Из проповедей архимандрита Петра (Кучера)

I

Свт. Тихон, живший примерно 225 лет на­зад на покое в Задонском мужском мо­настыре, угождая Богу, вел подвижниче­ский образ жизни: ходил в старой, заплатанной рясе, спал, укрываясь кожухом, сам рубил дрова, топил печь, косил траву и собствен­ными руками вырыл знаменитый целебный источник у женского скита близ Задонска. Кроме того, написал многотомные труды о пути спасения и назвал их «Сокровище духовное, от мира собираемое». Будучи в мо­настыре, принимал и утешал всех прихо­дящих к нему: исцелял больных, помогал страждущим, проповедовал, учил, наставлял, по своей доброте отдавал последний кусок нуждающимся. Святитель Тихон Задонский, даже нахо­дясь на покое, не прекращал своей проповеди, заботился о спасении своей паствы, молился за весь мир. Он использовал гонения в духов­ную пользу—написал многотомные труды нам в назидание. И мы ужаснемся, если посмотрим на себя, как мы о себе высоко думаем, хотя не имеем на это ни малейшего права. Поистине мы черви, а не человеки! А это был истинный православный христианин, Человек: с большой буквы, раб Божий, стяжавший такое терпение. И мне кажется, что терпение - это один из самых высоких даров Божиих. Все можем, кажется, трудиться в поте лица, до кровавых мозолей, не правда ли? А вот терпеть кто из нас может? Раз мы не терпеливы, значит, горделивые. Своим житием свт. Тихон подтвердил, что он был истинный раб Божий, потому что терпеливо и безропотно сносил лишения, гонения, оскорбления, за что и причислен к лику святых. Так и мы, если хотим достигнуть Царства Небесного, должны стремиться подражать его житию. Аминь. (Из проповеди архим. Петра, 26.08.1999 г.)

Какими были великими людьми наши предки — святые, а их тысячи тысяч. Это они своей богоугодной жизнью стяжали наше Отечество — Святую Русь. Если мы будем сейчас заниматься реставрацией души, уподоблять ее Богу через молитвы, труды , пост, за это нам воздастся — это приобретение Духа Святого. Еще прп. Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, который нас живит и вразумляет. Человек— это душа, а не тело, тело — это пелёнки для души, оболочка, которую мы носим на себе и которая потом будет снята и сброшена. 70 лет назад нам говорили: вот построим «светлое будущее, и что же? Мы слушались: ходили на демонстрации, разрушали старое, не заду­мываясь, что это был шабаш бесовский. Это сатана призывал разрушать храмы и мона­стыри, памятники культуры и архитектуры. И в итоге мы разрушили всю страну и по­строили себе здание погибели. Вот что значит строить без Бога. Материальное разрушение культурных ценностей прообразовало собой разрушение нашей духовности. Поэтому и на­чинать возрождение России нужно каждому из нас со строительства своей внутренней храмины — души, надо заботиться о вечном, о жизни на Небе. Выражаясь военным языком, мы находим­ся на марше, в походе в Царство Небесное. Сделал привал здесь на земле — и дальше продолжай свой путь на Небо, усиленно мо­лясь, постясь, каясь. Аминь. (Праздник Всех русских святых, 1996 г.)

Более десяти веков живет наше Отечество - Россия. Россия — это русские, это чудный, неповторимый и непонятный для иностранцев народ. Непонятный и странный - потому что православный, носитель духа Христова, а не европейского, протестанского, псевдохристианского. Православный значит благородный, благостный и незлобный народ. Православный русский народ — этнос, стоящий на духовной вершине рода человеческого. Незлобный, потому что на нем распростёрта харизма — положительная энергетическая пелена — сила Божия, защищающая и животворящая великий русский народ — народ, владеющий Истиной— святым Православием - неповрежденной богооткровенной верой во Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Троицу. Верой, помогающей русским вот уже более 1000 лет нести душеспасительное бремя — Крест Христов. Стоял на страже Отечества, со страхом Божиим хранил веру Православную, славил Бога и молился ему, и Господь миловал наш народ, помогал в поте лица снести хлеб наш насущный и расширял владения русских.

