ПОУЧЕНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА, 1898-1979)

Святые Отцы – это дети благодати Святаго Духа. А последствия этого действия благодати – когда сердце оправдывает. Оно любит, оно может говорить о нем хорошо и может о нем помолиться. Оно не помнит обиды и зла. Потому что простить и не оправдать невозможно. Это психологически так, так сердце устроено. Не мозг, не нервная система, как наука пытается учить, и психиатры в особенности, а это так устроено Богом сердце. Это называется христианское сердце. Оно оправдает, оно найдет все, чтобы оправдать, извинить, так? И оно тут же любит, тут же о нем молится и желает ему только хорошего. И это – свойство христианское.

Язычник, магометанин – этого не знают. Действие благодати Святаго Духа… Попробуйте магометанину сказать, чтобы он извинил и оправдал, и полюбил врага. Он вас убьет… Вы спросите меня: «Что же вас так угнетает? Что же вас так печалит?» А всегда одно – нехристианское сердце. Злое сердце, не желающее простить. Враждующее с Богом сердце, потому что не хочет простить, не намерено простить, и сочетает право читать молитву Господню: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», и тут же враждует сердцем и разумом своим с человеком. После этого я бываю настолько угнетен, что ничего мне не мило, потому что внешняя форма, она ведь не нужна никому, тем более Богу. И думаю, всегда решал так: значит, до них еще не дошло, что весь секрет, вся соль христианства есть – простить, извинить, оправдать, не знать, не помнить зла. Пьяница, блудник, гордец – он получит милость Божию, но кто не хочет простить, извинить, оправдать и сознательно, - этот человек зачеркивает себя на Вечную Вечность перед Богом, тем более сейчас. Он бывает отверженный и не услышанный.

Это свойство христианства – оправдывать – оно от Духа Святаго. Врожденное свойство от характера родителей бывает, а христианские свойства – это свойства Духа, а не души. Это уже озарение Духа Святаго через Таинства, через молитвы родителей, особенно матери. От того, что мать ребенка воспитывает уже от себя, духоносной. Она его часто причащает, часто водит в церковь, часто подносит под иконы, постоянно его освящает крестным знамением, его кормит, когда она мать, во время молитвы. Не молясь, кормить ребёнка нельзя, потому что мать передает свое богопредстояние.

Добродетель очищает, она обновляет черты лица и глаза. Клякса, тень, отпечаток греха остается на сердце и на лице. А тем более, пороки, то есть хронический грех. Порок остается непременно на лице и глазах. И по выражению глаз и лица благочестивые люди и одухотворенные, они читают человека, каким он грехом болен, какими страстями он заражен, какой грех в нем властвует, какие страсти и какая страсть властвует над человеком. Блудник – у него свои выражения. Какой блудник: естественный или противоестественный. Жадность, скупость, жестокость, тщеславность – все на лице.

Нехристианское сердце – то, которое не хочет и не может простить, извинить. Не может и не хочет! Поэтому это сердце, оно во вражде с Богом. Он не может читать молитву Господню, не имеет права читать «Достойно есть яко воистину» и не имеет надежды на вечное спасение, если оно не оправдает, не извинит и как-то не сможет молиться о том человеке, о людях, которых оно не выносит, не прощает. Мы исповедуем, что разбойник, и блудник, и мытарь спасся, да? Но фарисей, который только внешне соблюдал форму веры, лишился спасения. Он хвалился и не мог простить. Гордый человек не может простить. Гордый человек не хочет простить и ссылается на то, что «почему другие могут не прощать и молятся, и причащаются Святых Христовых Таин, а почему же именно меня вы заставляете простить и только тогда благословляете причащаться и исповедываться?» Как же Господь Бог может слышать такую душу и простить что-нибудь, если сердце это не намерено простить?! Никакая милостыня не может покрыть непрощение! У блудника милостыня – это мерзость перед Богом, то есть милостыня нечистыми руками. Он подает милостыню, намереваясь валяться в своем грехе скотском. Его милостыня не может оправдать, если он как-либо не будет каяться и просить помощи, чтобы оставить ему грех, страсть свою. А немилосердный человек, он лишается даже права быть услышанным и получить право подавать милостыню. Вот что ужасно!

