СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов)), ХII

В последние годы земной жизни батюшка Феодосий немного болел. Однако старец никогда не роптал и не жаловался. «Ну вот, снова грехи болят», - говорил он чадам. Духовная дружба роднила отца Феодосия со схиархимандритом Исаией еще со времени Глинской пустыни. Оба подвижника некогда окормлялись у Глинского старца Андроника, однажды при встрече в Киеве отец Исаия спросил: «Ну, Феодосий, как у тебя обстоит с молитвой? Ты продолжаешь читать правило, которое в пустыне дал отец Андроник?» «Да я уже старый, - смиренно ответил отец Феодосий, - не всегда получается, но молюсь. Сколько успеваю, столько и читаю». А ведь на самом деле батюшка Феодосий молился практически непрерывно. Однажды во время поездки на машине усталый старец чуть задремал. Но кто-то из попутчиков заметил, что рука батюшки все так же продолжала перебирать четки – молитва не останавливалась даже во сне. Беседа отца Исаии и старца Феодосия коснулась отшельнического жития на Кавказе: «А ты помнишь, как Андроник нам благословлял читать Иисусову молитву, помнишь, как он учил навык добыть?» Молитвенный навык давался отцам большим трудом – при обычном монашеском правиле в 500-700 молитв, они, по благословению преподобного Андроника (Лукаша), вычитывали по 6000. Когда во время Богослужения кто-нибудь из почаевских иноков оказывался рядом с отцом Феодосием, он слышал, как батюшка непрестанно, с чувством, повторяет святые покаянные слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного». Первая вещь, которую старец искал, проснувшись утром, были четки. Он всегда носил с собой этот монашеский духовный меч. Старец часто читал сокращенную молитву: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Однажды во время всенощной, когда почаевские иноки вышли на солею для миропомазания, один из них подошел к батюшке для благословения и увидел, что в этой, казалось бы, обыденной ситуации лицо старца от благодатного умиления залито слезами. Отец Феодосий поделился с отцом Исаией: «Как я хотел в молодости в Иерусалим попасть! На коленках бы приполз, но Господь, наверное, не судил». Отец Исаия пережил своего собрата, о котором с теплотой вспоминал: «Да, это был подвижник, каких сейчас не встретишь!»

Когда старца просили молиться за них, он отвечал: «Я молюсь, пока дышу, и по смерти буду молиться». Отец Феодосий очень внимательно и тактично относился к людям. Для оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах духовных чад он был терпеливым и понимающим помощником. Вот свидетельство духовных чад батюшки об избавлении от пагубной страсти пьянства по словам рабы Божией Людмилы: «Батюшка давал нам наставления, как поступать в семейной жизни, молился за нас, мы всегда просили его об этом, чувствовали молитву внутри семьи. Конечно, батюшка молился. В семье разные случаи были. Мой муж раньше любил выпивать. Я приезжаю к батюшке и говорю: «Николай любит выпить, а я его ругаю, всякие нехорошие слова на него говорю, как мне поступать?» Батюшка отвечает: «Ты ему говори, говори». Я приезжаю домой, опять то же самое, он не слушает меня. Спустя некоторое время я приезжаю к батюшке и жалуюсь: «Батюшка, я ему говорю, а он как пил, так и пьет, вы ему скажите, чтоб он хотя бы год не пил». Батюшка стоял, молился, долго молчал, я не знаю, сколько прошло времени, но для меня это было долго. Потом негромко произнес: «Скажи ему, чтоб без моего благословения не употреблял». Я вышла обрадованная, приезжаю домой и говорю: «Батюшка тебе запретил пить». Он мне ничего не сказал, а потом прошло немного времени, может месяца два или три, и муж мне поведал: «В тот день, когда ты была у батюшки, днем я сидел на работе с ребятами, и говорю им, что пью сегодня последний раз в жизни, больше не буду пить ни завтра, ни на Пасху, никогда. Я пришел домой, и ты мне приносишь такую весть». Так муж перестал пить. Потом, когда батюшка приезжал к нам, садились мы за стол, он благословлял всем выпить, и Николаю наливал вина. Тогда он пил только по батюшкиному благословению. А когда муж на Кавказ приезжал, там иногда нужно было выпить. Но там был батюшка, там он меня уже не слушал. Батюшка благословлял, поскольку нужно было носить груз, было много работы. И конечно, все это было в меру». Батюшка никогда не претендовал на роль духовника. Духовные чада просто спрашивали старца о простых, практических вопросах жизни – о браке, о переезде, о лечении, о поступлении в семинарию, о монашестве. И, исполняя советы старца, продвигались по пути спасения. Часто это происходило на ходу, когда старец Ахила просто проходил по двору Почаевской Лавры.

