СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов))

VIII

Почаевский старец Ахила, лишь увидев человека, сразу прозревал, что его беспокоит, мучит, и как ему можно помочь. Вот один случай из жизни старца, вспоминает раба Божия Елена: «Однажды приехала в Почаев в состоянии глубокой духовной смуты, не зная, как поступить в непростой жизненной ситуации. По дороге твердо решила обратиться к одному из старцев, чтобы сделать все в соответствии с его благословением. Хотела попасть к отцу Богдану, но попала к старцу Ахиле. Я стояла недалеко от солеи, рядом с ограждением, и предавалась своим невеселым думам. Внезапно из пономарки вышел невысокий худенький батюшка и, как мне показалось, внимательно посмотрел на меня. «Кто это?» - спросил я и получила ответ: «Это отец Ахила, он прозорливый, бесов гоняет». Люди стали подходить под его благословение, я не могла пробиться через этот поток и только молилась, чтобы старец услышал меня и наставил. По промыслу Божию, я была буквально вытолкнута вперед и оказалась рядом с ним. В голове роились вопросы, которые я не могла произнести вслух, потому что очень волновалась. Наверное, я бы так и ушла неутешенной, если бы старец не почувствовал мое состояние. Почти не поднимая голову, негромко, он произнес несколько фраз, которые и были желанным ответом на мои недоумения. Старец без слов понял все, что я хотела ему поведать, и проявил удивительную духовную чуткость, незамедлительно подав ответ. Да упокоит Господь его светлую душу!»

Иногда власть духов злобы над человеком попускается промыслительно – чтобы он одумался, чтобы понял, что мир духов, о котором говорит Слово Божие реален, и если он не обратится к Богу, то демоны, столь мучающие и унижающие одержимых, станут его жестокими хозяевами навечно. Для некоторых бывает полезно пострадать в земной жизни от бесов, чтобы избавиться от них в жизни вечной. «Вы люди одержимые, но поймите, вас Господь помиловал, Он вам такую милость показал. Эта болезнь маленькая, она вам во спасение послана. Господь хочет вас спасти, надо потерпеть хоть кое-что» - говорил отец Ахила пришедшим на вычитку. «Тебе надо терпеть, терпи, это во спасение, терпи, это поможет», - повторял он в личных беседах со страждущими. И люди смирялись, старались изменить свою жизнь, ходили в храм Божий, исповедовались и причащались, избегали греха. Когда старец Ахила узнал, что еще один из проходивших к нему страдальцев изменил свою жизнь, воцерковился и обрел исцеление, он радовался искренне, как ребенок.

Перед тем, как дать какой-либо совет или ответить на вопрос, батюшка часто несколько минут сосредоточенно молча молился, и только потом уже начинал говорить. Об одном младенце, страдавшем от демонических сил, отец Ахила молился целую неделю, сопровождая молитву строгим постом и чтением акафистов, пока ребенок не исцелился. Отец Ахила говорил, что путь бесам в детскую душу открывают грехи родителей. Однажды на вычитку женщина привезла сына, которого во время приступа беснования не могли удержать трое мужчин. Она стала умолять батюшку сделать все возможное для спасения ее чада. «Ты бы лучше за свой грех молилась», - сказал ей строго старец. И когда она исповедовала свой грех в Таинстве Покаяния, парень исцелился. Отец Ахила на каждой вычитке говорил пришедшим, что без покаяния исцеление не имеет смысла.

Духовные чада батюшки Ахилы составили особую духовную общность, семью, соединенную узами любви, благодарности и почтения к старцу-подвижнику. Хотя батюшке Ахиле было уже за восемьдесят, он неустанно продолжал ездить на ставший ему родной Кавказ. Отправлялся отец Ахила в основном сам, иногда в сопровождении 2-3 спутников из числа насельников Лавры или духовных чад. Везли продукты, одежду пустынникам, книги, вещи, нужные в быту. К самим пустынникам старались лишнего внимания посторонних не привлекать. В то время часть из них жила уже в населенных пунктах, как, например, отец Виталий. В лесных хижинах жили отец Мардарий, иноки Николай, Константин и Михаил, еще несколько подвижников. К концу восьмидесятых положение изменилось, можно уже было не опасаться милиционеров, везти большие грузы. Отец Ахила готовился к этим поездкам задолго. Все необходимое приносили благотворители из числа духовных чад отца Ахилы. Настоятель Почаевской Лавры часто благословлял взять, что нужно, из монастырских запасов. Ехали уже целой группой. Останавливались иногда в Сочи, Адлере, Сухуми на день-два. Там уже были места, где можно было остановиться. Это были жилища православных христиан, священников, подвижников. Для них было большой милостью Божией приютить у себя старца со спутниками. Для всех, сопровождавших батюшку Ахилу, эти поездки были настоящей духовной школой. Слова старца, его рассказы, встречи в пути – все это оставляло в душах неизгладимый след.

