься, чему учишься. Бросай все и приходи в Лавру». Придя в обитель, я испытал много искушений, но у меня появилась цель. До этого в душе уже залог какой-то был, появилось понимание того, что этот мир был не для меня, но лишь старец четко указал, что делать. И конечно, он сказал еще много личного. Вначале я боялся старца, не мог найти подход к нему. Но потом понемножку стал с ним сближаться. Отец Феодосий ко мне уже обращался даже не столько по-братски, а с любовью, по-отечески. Он был удивительно прост и доступен. Меня это так привлекло, что я за ним тянулся, душа чувствовала, что это то, чего я искал. Старец любил людей с открытой душой, с чистым сердцем, простых и доступных. Я смотрел на него с некоторым страхом, потому что видел, что он прозорлив. При встрече с ним у меня возникало какое-то благоговение. Подходишь к этому человеку и понимаешь, что он про тебя все знает». Если люди стремились встретиться с ним, то старец никому не отказывал. Редко бывали случаи, когда отец Ахила подходил к кому-нибудь сам. Он мог произнести всего несколько слов, но этот разговор часто менял жизнь человека и становился началом духовного родства. Но это только в том случае, если старцу было открыто – это духовно жаждущий, стоящий на перепутье человек. Тех, кто предпочитает «жить своим умом», а тем более тех, кто был движим одним лишь праздным любопытством, тех отец Ахила сразу вразумлял, а если они упорствовали – прекращал всякое общение, не боясь показаться резким и невежливым. Однажды после отчитки к старцу Ахиле под елеопомазание подошла ничем не примечательная женщина. Батюшка неожиданно отстранил ее, строго сказал: «Ты зачем сюда пришла, чего ты хочешь? Твоего имени в записках нет! Я не молился о тебе, отойди!» Видимо, что-то, увидено прозорливым старцем в ее душе, не давало ей права приближаться к святыне. Другая паломница оказалась более настойчивой. Когда батюшка предстоял пред Чудотворной Почаевской иконой Богоматери, она подошла и стала требовать от него особого внимания и признания неких своих заслуг: «Батюшка, Вы меня помните? Я помогала Вам, делала для Вас и то, и другое». Но отец Ахила ничего не отвечал, а только отстранил посетительницу от иконы, чтобы не мешала другим. Но женщина все повторяла: «Батюшка, Вы должны помнить меня и молиться, батюшка Вы должны молиться…» Молчавший все это время старец ответил на эти притязания: «Молюсь, чтобы Господь изгладил тебя из моей памяти». Настойчивая посетительница после этих слов оставила батюшку Ахилу в покое. Даже, если она и сделала для старца нечто доброе, то ее горделивое осознание собственной «праведности» уничижило сделанное. Благодетельная «грубость» батюшки была попыткой образумить ее, хотя бы в назидание другим. Один из старейших насельников Киево-Печерской Лавры, знавший батюшку еще со времени пребывания его в Киеве паломником, отмечает, что до конца жизни старец благодушно переносил все испытания, лишь повторяя: «Кто претерпит все, получит венец». По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г. |