Отец Феодосий всячески ободрял и молитвенно укреплял тех священников и архиереев, которые выступали с обличением католичества, униатства и прочих ересей: «Не бойтесь ничего, обличайте, проповедуйте, Господь все видит. Ничего вам не сделают». Были случаи, когда батюшке самому приходилась давать отпор противникам Православной веры. Во время одного из паломничеств на Кавказ отцу Феодосию пришлось вступить в спор о вере с протестантом. Старец вел дискуссию мягко, стараясь не ожесточить оппонента, а наоборот, открыть его сердце для принятия истин Православия.

Особо следует сказать об отношении старца к почитателям известной на Волыни секты леонтьевцев, представители которой внешне ничем не отличались от православных. В связи с широким распространением этого нашумевшего течения и развившегося среди многих православных почитания их «учителя» Леонтия, следует отметить, что даже среди епископата нет полного единодушия в этом непростом вопросе, ибо известно, что некоторые владыки относились к нему доброжелательно, хотя большинство были настроены против. Подавляющее же большинство людей, приезжавших на поклонение в Почаев не имели об этом лже-старце ни малейшего представления. Странник Леонтий Грицан на словах проповедовавший аскетизм и неуклонное следование заповедям, постоянно водил за собой последователей, почитавших его человеком строгих правил. Нужно сказать, что похвалы эти он не отвергал, а наоборот, всячески способствовал их распространению. По слухам, он был пострижен в монашество с именем Серафима, хотя достоверность этого пострига многими подвергается сомнению. Неизвестны ни дата, ни место этого таинственного пострига, ни имя восприемника. Возможно, это одна из широко распространенных легенд о якобы высоком благочестии Леонтия. Известно, что, не будучи в сане, он носил большой крест и даже панагию, как у епископа, благословлял своих приверженцев, собственноручно помазывал елеем в то время, когда они находились в церкви, проповедовал одновременно со священником, творил «чудеса». Опытные в духовном отношении монахи неоднократно пытались вразумить «старца», привести его к публичному покаянию. Так, один известный духовник нелицеприятно сказал ему: «Чего ты ко мне пришел? Исповедоваться пришел? Ты иди при всех людях покайся в том, что ты делаешь, я тебя исповедовать не буду. Бог такое покаяние не примет, ты пойди и покайся перед теми, которых ты соблазнил». Ни старцы, ни священноначалие Почаевской Лавры, не признавали его святости и не благословляли общение с ним, единодушно утверждая, что он – лжеучитель, и его последователи находятся в духовной прелести. Так, к примеру, полагал святой преподобный Амфилохий Почаевский. Известно, что на вопрос духовных чад, можно ли приходить к Леонтию и его чадам, преподобный тоном, не допускающим возражений, отвечал: «Подальше от них держитесь, ничего общего с ними не имейте». Аналогичным было мнение и преподобного Кукши Одесского. Однажды, еще в бытность свою насельником Почаевской Лавры, в коридоре преподобный Кукша встретился с Леонтием, который попытался взять у него благословение. Праведник в благословении ему отказал и строго отчитал за сектантство: «Зачем ты овечек Божьих ведешь к погибели? Ты сам туда идешь и других за собой ведешь. Покайся, пока не поздно». Нелицеприятно высказывался о Леонтии и преподобный Лаврентий Черниговский. Когда в одной из бесед с чадами прозвучало имя лжестарца, он прервал беседу и жестко отрезал: «В моей келье его имя не называйте». Почитаемый в Почаеве старец, мужественный исповедник, прошедший по вине тоталитарного режима тюремное заключение, прозорливый батюшка Апеллий был также категорически против церковного общения с Леонтием: «Это лжепророк, я о нем не хочу даже говорить». Зная необыкновенную мягкость и любвеобильность архимандрита Апеллия, можно было понять, насколько опасность общения с этим странником реальна. Последователи этого лжеучителя ставят его фотографии наравне с иконами, а иногда и вместо них. Утверждают, что их «учитель» до сих пор жив и пребывает в некоем ином качестве, хотя он закончил земную жизнь в 1973 г. С его фотографий пишутся иконы и плащаницы, которые крестными ходами обносятся вокруг храма, распространяются слухи о вознесении их «учителя» на небо, якобы это пророк Илия, Бог Саваоф или даже Дух Святой. Некоторые даже на смертном одре отвергают покаяние.

Однажды к отцу Феодосию на вычитку пришел молодой человек чрезвычайно болезненного вида. Старец, едва взглянув на него, сказал следующее: «Пока ты Леонтия будешь почитать, ты не выздоровеешь, ничего тебе не поможет». Исполненные глубокой скорби слова старца не возымели должного действия. Молодой человек, изменившись в лице, отказался внять его совету, предпочтя и дальше нести крест тяжелой болезни, но не отступиться от сотворенного им кумира. Святое Евангелие предупреждает: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7-9). Священное Писание научает нас: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтобы не быть свидетелем неправды» (Исх. 23, 1).

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.

Печатается по благословению митрополита Почаевского Владимира