Я не советую дразнить человека и себя, не советую встречаться с врагом. Если ты носишь в себе мирность, тихость, значит, ты абсолютно примиренная с Небом, любую мерзость этого человека ты вынесешь. Этот человек будет настигать тебя, будет публично оскорблять тебя, будет наносить пакости, напраслины, а ты будешь улыбаться. Не смеяться, а улыбаться! Потому что такая блаженная милость будет святить тебя и такая правота будет перед Богом, Божией Матерью, что все эти злые козни, - они будут тебе удовольствием. Православное христианство имеет Благодать Святого Духа в себе, и смысл Православия есть общение с Духом Святым. И Его носить в себе! Оно может все! Вот это, как раз, и признак православности. Я не советую встречаться с обидчиком, потому что я знаю ее немощи и твои немощи. Ты придешь с каким-то злом, злоречием, злопамятством, в особенности, и с какими-то счетами, которые давным-давно уже похоронены и сгнили, и они опять воскреснут! Вини себя, но только не ее, и не потому, что она к тебе падка. Это немощный человек, а ты вини себя и требуй только от себя. В этом заключается христианство. Даже расстрельщиков, и тех извиняли и оправдывали. Он исполняет свои обязанности: ему приказано, он делает. Я на них никогда не обижался! Господа распинали, он же так говорил: «Отче, прости им!» Потому что они не понимают, что делают. У них нет мужества сказать: «Нет! Я не буду!» Это единственная их вина. Но эту вину с них списывает Господь, потому что их никто этому не научил.

Если ты о Господе пришла, с Иисусовой в кармане и Всемилостивой, ты будешь очень искренно улыбаться. Узелки (четки) будут в кармане. И очень искренно. И скажешь: «Как ты себя чувствуешь? Как я рада, что ты хорошо выглядишь!» Именно христианская любовь будет искренняя, а не иезуитская, католическая! Грех малодушия и грех нелюбви, сестринской нелюбви. Да, это нелюбовь. Я вынашиваю ужасные безпокойства и печали, что из вас никто не хочет все-таки пойти. Все находят предлог, лично свой: «невыгодно, неудобно, с какой стати я буду жертвовать собой!»

Вы должны радоваться, что вы одни и что вам никто не мешает молиться и молчать. Какое же это богатство – любить молчать. Дороже золота! А вы избегаете этого молчания. Вам это молчание в муку. А кто не любит молчать и кому тяжело молчать, тому мытарства будет очень тяжело проходить. Его могут заграбастать бесы на одном из мытарств за одно только то, что он не любил молчание и не любил одиночество. Потому что безпомощность души, которая вышла из тела… на минуту себе представь, что ты вышла из своего тела, из своей картонки, да? Ты одна. Хорошо, если Ангел Хранитель здесь. А если его нет? А кругом тебя дразнят бесы? А это будет! Потому что мы не учились христианству на земле, а заменили все это обрядами и формой. По-настоящему говоря, мы себя не умеем жалеть. Если мы себя бы пожалели по-серьёзному, мы бы думали о неминуемой смерти. О моменте, о дне разлучения с телом. Мы не умеем себя жалеть, потому что мы не умеем на себя сердиться и себя наказывать. Феофан Затворник очень часто в своих письмах советовал: «Крепко посердитесь на себя и возьмите себя в руки, пожалейте себя». Самое страшное - именно не простить и не любить и сердцем враждовать. Это три основных причины.

Эти наши чтения акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия – это все дело пустое, если оно нас не делает мягкими, нежными, любящими, плачущими. Это вычитывание будет нам только в осуждение. Дух сокрушенный и смиренный не умеет враждовать и не может уметь враждовать, он до дна простит, до дна извинит и только себя будет судить, в себе будет искать безконечные вины. Любого человека, хотя бы расстрельщика, истязателя, он извинит и простит. Бывали ужасные события в моей жизни, и с легкостью как-то всё простилось! Достаточно молиться Божией Матери, и снимается. Снимается, если будешь Матерь Божию просить. Достаточно иметь непосредственный контакт сердца с Божией Матерью, и этот ужас – обиды и оскорблённости, и печали и напраслин – он снимается. Если сердце простило и извинило, то оно не вспоминает, вспоминается только чердаком, памятью, без участия сердца. Поэтому надо различать эти две вещи: сердце и разум. Память может быть от мозга. Если сердце простило, то сердце никогда не вспомнит, у него памяти нет. А мозг может, нервная система может не забыть и вспомнить, но сердце будет протестовать и заставит замолчать мозг. Нужно Всемилостивую читать: «Не гнушайся меня, не отвергай меня, не оставь меня, не отступи от меня», - и наступает и прохлада, и тишина, и всё прощается; и исполняется то, в чём просишь помощи. И то же самое: черный, гнилой, злой, грязный, а общение с Ней – и моментально сердце изменяется и делается мягкое и плачущее, наступает дух сокрушенный и смиренный. Иного, другого признака нет. Ни соблюдение постов, ни хождение в храм, ни вычитывание акафистов и канонов – нет! А дух сокрушенный и смиренный. Дух сокрушенный и смиренный не может не простить, не может! Это состояние сердца, Божьего сердца, не языческого сердца, не иудейского сердца! Преподобный Серафим Саровский об этом очень много говорил всегда всем, про благодать Святаго Духа. Если человек злой, надо вымаливать, вымаливать исцеление. И за веру, и за настойчивость Господь изменяет сердце. И второе – непременно выкупать проявление зла милостыней. Причем, милостыней давать что-нибудь такое, из своего, себе нужное, а не лишнее.

По книге «Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание, беседы и поучения», Москва, 2009 г.