ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА, 1898-1979)

Старец иеросхимонах Сампсон - один из ярчайших духовных светил второй половины XX века. Многими дарами Господь наградил батюшку Сампсона: стяжал он дух прозорливости, духовной мудрости, любви. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном, уникальна.

Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков Павлова, Филатова, Карпинского. Избранный милостью Божией, воспитанный в духе молитвы и чистоты, призванный к служению Матери Церкви и народу православному, старец Сампсон до последнего своего вздоха был верен своему предназначению. Одним из таких чудотворных Святых, явленных Божиим Промыслом миру, есть покоящийся в могилке на Николо-Архангельском кладбище в Москве с удивительной, многострадальной судьбой -Старец, который облекает Божией любовью страждущее человечество, и является скорым помощником, врачом и наставником к вопрошающему ему народу...

Прошедший путем христианских подвигов, - начиная с Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря под Псковом, откуда он был взят на расстрел и чудом выжил, - отсюда начинается узкий крестный путь будущего подвижника, молитвенника и чудотворца, Божия избранника - иеросхимонаха Старца Сампсона.

В годины лихолетий после 1917 года кровавого XX века праведник понес подвиг мученичества за Христа и Евангельской любви, когда все адские сатанинские силы были брошены на уничтожение христианства в России и истребления её народа.

Подвергаясь репрессиям более 18 лет, он перенёс в тюрьмах пытки, истязания, мытарства, гонения, болезни, страдания, нужды, травлю, унижения, клеветы; умирал и оживал... Господь хранил Своего избранника для служения Творцу и народу... Батюшка остался верен христианству и сохранил чистоту Православия в многострадальном и чистом сердце своём, пронеся огненный источник любви через всю жизнь. Через все муки, искушения он возрос до богообщения, боговедения и дерзновения в предстательстве за нас, и по преставлении своем не оставляет всех притекающих к нему, как живой среди нас.

У антихристианских палачей богоборческого НКВД не получилось вытравить из сердца исповедника любовь к Богу. Бутовский полигон, да и много других мест в России, заполнены тысячами тысяч расстрелянных, растерзанных изуверскими методами. Кровавые, лживые протоколы ТРОЕК стряпались вагонами. Но зло или любовь ко злу не имеют ничего общего с православным христианством, да и просто человечеством. Умершие беззащитны. Светоносный облик всероссийского пастыря, старца-схимника и по сей день не дает покоя врагам нашей веры, но вместе с тем так ослепительно ярко сияет, что к его святой могилке устремляются не только со всей России и бывшего советского пространства, но и из-за рубежа: США, Германии, Китая, Англии, Франции, Австрии, Италии, Австралии, Иордании, Израиля, Канады, Бельгии, Норвегии, Хорватии, Сербии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии. Эстонии и т.д.... Только за последнее время посетило могилку более 250 тысяч паломников, желающих получить помощь в болезнях, бедах, нуждах, материальных затруднениях, в жилищных вопросах, в поисках работы, в учебе и других нуждах.

 

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

О борьбе с грехом

Как и с чего начинать бороться со своими грехами и страстями? Возьми свой любимый грех, свой корешок, привычку – как мы называем, святые Отцы называют - страсть. И если мы его не оставим, мы Царствия Божия не наследим. А если у нас парочка таких есть, а то и больше? Уже растеряемся, правда? Вот епископ Феофан Затворник что пишет: «Возьми самую злую страсть, привычку, грех, иди – расправляйся, а заодно ты натолкнешься на прочие грехи и будешь выправляться, но умоляй все-таки Небо о помощи, не думай, что ты один справишься». На это епископ Феофан Затворник еще указывает: «Если у тебя есть искреннее покаяние и искреннее, следовательно, смирение, попроси живущих с тобой помочь тебе, и за это смирение, что ты смиряешься перед своими ближними, низшими, и как бы публично каешься, Господь тебя быстро избавит от этой привычки греха и страсти. За одно только искреннее смирение, что ты каешься не только перед священником, но даже перед своими близкими, родственниками». Я не имею в виду пьянство или другие пороки, а такие грехи, как: ложь, лень, гнев, ярость, чревобесие, тщеславие, «якание», смохвальство – которые нам надо непременно искоренить.

