Из проповедей архимандрита Петра (Кучера) - IV |
Крещением во Иордане Господь Иисус Христос показал нам Свое смирение и послушание воле Божией, показал пример для нас. Ему как Богу оно не было нужно: Он был чист от всякого греха. Он преподал последователям Своей веры — христианам, т.е. нам — урок, образец, пример, чтобы мы, подражая Его крещению, совершали это таинство во оставление грехов. Кроме того, было освящено водное естество. В чем же смысл освящения воды? Мы видим, что сейчас весь окружающий мир, вся природа отравлены, загажены химией, выхлопными газами, излучениями сатанинских энергетических источников, а в древности, хоть и не было такой технической промышленности, но все было осквернено языческими жертвоприношениями, возжиганиями и воскурениями бесам. Грехопадением человека были осквернены все земные стихии, поэтому Господь и освятил воды, а через них и всю природу — ведь вода напояет все. Сегодняшний праздник называется еще Богоявление или Просвещение — Бог впервые явился людям в Троице. Ведь в ветхозаветные времена даже евреи, имевшие истинные познания о Боге, не знали, что Он существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Они думали, что Бог — Иегова, т.е. один. Потому Господь и пришел в мир, чтобы просветить человеческий род, и на Иордане впервые явил Себя людям в Троице: Сын Божий крестился в воде, Бог Отец свидетельствовал о Нем гласом с неба и Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Дух Святый является в виде белого голубя — ибо белизна — это чистота, а голубь — самое миролюбивое, доброе, святое существо. Вот вороны каркают так зловеще, что невольно становится неприятно, даже жутко, а голубочек сидит себе и воркует, умиротворяет, ублажает нас, грешных, своим благостным и незлобивым видом. Поэтому Дух Святый, изливающий милосердие на человеческий род, и является в виде этой птицы. Проповедь на Крещение Господне. 1998г Нынешний праздник можно назвать вторым актом творения — ведь человек соделался новой тварью: из земного, душевного, сделался духовным, кандидатом в Царствие Небесное! И вот это было совершено Духом Святым. Душевный человек — это насельник сего видимого мира, он дальше голубого неба не видит, кроме звезд луны и солнца. А духовный человек, он как козочка: привязан за ножку здесь, а кустик жует за забором. Так и христианин — тело на земле, а живет небесным, у него и разумение другое — совершенное, не правда ли?! Верующего человека неверующий не разумеет, у него нужных клеток не хватает, они не развиты, чтобы понять духовное — это люди, разговаривающие на разных языках. Это преобразование душевных людей в духовные и сделал Господь Своей всемогущей силой. Дух Святой наставляет а всякую истину: человек, сподобившийся принять Его благодать, уподобляется Богу. И по учению преп. Серафима Саровского проходит красной нитью мысль, что смысл нашего бытия на земле — стяжание Духа Святаго. Иначе, не стяжав в жизни благодати, ты, человек, когда явишься на Небо и станешь перед Богом, будешь, как телок, ничего не соображая и не зная, зачем прожил 70 аще 80 лет на земле, не разумея воли Божией и не понимая: кто ты, зачем жил и куда пришел. Вот в Евангелии и говорится, что благодать нам дана, чтобы познать во всей глубине и широте учение о спасении; чувствами сердца, умом и разумом продумать весь его смысл, а для доброделания необходимо иметь неизъяснимую силу воли. Ведь апостолы денно и нощно, в жару и зной, в дождь и холод ходили пешком, благовествуя людям о Вечной жизни. А мы сейчас из Владимира не можем пешком прийти в Боголюбово — далеко, 10 км. Источник любви один — Бог, и эта любовь изливается в сторону добра, надо пить от этого источника и творить добро! Если ты сотворил сегодня добро, то зарабатываешь себе и на завтра этот паек духовный. И тогда ты удержишь благодать Духа Святаго. Мы являемся иждивенцами Бога и пища наша — Божественная энергия. День Святой Троицы.2000г. Мы регулярно питаем свои телеса: едим хлеб, щи, борщи — подкармливаем тело, чтобы замещать разрушенные клетки материальной, вещественной пищей. Вот так же пищей, только совершенно другого характера — не материальной — надо питать душу. И пищей для души является Божественная энергия, благодать, Сам Дух Святый. Сегодня мы совершаем память свт. Григория Паламы, который на своем примере продемонстрировал нам, что такое постническая, богоугодная жизнь, и подтвердил, что для стяжания благодати Духа Святаго надо жить с соблюдением православного учения, заповедей Божиих, любви к ближним. Это необходимое условие для питания нашей души. Пост — это не только дело кухонное. Свт. Тихон Задонский писал о том, что многие постятся телом, но не постятся душой, многие воздерживаются от пищи и воды, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов, и какая им от этого польза? Сейчас постом обуздываются наши страсти, мы надеваем на них уздечки, а после поста мы забываем об этом — и пост насмарку. Пост — это богоугодная жизнь, жизнь по-православному, как жили святые. В одном месте в Евангелии сказано, что Господь имел постящееся лицо. Когда Он проходил по Самарии, то Его не пустили в один город, т.