Советский Союз близился к распаду. Появилось много враждебных Православию и просто опасных людей – бандитов, националистов, разнообразных сектантов, оккультистов, а также заблудших, потерявших жизненные ориентиры людей. Встретиться с ними в вагоне поезда, где часто пересекаются человеческие пути, было очень легко. Нередко чувство опасности охватывало спутников отца Ахилы. К тому же в горах начали стрелять. Часто только прозорливость и молитвы старца Ахилы спасали путников от неприятностей. В 1992 году началась кровопролитная грузино-абхазская война, но и в это время отец Ахила продолжал ездить на Кавказ. Духовные чада с опаской собирались в эти поездки. Но спокойствие и сила веры батюшки придавала им отваги. Молитва старца хранила их и на горных перевалах, и в поездках. Приезд старца был праздником не только для пустынножителей, но и для всех православных в Абхазии. Некоторые насельники Почаевской Лавры старались отговорить старца от этих утомительных и небезопасных путешествий, говоря: «Батюшка, зачем Вам это надо?» Он отвечал: «Аз раб неключимый, исполняю волю Господа моего». Когда речь заходила о том, что эти путешествия забирают много времени, батюшка отвечал им своей излюбленной фразой: «Я никогда никуда не спешу». В пути, в поезде часто читали Евангелие, Жития Святых, «Закон Божий», «Луг Духовный» Иоанна Мосха – собрание древних монашеских поучений и рассказов из жизни подвижников. Батюшка очень ценил минуты такого чтения. Если позволяла обстановка, кто-то читал вслух, а старец Ахила объяснял прочитанное. Каждый вечер все становились на молитву, вычитывали келейное правило, два акафиста, три канна и повечерие, после чего был скромный ужин. Молитвы на сон грядущим читали уже перед сном. День начинался с полунощницы или 17 кафизмы. Глядя на молитву батюшки, спутники также сосредотачивались на словах молитвословий. Батюшка любил говорить короткие фразы, такие как «День – для работы, ночь – на молитву». При этом старец не был ни мрачен, ни суров. Если он видел, что кого-то из путешествующих с ним одолели тревоги и мрачные думы, то мог, приобняв, или похлопав по плечу, добрым словом ободрить и развеять печаль. Группа паломников с большим багажом, естественно, привлекала всеобщее внимание. Однажды с одним из спутников батюшки намеренно затеял в тамбуре спор «о вере» какой-то сектант. Его многословные аргументы обезкуражили православного. Отец Ахила, сидя в вагоне, тут же указал на истинную природу этого безсмысленного спора: «Вот там Алексей спорит, а с кем он спорит? Этому человеку бес помогает говорить, он его не переспорит никогда, пусть лучше идет сюда». В другой раз еретики попытались подкупить паломников денежной помощью: «Приняв жертву, Вы поможете людям, сделаете хорошо тем, кто в этом нуждается…» Батюшка равнодушно посмотрел на протянутые деньги и ответил словами из Писания: «Елей грешного да не намастит главы моея, от тебя я ничего не возьму».

Как-то в поезде к старцу Ахиле обратился с расспросами немолодой мужчина: «Что это у вас за одежда? А что она означает?» - не слишком деликатно интересовался он. Отец Ахила отвечал просто и смиренно, стараясь не спровоцировать ненужную дискуссию: «Я монах, священник, на мне надет подрясник. Это одежда, которую мне положено носить в соответствии с саном. Она означает, что я – монах, и должен в ней ходить во всех случаях жизни». Батюшка видел душу этого человека и понимал, что ему нужно. Перед ним был ветеран войны, фронтовик, всю жизнь прослуживший своей стране и народу. С падением власти коммунистов он пребывал в растерянности и унынии. Отец Ахила понимал, что в сущности, это честный и порядочный человек, близок уже к Царствию Небесному. Он сказал просто и прямо: «Вот ты такой простой, прямой, хороший человек, только плохо в тебе то, что в Бога не веруешь. Душа вечная, безсмертная, ты разве этого не понимаешь?» Это был тот ломоть духовного хлеба, в котором остро нуждалась душа попутчика.

Один раз разговор завязался с человеком, верящим в приметы и похваляющимся своими знаниями. Это было, по сути, начало занятий оккультизмом. Батюшка Ахила отрезвил знатока примет одной только фразой: «А я верю в Бога и Богу. А все эти приметы не имеют никакого значения».

В Абхазии старец также окормлял народ. Вспоминает раба Божия Мария: «Отца Феодосия мы знали лет десять, он у нас останавливался, молился, общался с людьми. Ему радовались все. Почти всё, что предсказывал старец, уже сбылось. Однажды он сказал мне также: «Мария, а тебя из дому выгонят, из квартиры». Не очень поверив в это неутешительное предсказание, я спросила: «Батюшка, почему?» « У тебя не будет денег. Тебе пенсию не дадут». В день кончины батюшки мы слышали его голос у нас дома, он читал молитву. Позже внук сообщил о кончине старца. Так батюшка посетил нас духом».

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.