Если будешь иметь искреннее покаяние, то Господь непременно незримо, непонятно для кающегося, пошлет помощь Свою благодатную, и ты возненавидишь эту страсть. А как это произойдет, ты сам не заметишь! Только Господь требует искренней настойчивости и постоянства. Вот нам, монахам или священникам, очень легко об этих вещах плакать, когда мы готовимся служить или причащаться, когда мы назойливо, настойчиво, упрямо это оплакиваем и надоедливо выпрашиваем на Литургии, в особенности: об исцелении, об очищении, об освобождении. Вся сила в вере и настойчивости от веры, и постоянстве от веры, в смирении от веры. Осознавая это, надеяться как-нибудь отстоять – это непростительное легкомыслие. И, конечно, так называемой, общей исповедью, неправославною, ты никогда не избавишься от своих грехов. Надо себя обесславить, обесчестить, подробно пояснив каждый раз, терпеливо, как произошел грех, а не название грехов. Тогда, невидимо, мы получаем помощь благодатную, и из сердца грех изглаживается до степени ненависти, неприязни к нему. Это есть уже известие нам, что грех нам прощается. А пока мы не имеем этой ненависти, а только жалеем, что мы сделали, - это еще не есть извещение, что нам прощен грех.

Нет греха, нет привычки, нет страсти – даже природной, от родителей, которая бы не была излечена благодатью Божией. Все излечимы. По мере степени веры. Вот почему мы милостью Божией ушли в «больницу», которая называется монастырь, чтоб вылечить именно «своя тайная». Это причина монашества. Не совершенствоваться, нет! А каяться! Вообще разговор очень дерзкий, когда даже и подумают о том, что «я хочу совершенствоваться: пойду в монастырь». Это уже высшая форма гордости, понимаешь? Уже самоцен, уже очень тяжкий больной человек! Надо ему кричать «караул!», что он такие вещи даже подумал, а тем более, вслух сказал.

Записывание грехов – это показатель ненависти ко греху и показатель потребности покаяния, потребности очищения, а кто не имеет этой потребности, тот никогда не будет записывать, а будет отделываться только общими названиями грехов. А факты фотографически записывать он никогда не научится. Записыванием грехов я еще ребенком занимался. Надо научиться видеть факты. Видеть и записывать их правильно. Помыслы, а не только акты греха. Это искание постоянного самоочищения, которое есть самосовершенствование, о котором часто пишет и говорит Святейший… Некоторые вычитывают положенные молитвы безучастно, не переживая каждое слово и мысль молитвы. И они вполне довольны, что они вычитали положенное. Они, значит, считают: «Я помолился, я закрыл книжку, я молился – и всё». И поэтому такие люди способны закрыть канонник, молитвослов и тут же ругаться «черным словом», матом, или осудить кого-то, или рассердиться, отдаться гневу, ярости, пересказать слышанное что-то такое нехорошее о ком-то. Потому что они читали, но сердце не молилось, сердце не молилось! Молится сердце, да? И вот, большинство именно мужчин, они именно устроены так. Вот женский пол – они живут сердцем, да? Они почему и ищут молиться большей часть чувственно, не духом. Это опять-таки извращение. Но чувственно молиться легче, чем духом молиться. Католики молятся под орган, они создают себе настроение. А мы православного Востока носители истины, мы молимся духом, потому что Богу приносить свои грязные чувства – это оскорблять Бога. Условие молитвы одно – дух сокрушенный и смиренный.

На всё есть закон, есть правило от Святых Отцов, то есть покаяние. Это что? Осознать грех, оплакивать грех, исповедовать грех, ненавидеть грех, проклять грех, бояться греха, избегать его и не повторять его больше. И для этого умолять о помощи и ограждении. И тогда грех прощается и никогда больше не помянется. А если грех сдается священнику, и человек его повторяет, то грех остается на нем. А священник незаконно читает разрешительную молитву в утешение мнимо кающемуся. Если он не имеет намерения оставить или не хочет оставить, не может оставить (смертный грех) – то не причащаться! Исповедоваться можно, а причащаться не надо, пока грех не оставлен: так требует Златоуст. А мы этого не соблюдаем, вот почему и бываем и больны, и бесноваты, и несчастны, все только потому.

Католическая церковь не знает такого покаяния, и вне Православной Церкви этого никто не знает, чем и богата Православная Церковь. Она абсолютно полна своей благодатью: озарять, освящать, учить, рассуждать – как дар благодати Святаго Духа – и правильно, правильно определять. Объединить или присоединить к нашей Православной кафолической Вселенской Церкви католичество невозможно! Это клубок ересей – католическая церковь, и все те, которые пытались присоединить, понадеялись на свою гордость, и получилась ерунда!

По книге «Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание, беседы и поучения», Москва, 2009 г.