СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов))

IХ

Несмотря на болезни, батюшка Феодосий был очень прост и неприхотлив в быту. Все время, свободное от послушаний и Богослужений, старец проводил в молитве. Он тихо сидел на своей невысокой табуретке, перебирая четки. Со временем, видя, как множатся грехи человеческие, батюшка стал чаще взывать в молитве к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас, и мы спасемся! Спаси нас, и мы спасемся! Спаси нас, и спасемся!» «Если Ты нас не спасешь, то мы не спасемся! Тобой спасемся!» Он говорил, что людям невозможно обрести милость Божию без заступничества Матери Божией. Также батюшка любил кратенькую молитву: «Иисусе Воскресший, спаси нас», исполненную пасхальной радости. Последние годы своей жизни отец Феодосий очень плохо видел и слышал. Поэтому не мог вычитывать из книг монашеское правило. Все правило он заменял четками, Иисусовой молитвой. Старец Феодосий, когда была возможность выбирать для чтения в Пещерном храме Лавры акафист по своему усмотрении, часто читал акафист «Слава Богу за все». Это прекрасное молитвословие, исполненное любви к Богу, мудрости и смирения, составил духовный сын преподобных Анатолия и Варсонофия Оптинских, митрополит Трифон (Туркестанов). На почетном месте в молитвенном уголке старца помещалась старинная икона «Явление Пресвятой Богородицы с апостолом Иоанном Богословом преподобному Сергию Радонежскому». Возле нее всегда теплился огонек лампадки. Рядом находились иконы Антония и Феодосия Печерских, в обители которых батюшка принял монашеский постриг. Икона преподобного Серафима была над кроватью. Спал батюшка мало, урывками, не снимая подрясника. Всякую полезную в хозяйстве вещь старался переправить братьям-пустынникам на Кавказ, книги и иконы раздаривал духовным чадам. Паломники, ожидая увидеть в келье старца строгую и торжественную обстановку, с удивлением обнаруживали собранные для отправки в Абхазию тюки, мешки с крупами, стопки книг. Старец никогда не жил для себя, всю свою жизнь посвящая Богу и служению ближним.

Старец Феодосий старался скрывать свое постничество. В монастырской трапезной с благодарностью ел, что подавалось. По старости лет кушал в келье. Батюшка был удостоен многих церковных наград и орденов. Перед постригом в великую схиму старец сказал чадам: «Пора уже мне постригаться в схиму, буду ближе к Небесному дому. Нужно оставлять вычитывать людей, устарел я уже, пора идти на покой». Сподвижник батюшки иеромонах Мардарий вспоминает: «Отец Ахила часто говорил, что в последние времена будет очень тяжело. Раньше, в годы нашей молодости, несмотря на гонения, жизнь была более устойчивой, такого, как в нынешнее время, не было. Вот сейчас каждые полгода, месяц, даже день происходят какие-то изменения по всей вселенной, не только в России – везде. Отец Ахила много лет назад предупреждал об этом, говоря, что будут трудности, предсказанные в Евангелии. Однако надо терпеть. Это его любимое выражение было: «только терпеть». Он никогда себе покоя не давал, это аскет из аскетов нашего времени. Он почти не спал, на ходу дремал. Ночью любил молиться сугубо. Молитвы любил, ночами почти не спит, читает и читает. Я устану, приду, лягу, и даже кушать неохота. А он читает до полуночи, как Ангел во плоти, молитвенник. Только заснет – храпнул, смотрю, вскочил, уже на молитве стоит. Ему же было трудно, он боролся со сном, а кому не трудно молиться, всем трудно, но он все побеждал. Господь с ним был, он до ста лет прожил, это же такая благодать. А какой подвижник! Попробуй найди такого. Когда, приехав в Сочи, у батюшки случился микроинфаркт и вызвали врачей, ему предписали строгий постельный режим, но батюшка встал и пошел. Его стали уговаривать: «Куда ты, дедушка, пошел, тебе нельзя». В ответ старец сказал: «Это вам нельзя, а мне можно». Вот таким он был везде. Он не смотрел на внешнее, говорил, что Бог – сила, у Бога – сила, а врачи и сами болеть и умирать могут. Была у батюшки крепкая, живая вера, а живая вера – это большая сила».

Вспоминает раба Божия Евгения: «Батюшка никого и ничего не боялся, он смело выступал против пластиковых карточек, телевизоров и компьютеров. Когда я видела батюшку в последний раз, то пожаловалась ему на головные боли, на что он ответил: «А у меня сердце болит, - вот умирать собрался». Я взмолилась: «Батюшка, не умирайте, вы нам так нужны!» Он поднял глаза вверх: «Я там тоже нужен». Дорогой наш батюшка, я верю, что ты там, у Престола Божия, слышишь нас, видишь нас и молишься за нас, грешных».

