Из проповедей архимандрита Петра (Кучера) - III |
Когда Деве Марии исполнилось три года — Ее ввели во храм Иерусалимский. Это было великое торжество: девы сопровождали Ее со свечами в руках, пелись псалмы Давида и праздничные молитвословия, на пороге храма встречал шествие первосвященник со священнослужителями и левитами. Но сколько пережили прежде, сколько плакали и рыдали родители Пресвятой Богородицы из-за своего безчадства! Родители Пресвятой Богородицы претерпели унижения, оскорбления, поругания — но зато потом какой чести были удостоены от Бога! Ибо для того, чтобы возвыситься, надо сперва унизиться, т.к. счастье дается после страданий. И после скорбей этой земной жизни наступит будущее наше вечное счастье в Царстве Небесном. В Самарии был колодец патриарха Иакова, выкопанный им на большой глубине в камне, этот колодец был единственным источником воды в той пустынной местности. Представьте себе, сколько нужно было приложить труда патриарху Иакову, чтобы выкопать этот колодец! И он в конечном итоге добрался до воды, которая находилась на большой глубине, что прообразовало то, насколько далека была еще новозаветная благодать, т.к. со времен Авраама, Исаака и Иакова продлилось 2 тысячи лет, 20 веков, до встречи со Христом. Израильскому народу трудно было идти ко Господу в соседстве языческих народов, ведь и сами израильтяне были несовершенны да еще терпели соблазн от окружающих их диких восточных племен. Вот уж действительно, эти народы и были камни, которые пробивал Иаков, копая колодец, т.е. приготавливая проход к встрече с Господом Иисусом Христом, к новозаветной вере. Господь пришел и этот колодец — ветхозаветную веру — упразднил за ненадобностью, потому что Он Сам —Источник благодати, как сказал об этом самаряныне, встреченной возле колодца: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущим в живот вечный» (Ин. 4; 14). Самарянка символизировала собой весь ветхозаветный народ: и еврейский, и языческий вместе, потому что самаряне, жившие в долине Саронской, происходили от смешения различных рас. Посмотрите, как Господь благоразумно приводил самарянку к вере! Он не сказал ей: «Оставь ведро и слушай Меня, Я — Сын Божий»,— а постепенно подводил ее к тому, что она сама задавала вопросы. С каждым вопросом она умудрялась и возвышалась духовно. А как мы поступаем, когда хотим привести кого-нибудь к вере? Берем сразу за грудки, волоком тянем: «Кайся, негодяй, ты же пьяница, разбойник, а ну иди в церковь!» Кто же так делает?! Диалог Господа Иисуса Христа с самарянкой — вот эталон христианской любви, пример для нас, как приводить людей к Богу и покаянию. Сегодня память мученицы Перпетуи, которая была замучена в Карфагене в 203 г. Оставшись вдовой, эта 22-летняя красавица не соблазнилась прелестями мира, а мужественно исповедовала веру во Христа, за что и была заключена языческими судьями в темницу. И вот, снится ей перед страданиями сон, как будто она находится на пастбище, и там сидит весь седой благообразный Старец, а вокруг Него пасется стадо овец. И видит Перпетуя, что Старец посмотрел на нее такими отеческими любящими глазами, а затем подозвал одну из овец, подоил ее и дал попить мученице. Перпетуя выпила во сне этого небесного молока и от благодати, которая сошла на нее, стала как бы невменяемой: не стала слушать увещания отца, просившего пожалеть свою молодость и своего ребенка, и, оставив годовалого младенца родителям, со своим братом и его друзьями, такими же христианами, пошла на мучения. «И поставит овцы одесную Себе...» (Мф. 25; 33). Господь Своих избранных называет овцами, потому что это кроткое и незлобивое животное приносит много пользы человеку. От овец мы получаем молоко и мясо, прекрасную шерсть. И раньше, в старое время, люди ходили в натуральных одеждах из хлопка и шерсти. А сейчас, можно сказать, все пропорционально: