ПОУЧЕНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА, 1898-1979), XХX

Христианство, оно поглощает смирением самодовольство. Чем больше христианин имеет даров от Бога, тем больше он приписывает это, прежде всего, Богу, и сам не сознает, что он носитель этих даров; он даже не замечает и не понимает этого. Это есть свойство смирения. А самодостоинство – это то, о чем Горький писал: «человек с большой буквы». Такой человек – это ученик диавола, который гордится только собою, своим «я», своей гордостью. Эти люди, они бессмысленно живут.

У нас был разговор по поводу тех, кто плачет от тщеславия, да? Они любуются собой, величаются, умиляются и довольны собой. Чем больше они умиляются, тем больше плачут. Это состояние чувственное, самообман. Не фарисейство, нет! Фарисейство – это другое свойство. Но это обманное свойство, не христианское, требующее покаяния. Вот почему очень опасно молиться и уметь плакать. И, по Феофану Затворнику, как мы только замечаем, что мы начинаем плакать, мы должны прекращать молитвенное делание и переключиться, чтобы тут же заметить за собой свойство плача, характер слез: а вдруг я тщеславлюсь и плачу, любуясь собой, да? И это мне вменится в грех, в дружбу с дьяволом! Тогда это поругание образа Христа – это есть смирение и кротость, да? Вот, на минуточку себе представьте Господа Спасителя вне абсолютного смирения и абсолютной кротости! Невозможно, да? А поэтому все, враждующее с этим состоянием абсолютного смирения, оно относится к диаволу. Диавольское состояние самодовольства, самолюбования, умиления появляется на этой почве, да?

«Ах, какой я хороший! Я умею плакать! Как у меня хорошо выходит, что я плачу!» Да? И такой горько плачет, ему нужен утиральник. Но эти слезы все подбирает диавол. А когда угодники Божии плакали, они не замечали, что они плачут, а были настолько отдалены от земного, человеческого присутствия на земле, что не замечали, что их одежда была вся мокрая, и под ними лужа. Вот это разное состояние слез и определяет христианство, православное христианство.

В католической церкви и западных церквах, там слезы совершенно иначе объясняются, чем доказывается еретическое состояние христиан неправославных. Вот когда англичанин плачет или англичанка, - она приходит домой и делает у себя отметку добрых дел, ставит два крестика: я сегодня горько плакала, это, авось, мне вменится в добродетель, когда я буду уходить в вечность.

Когда хочется поплакать – это состояние человеческое, чувственное: себяжаление. Когда у нас бывает физическая боль и нам бывает физически очень тяжело, у нас появляется естественная потребность плакать. Это я сам на себе испытал. Да и на днях было такое, настолько мне было тяжело… Все спят, три часа ночи, а я верчусь, не могу себе найти места: перитонит или не знаю, в чем дело, - такие страшные боли. Встать и прогуляться по комнате я попробовал – боли не утоляются. А это страшные боли перитонита, и невольно откуда-то появляется желание плакать.

Когда после ранения, после операции, меня разбудили насильственно, чтобы я не спал (причем, будили меня врачи: били по щекам, как могли – так, чтобы я проснулся, трясли меня, не давали спать) началась страшная боль в области, где меня оперировали, вынимали кости. Нервные пучки… Была невыносимая боль… я был весь закован в гипс. Вот так, по пояс, весь в гипсе, без руки. Панцырь, да? Вот, тогда я много плакал. Но это было до пострижения в монахи, тогда мне было восемнадцать лет. И вот, такое состояние, как на днях, было у меня, что места себе не находил: действительно, это ужасно. Но это опять-таки чувство человеческое, себяжаление и самолюбование. Покойная Елена Александровна советовала мне часто плакать, когда у меня были невыносимые боли: она меня сама клала в клинику, я уже монахом лежал опять на операции, там же, у них. Мне опять вынимали осколки, чистили всю эту область. Она меня уговаривала плакать: что будет как бы отдача нервных потребностей. Что при этих невыразимых болях, душевных и телесных, полезно плакать: это как нервная разрядка. Это мы объясняем человеческим образом, не связанным с духовной жизнью. А истоки духовной жизни, они совершенно иначе объясняются – себяжалением, себялюбованием. Ведь угодники Божии причиняли себе физические страдания намеренно, наказывали себя или смиряли себя из-за каких-нибудь страстей. Преподобный Савва Крыпецкий уходил из монастыря и садился нагим на съедение комарам. Мы одного комара не можем терпеть, а он нагой уходил специально в эти болота на съедение комарам! Он читал молитву. Иисусову большей частью. Кричал: «Вот тебе, Савво, за твои грехи!» Чтобы здесь получить страдание, лишь бы там, в вечности, избавиться от них. Получаю здесь от комара – страдание – лишь бы Господь не наказал меня в геенне. Какая была сила веры, да?