к. на лице Христа была печать жертвенной любви, и самаряне-полуязычники сразу заметили это: «И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим» (Лк. 9; 53). Верхняя часть Креста прообразует Святую Троицу. На изображении Креста мы видим, что Господь простирает руки по обе его стороны, как бы раскрывая объятия и, тем самым, привлекает к Себе весь род человеческий. Христос, распростерший руки на Кресте, показал этим Свое Божественное смирение и покорность Богу Отцу: «Отче... обаче не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22; 42). Каждый человек, уверовав во Христа, прекращает действовать по своей греховной воле, распиная ее, и тем самым покоряясь Промыслу Божию. Человек как бы сораспинается Христу, пригвождая руки на кресте, потому что руками мы выполняем нашу волю по команде нашего сердца и разума, ногами мы только ходим, а вот руками делаем и доброе, и злое. Господня воля — это не диктаторство, как толкуют неверующие, человеку дано право выбора, и верующие добровольно подчиняют себя Христу. Господь покорил весь мир, сделал нас подвластными себе через страдания, через Распятие на Кресте. Мало того, что Бог сотворил каждого из нас человеком — венцом творения, Он Своею смертью вернул нас из погибели и, хоть мы продолжаем грешить и после принятия крещения, Он даровал нам еще одно средство для спасения — покаяние! Но мы не хотим терпеливо нести свой крест, а ведь кому больше дано, с того больше и спросится. Вот, например, лет 20 назад были знаменитые тяжелоатлеты, мы смотрели их выступления, аплодировали, и никому и в голову не приходило сказать: «Какой бедненький штангист Жаботинский, что же он делает, такие тяжести по 250 кг поднимает!» А наоборот, мы радовались за них, когда они побеждали и получали золотые медали. Так вот и нам Господь дает: кто богатырь духовный, тому и крест потяжелее, жизнь посложнее, чтобы, преодолевая трудности, человек зарабатывал себе награду небесную. Есть виды спорта, где спортсмены выступают в разных весовых категориях, так и у христиан — у кого больше весовая категория, т.е. более сильный дух, крепкая воля, тому Господь и нагрузку большую дает. Храм делится на несколько частей: притвор, где стоят кающиеся грешники и те, которые хотят покреститься, т.е. стать сынами Божьими и кандидатами в Царство Небесное. Затем, приняв святое крещение, мы по белой мраморной дорожке заходим в центральную часть храма, где по обеим сторонам стоят молящиеся — это мир, земная Церковь. Эта мраморная дорожка символизирует узкий путь на небо. Мрамор на ней не чисто белый, а с серыми прожилками и вкраплениями, это говорит о том, что наш жизненный путь к Богу сопряжен со скорбями, болезнями, порой грехопадениями. Недалеко от Иерусалима в Израиле есть гора Фавор, высотой около 600 метров, на которой Господь показал апостолам Свое чудесное Преображение. Так вот попробуйте взойти на эту гору, которая в мистическом смысле символизирует наше духовное преображение, оказывается это не так-то просто! Пока дойдешь до вершины, не раз собьешься с пути, упадешь от усталости, а то еще и камушек сверху свалится и ударит тебя по голове — таков наш тернистый жизненный путь к Богу, который прообразует эта мраморная дорожка. Белая мраморная солея, расположенная на возвышенном месте перед иконостасом — это состояние очищенной души, готовящейся к встрече с Богом. Кроме того, в другом значении — это монашество, которое находится у самой алтарной стены иконостаса, т.е. у границы Царствия Небесного, ближе к Богу, чем миряне. Как солея возвышается над уровнем основного пола в храме, где стоят прихожане, так и монашество стоит выше мирян, выше пяти основных страстей, которым подвержено человечество. Посмотрите, какой глубокий мистический смысл заложен в построении Православного храма, как все продумано святыми отцами Церкви по внушению Духа Святаго! Проповедь архим. Петра, 2001 г. По книге «ЛЕТОПИСЬ ПАСТЫРЯ», Москва, 2016 г. |