сколько в нашей жизни неправедности, столько и синтетики на нас. Праведники подвизались не своими силами, а с Божией помощью, когда во время мучений и совершения подвигов на них сходила благодать. Так и святая Перпетуя шла на мучения, не помня себя, потому что была опьяненная благодатью Духа Святаго. Помните, как мать пророка Самуила плакала в Иерусалимском храме, что она безчадная, а первосвященник Илий подумал, что она пьяная, и стал ее укорять в этом. А она сильно молилась, находилась в таком молитвенном состоянии, что была как бы пьяна от благодати Божией. Люди, которые переживают особое воздействие благодати Духа Святаго, становятся как бы не от мира сего, ибо таковых есть Царство Небесное. У них уже ум не земной, а небесный, потому они и кажутся чудаками, вот такие и есть Христа ради юродивые. В прошлые времена европейцы приезжали в Россию и не могли понять, что же это за народ какой-то чудной. А на самом деле русские — это благодатный, богоизбранный народ, как говорил апостол Павел: «Мы (убо) буи Христа ради, вы же мудри о Христе» (1 Кор. 4; 10). Вот и получается, у одних земной мир, а у других — Божественный, духовный. Таким образом, происходит разделение людей по образу жизни, по их вере и делам. Православные чудеса, явные знаки милости Божией, с кем из верующих не происходили в жизни такие явления или чудесные случаи? Это те мгновения, когда душа соприкасается с Богом, становится сопричастницей божественной благодати, чувствует над собой распростертую Божию десницу, Его благоволение и помощь. Были такие случаи и в моей жизни, и хочется об этом вам рассказать, помня слова Священного Писания: «Не нам Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу». Это было весной 22 апреля 1969 года, в ночь на Радоницу. Накануне вечером я вернулся уставший из командировки, поужинал и лег спать. Где-то в первом часу ночи я проснулся — стало плохо с сердцем, было тяжело дышать. Вскочил с кровати, вышел через спальню в зал и открыл форточку. Стою, крещусь, глотаю воздух — и вдруг вижу в небе за окном какой-то странный предмет. Я присмотрелся: высоко над землей висит в воздухе что-то похожее на уличный фонарь «гусак», только большого размера. Открыв дверь, я вышел на балкон. Стояла холодная апрельская ночь, ветер гнал с запада низкие тучи, моросил мелкий дождь, и меня сразу проняло холодом, тело покрылось «гусиной» кожей. Но, не обращая на это внимание, я, как завороженный, смотрел на восток. Там, метрах в двухстах от меня и на таком же расстоянии от земли, на воздухе стоял серебряный, сверкающий, как звезды… гроб! Подумалось: «Ну, все, скоро конец, недаром сердце болит». Однако видение не было грозным или устрашающим, наоборот, оно приковывало взгляд. От гроба исходила благодать — божественная энергия. Необъяснимая радость наполняла сердце. Я понимал, что сподобился увидеть чудо. Вся поверхность гроба светилась ярким серебряным светом, на ней переливались и мерцали мелкие сверкающие звездочки. Гроб весь как бы горел изнутри, но это огонь был не желтого, а серебряно-голубоватого цвета, это был целый конгломерат звезд. Я стоял и не мог оторвать взгляд от этого чуда, но глаза уставали, и приходилось их закрывать на несколько секунд, потом вновь открывал и смотрел. От холода меня стало знобить, но я не мог пойти за одеждой, боясь потерять видение. Так продолжалось минут 10-12. Как мне объяснили духовные старцы, это было видение Гроба Господня – знамение приближения последних времен. Явление было в полночь – как и будет по преданию пришествие Спасителя: «Се Жених грядет в полунощи…» Это призыв к покаянию, напоминание о том, что всем нам предстоит встреча с Богом. Поэтому такие чудеса нельзя умалчивать, скрывать, ибо они служат для прославления имени Божия, для нашего вразумления и назидания. По книге «ЛЕТОПИСЬ ПАСТЫРЯ», Москва, 2016 г. |