***

Заграницу ездить – болтологией заниматься. Ведь это ни к чему не годное занятие: биться с лютеранами, протестантами, англичанами. Одна болтология только. Очень почтенные разговоры, за это получают звезды, ордена, митры получают… Это работа чиновническая, международная, «о мире всего мира». Нет! Они, эти ученые, не отстоят, если Небесная канцелярия не попустит. Святители отстаивают, а не эти маленькие ученые. Архиереи, большие архиереи. Надо быть архиереями с таким образованием, как владыка Василий Бельгийский. Такие решают судьбы Православия.

***

Если ты действительно и истинно полюбил Господа и прилагаешь старания получить оправдание в вечности, - ежедневно ожидай исшествия своего из этой жизни земной.

Стяжавший молитву не имеет времени подумать о чем-либо земном: ему тяжелы и беседы, и люди, и все, отвлекающее его от Бога.

Ничто так не содействует снисканию внутреннего мира, как молчание, непрестанная беседа с самим собой. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем.

Наш триумф – смирение! Рядом с ним ничего нельзя поставить, кроме смирения, плача. Надо помнить, что основной залог нашего спасения – только мы сами. Чужая жизнь нас не касается. Как хотят! Их извинять, их оправдывать, всегда помнить что они бедные люди, никем не наученные, да? Личное хотение это есть дар Божий. Мы все подвержены семени тли и повреждены, нас привлекает грех. Но с нами Сила Божия, если мы сами проявляем хотение. Без нашего хотения Сила Божия к нам не подойдет. Свобода в воле – есть основная причина спасения: хочу – спасусь, хочу – нет. Но – при помощи Божией, при помощи озаряющей меня Благодати Божией. Своим хотением мы не можем спастись, потому что воля наша угнетается гордостью, самоценом, самоуверенностью и желанием, нас привлекает грех.

***

Закончилась земная жизнь Батюшки, украшенная как драгоценными камнями, высокими подвигами и благодатными дарованиями исцеления. Прозорливости, старчества. Окидывая взглядом всю его необычную, очень многосложную святую, подвижническую жизнь, мы замечаем, что основная черта его духовного облика – исцелять от грехов и страстей сердце человеческое, то есть делать сердце христианским, способных воспринимать благодать Духа Святаго. В этом была вся его жизнь, вся суть – в работе над сердцем.

Кто хотя бы однажды в жизни встречался с Батюшкой, в том навсегда запечатлелся духовный облик его, и человек понимал всю силу благодати Батюшки. Отец Сампсон не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков и немощей, ни отвлеченным богословом. Он был – сама живая любовь, умевшая встать в непосредственную близость со всякой скорбящей душой, взять на себя все ее немощи и скорби, согреть, утешить и воззвать ее к новой, обновленной, чистой жизни.

Степень его смирения, терпения, кротости была неиссякаема. И потому-то он стал для очень многих духовным врачом и притягивал к себе не только простолюдинов, но и людей образованных, искавших в нем учителя жизни, который указывал путь к истинному счастью души: знать и любить Бога.

На почве нашей Русской Православной Церкви и в наше время вырастают такие дивные старцы, как отец Кукша Почаевский, отец Серафим Белгородский, отец Таврион в Рижской пустыни, отец Сампсон и многие, многие другие. Они являются средоточием подвига старчества XX века. Находясь в бренной плоти, они были Храмом Живаго Бога, и Дух Божий жил в них. Сила их благодати ограждала и ныне ограждает от всех ложных путей и хранит в чистоте наше Православие, согласно Апостольского предания. Да будет вечная и благодарная память в русском народе о старце Сампсоне как чудесном явлении в наше время. Великая радость в том, что наша Восточная Кафолическая Православная вера взращивает и ныне дивных людей, которые освещают нам путь веры в чистоте православия. Пожелаем, чтобы этот дух великой веры, святой простоты и искреннего братолюбия, которым был проникнут Батюшка Сампсон, как и его великие наставники, не оскудевая, ярко горел среди верующих. Чтобы они, напоенные этим духом, являлись бы истинными христианами.

По книге «Старец иеросхимонах Сампсон. Жизнеописание, беседы и поучения», Москва, 2009 г