Россия - это царство не от мира сего. Православие - самый оптимальный и совершенный духовно-нравственный институт, данный нам Богом для выражения и реализа­ции даров Духа Святого в его образе - человеке – через веру в Бога и богообщение. Русский народ не просто этнос: он в своей воцерковленной части является хранителем истины и христианской нравственности.

Вера — это смысл, содержание нашей жиз­ни, преддверие Вечности, это наша сила, это наше оружие. Если Русская Православная Церковь, русское Православие является для наших врагов помехой, препятствием, а значит силой, то мы и должны обратиться к этой силе, использовать ее — нашу веру. А «по вере ва­шей будет вам» — сказано в Евангелии. Православие — это основа суверенитета и бытия России, тип жизнеобеспечения рус­ского народа, это наш духовный «кислород», поэтому тот русский, кто не исповедует Пра­вославие и не верит в Бога, тот противопостав­ляет себя народу и Богу, предает на погибель себя и свое Православное Отечество. Потеряв веру, мы потеряли разум и духов­ное зрение реальности. Жаль, что многие русские люди еще не по­нимают, по какому бесценному духовному со­кровищу — Православию — они топчутся вот уже почти 100 последних лет, как до колониза­ции европейцами индейцы Латинской Америки ходили по золоту, устилавшему дно их рек, не зная его ценности. (Торжество Православия, 2001 г.)

Сегодня мы совершаем память одно­го из равноангельных людей, взятого на Небо еще до исхода из этой жиз­ни. До рождения Иисуса Христа, до Иоан­на Предтечи, не было никого из рожденных женами выше пророка Илии. Когда он был еще младенцем, то Ангелы пеленали его ог­нем и питали огненным пламенем на глазах изумленного отца. Это был не земной человек и не для земли предназначенный, а рожден­ный, чтобы перейти на небо и увести туда за собой простых, грешных, смертных лю­дей — таких, как мы с вами. У него была сугубая миссия: обязанностью и послушанием пророка Илии было принимать все средства и меры для обращения заблудшего израиль­ского народа к Истинному Богу. Образно говоря, пророку Илии было пове­дено взять палку и дрен и бить людей, чтобы они покаялись. Он это и делал, причем с такой ревностью о Славе Божией, что Сам Господь его порой останавливал и сдерживал, им руко­водила такая любовь к Богу, которая не до­ступна для нашего плотского разумения. Он употребил все средства, чтобы обратить изра­ильтян к покаянию, иначе они уклонились бы в язычество. А если бы это случилось, если бы весь богоизбранный народ осквернился языче­ством, то как бы воплотился от него Господь, как бы родилась Божия Матерь? Пророк Илия — это был как бы первый предтеча Господень, а Иоанн Креститель — уже второй, про которого Господь сказал: «Той есть Илия хотяй приити» (Мф. И; 15). Пророк Илия и Иоанн Предтеча — как бы духовные близнецы, оба бичевали и обличали пороки из­раильского народа. Святой пророк Илия достиг такой духовной высоты, что распоряжался сти­хиями мира, добился у Бога остановить дождь на три с половиной года. А дождь — это символ жизни, ибо какая может быть жизнь без воды? За годы засухи земля истощилась, на ней ничего не росло, у людей кончились запасы продуктов, и наступил голод. И вот через пост, через эту крайнюю меру, пророк Илия заставил силой еврейский на­род покориться Богу, ведь тогда не было еще благодати, как сейчас, в христианстве, кото­рая бы вразумила людей. (День памяти прор. Илии. 02.08.2002 г.)

По книге «ЛЕТОПИСЬ ПАСТЫРЯ», Москва, 2016 г.