Из рассказа духовного чада раба Божия Николая: «Главным в характере отца Феодосия было то, что он никогда ничего не боялся. «Бояться – это большой грех», - говорил отец Феодосий. Непрестанная молитва Иисусова была всегда в его сердце. Физические труды у него никогда не прекращалсь, днем труд, ночью – молитва. За большое смирение, труды, любовь к Богу и Божией Матери, ко всем святым, Господь даровал отцу Феодосию непрестанную сердечную молитву Иисусову, которую он поддерживал своими словами: «Я никогда ради Бога себя не жалел». Когда началась война в Абхазии, из тюрем выпустили злодеев, убийц и людей с различными судьбами. В 1995 году отца Феодосия хотел расстрелять вооруженный «зек». Он навел на него дуло автомата и передернул затвор со словами: «Я тебя сейчас убью». Отец Феодосий, обернувшись к нему лицом к лицу, спокойно ответил: «Стреляй, сынок». В глазах батюшки не отразилось даже тени страха, так как он действительно никого, кроме Бога, не боялся. Человек с автоматом, видя перед собой священника, у которого в глазах не страх, а любовь, не мог сдвинуться с места. Он понял, что этот священник прожил многотрудную жизнь и видел столько скорбей, что уже ничего не боялся. В то же время отец Феодосий спокойно повернулся и стал уходить. Батюшка претерпевал ужас нападений нечистой силы, которая не могла переносить его святой жизни. Духовную брань, тем более, такую сильную, какая была у старца Феодосия, нельзя сравнить ни с какой войной или же телесными болезнями. Было как-то, что один священник, не имея достаточного духовного опыта, пришел к нему за благословением в пустыню, на что батюшка не без юмора ответил: «Ты еще не одет как следует, там ты не выдержишь сейчас».

Однажды отец Феодосий ехал в Абхазии с чадами на уазике, у машины сошло с моста колесо. Опасность была большая. Мост был без перил, необозначенный, водитель не вписался в поворот и задним колесом соскочил с моста. Машина повисла в воздухе и в любой момент могла перевернуться. Все были в панике: если бы машина соскочила, пассажиров ожидала верная смерть. Люди выскочили из машины, а отец Феодосий остался с водителем. Впоследствии, когда ему задали вопрос, почему он не выскочил вместе со всеми, батюшка ответил: «А вы думаете, шоферу было бы легко оставаться одному?» Ради того, чтоб поднять дух шофера, он остался в машине, рискуя своей жизнью. Раба Божьего Алексия, сетовавшего, что он опасается в преклонном возрасте предпринимать паломничества, он успокоил: «Ничего, если поедешь и в дороге умрешь, то это будет как мученичество ради паломничества по святым местам».

Как-то раз духовное чадо батюшки раб Божий Андрей рассказал своим знакомым предпринимателям, какую строгую жизнь ведет батюшка, советовал прибегать к нему за духовной помощью. В тот же вечер батюшка обратился к прихожанам в соборе: «Оболгали меня. Оболгали». Андрею показалось, что от стыда земля из-под ног убегает, потому что знал, что старец к нему обращается. А наедине старец пояснил ему: «Никогда никого не хвали. Когда хвалишь, тогда обсуждаешь».

Невзирая на то, что батюшка отличался высокой духовной жизнью, он любил иногда пошутить, используя многозначность слов и даже придумывая каламбуры для поднятия настроения. Так, услышав слово «коньяк», он мгновенно развеселил всех: «Два скота (т.е. конь и як) в одном стакане». Шутка его в то же время имела обличительный смысл, ибо употребляя коньяк, люди зачастую поступали по-скотски. Еще запомнилась его шутка про турбазу. Тур – это животное, скот, и с известной долей юмора, можно назвать место массового отдыха людей скотской базой, ибо отдыхающие часто ведут себя неподобающим образом. Иными словами, этот отдых не для православных. Веселые изречения батюшки, которые порой казались просто шутками, имели на самом деле глубокий смысл.

Батюшка не благословлял читать книги современных авторов. Речь, разумеется, шла не о новом издании книги, написанной в святоотеческом духе, а о тех новых книгах духовно-нравственного содержания, где встречались места, не соответствовавшие апостольским правилам или святоотеческому учению, а также о книгах Священного Писания, изданным с сокращениями или исправлениями. Так, однажды, во время поездки, он взял новое Евангелие и, просмотрев, заметил типографские опечатки и решительно сказал, что это Евангелие нельзя читать. Были и другие причины, по которым батюшка советовал не увлекаться новыми книгами, хотя, если они не содержали еретических мыслей, не запрещал их читать. Он вполне резонно объяснял, что у каждого свои мысли и каждый по-своему их высказывает. А поскольку мы не имеем большого духовного опыта, то не всегда можем отделить зерна от плевел. Во время бесед он вспоминал Святых Отцов, постоянно ссылаясь на них. О своем небесном покровителе, преподобном Феодосии Печерском, он говорил так: «Он большой предстатель перед Господом, потому что сказал, что берет на себя грехи всех живущих в Киево-Печерской Лавре».

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.