Из проповедей архимандрита Петра (Кучера)IСвт. Тихон, живший примерно 225 лет назад на покое в Задонском мужском монастыре, угождая Богу, вел подвижнический образ жизни: ходил в старой, заплатанной рясе, спал, укрываясь кожухом, сам рубил дрова, топил печь, косил траву и собственными руками вырыл знаменитый целебный источник у женского скита близ Задонска. Кроме того, написал многотомные труды о пути спасения и назвал их «Сокровище духовное, от мира собираемое». Будучи в монастыре, принимал и утешал всех приходящих к нему: исцелял больных, помогал страждущим, проповедовал, учил, наставлял, по своей доброте отдавал последний кусок нуждающимся. Святитель Тихон Задонский, даже находясь на покое, не прекращал своей проповеди, заботился о спасении своей паствы, молился за весь мир. Он использовал гонения в духовную пользу—написал многотомные труды нам в назидание. И мы ужаснемся, если посмотрим на себя, как мы о себе высоко думаем, хотя не имеем на это ни малейшего права. Поистине мы черви, а не человеки! А это был истинный православный христианин, Человек: с большой буквы, раб Божий, стяжавший такое терпение. И мне кажется, что терпение - это один из самых высоких даров Божиих. Все можем, кажется, трудиться в поте лица, до кровавых мозолей, не правда ли? А вот терпеть кто из нас может? Раз мы не терпеливы, значит, горделивые. Своим житием свт. Тихон подтвердил, что он был истинный раб Божий, потому что терпеливо и безропотно сносил лишения, гонения, оскорбления, за что и причислен к лику святых. Так и мы, если хотим достигнуть Царства Небесного, должны стремиться подражать его житию. Аминь. (Из проповеди архим. Петра, 26.08.1999 г.) Какими были великими людьми наши предки — святые, а их тысячи тысяч. Это они своей богоугодной жизнью стяжали наше Отечество — Святую Русь. Если мы будем сейчас заниматься реставрацией души, уподоблять ее Богу через молитвы, труды , пост, за это нам воздастся — это приобретение Духа Святого. Еще прп. Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, который нас живит и вразумляет. Человек— это душа, а не тело, тело — это пелёнки для души, оболочка, которую мы носим на себе и которая потом будет снята и сброшена. 70 лет назад нам говорили: вот построим «светлое будущее, и что же? Мы слушались: ходили на демонстрации, разрушали старое, не задумываясь, что это был шабаш бесовский. Это сатана призывал разрушать храмы и монастыри, памятники культуры и архитектуры. И в итоге мы разрушили всю страну и построили себе здание погибели. Вот что значит строить без Бога. Материальное разрушение культурных ценностей прообразовало собой разрушение нашей духовности. Поэтому и начинать возрождение России нужно каждому из нас со строительства своей внутренней храмины — души, надо заботиться о вечном, о жизни на Небе. Выражаясь военным языком, мы находимся на марше, в походе в Царство Небесное. Сделал привал здесь на земле — и дальше продолжай свой путь на Небо, усиленно молясь, постясь, каясь. Аминь. (Праздник Всех русских святых, 1996 г.) Более десяти веков живет наше Отечество - Россия. Россия — это русские, это чудный, неповторимый и непонятный для иностранцев народ. Непонятный и странный - потому что православный, носитель духа Христова, а не европейского, протестанского, псевдохристианского. Православный значит благородный, благостный и незлобный народ. Православный русский народ — этнос, стоящий на духовной вершине рода человеческого. Незлобный, потому что на нем распростёрта харизма — положительная энергетическая пелена — сила Божия, защищающая и животворящая великий русский народ — народ, владеющий Истиной— святым Православием - неповрежденной богооткровенной верой во Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Троицу. Верой, помогающей русским вот уже более 1000 лет нести душеспасительное бремя — Крест Христов. Стоял на страже Отечества, со страхом Божиим хранил веру Православную, славил Бога и молился ему, и Господь миловал наш народ, помогал в поте лица снести хлеб наш насущный и расширял владения русских. Россия - это царство не от мира сего. Православие - самый оптимальный и совершенный духовно-нравственный институт, данный нам Богом для выражения и реализации даров Духа Святого в его образе - человеке – через веру в Бога и богообщение. Русский народ не просто этнос: он в своей воцерковленной части является хранителем истины и христианской нравственности. Вера — это смысл, содержание нашей жизни, преддверие Вечности, это наша сила, это наше оружие. Если Русская Православная Церковь, русское Православие является для наших врагов помехой, препятствием, а значит силой, то мы и должны обратиться к этой силе, использовать ее — нашу веру. А «по вере вашей будет вам» — сказано в Евангелии. Православие — это основа суверенитета и бытия России, тип жизнеобеспечения русского народа, это наш духовный «кислород», поэтому тот русский, кто не исповедует Православие и не верит в Бога, тот противопоставляет себя народу и Богу, предает на погибель себя и свое Православное Отечество. Потеряв веру, мы потеряли разум и духовное зрение реальности. Жаль, что многие русские люди еще не понимают, по какому бесценному духовному сокровищу — Православию — они топчутся вот уже почти 100 последних лет, как до колонизации европейцами индейцы Латинской Америки ходили по золоту, устилавшему дно их рек, не зная его ценности. (Торжество Православия, 2001 г.) Сегодня мы совершаем память одного из равноангельных людей, взятого на Небо еще до исхода из этой жизни. До рождения Иисуса Христа, до Иоанна Предтечи, не было никого из рожденных женами выше пророка Илии. Когда он был еще младенцем, то Ангелы пеленали его огнем и питали огненным пламенем на глазах изумленного отца. Это был не земной человек и не для земли предназначенный, а рожденный, чтобы перейти на небо и увести туда за собой простых, грешных, смертных людей — таких, как мы с вами. У него была сугубая миссия: обязанностью и послушанием пророка Илии было принимать все средства и меры для обращения заблудшего израильского народа к Истинному Богу. Образно говоря, пророку Илии было поведено взять палку и дрен и бить людей, чтобы они покаялись. Он это и делал, причем с такой ревностью о Славе Божией, что Сам Господь его порой останавливал и сдерживал, им руководила такая любовь к Богу, которая не доступна для нашего плотского разумения. Он употребил все средства, чтобы обратить израильтян к покаянию, иначе они уклонились бы в язычество. А если бы это случилось, если бы весь богоизбранный народ осквернился язычеством, то как бы воплотился от него Господь, как бы родилась Божия Матерь? Пророк Илия — это был как бы первый предтеча Господень, а Иоанн Креститель — уже второй, про которого Господь сказал: «Той есть Илия хотяй приити» (Мф. И; 15). Пророк Илия и Иоанн Предтеча — как бы духовные близнецы, оба бичевали и обличали пороки израильского народа. Святой пророк Илия достиг такой духовной высоты, что распоряжался стихиями мира, добился у Бога остановить дождь на три с половиной года. А дождь — это символ жизни, ибо какая может быть жизнь без воды? За годы засухи земля истощилась, на ней ничего не росло, у людей кончились запасы продуктов, и наступил голод. И вот через пост, через эту крайнюю меру, пророк Илия заставил силой еврейский народ покориться Богу, ведь тогда не было еще благодати, как сейчас, в христианстве, которая бы вразумила людей. (День памяти прор. Илии. 02.08.2002 г.) По книге «ЛЕТОПИСЬ ПАСТЫРЯ», Москва, 2016 г. |