НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, II Поклоны – труды подвижничества. Архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис): «Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы поклоняемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу – враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение. Даже один дополнительный поклон - это уже труд подвижничества, за который будет свое воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретем их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда». Желание молиться. Преподобный Силуан Афонский: «Господь хочет всех спасти, и по благодати Своей, призывает весь мир. Воли от души Господь не отнимает, но благодатью Своею толкает ее к добру и извлечет к Своей любви. И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы». Сон – образ смерти. Архимандрит Ефрем Филофеский (Мораитис): «Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости ради спасения – это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться. Как прекрасны церковные молитвы! Что за слова, они дают жизнь: «Восставши от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне!» Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь. Сон – это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов». Когда молишься. Иеромонах Симон (Безкровный): «Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю. Когда ты молишься, будь внимателен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку. Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассеянных молитв. Благодать одной молитвы, произнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки. Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совершенное освобождение от бесов происходит одновременно. Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе». Умягчение сердца. Монах Моисей Святогорец: «Великий пост призван помочь нам сосредоточиться и прийти в себя. Призван помочь нам исцелиться от духовных заболеваний, которые помрачают наш ум, усложняют и наполнят нашу жизнь скорбями. В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения. Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина – это крестный путь на Голгофу. Без распятия не бывает и Воскресения. Великий Пост – это прекрасная возможность подготовиться и встать на светлый путь восхождения. Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Поэтому будем молиться и воздерживаться от пищи не для того, чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив свое самолюбие. Не будем терять шанса, который дает нам пост. «Се время благоприятно, се время покаяния». Не спорьте с гневающимися. Преподобный Паисий Святогорец: «Если человек кипит от гнева, то ему без толку что-нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет». Любовь к ближнему. Архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис): «Настоящая любовь к ближнему обнаруживается тогда, когда человек от всего сердца – а не только потому, что так нужно, ибо Бог так заповедует, - молится за врагов, прощает их и любит, ведь, по сути, наши враги – это наши благодетели. Кто нас искушает, кто осуждает, создает всякие неприятные ситуации, - тот, с одной стороны, есть орудие диавола, а с другой, - Иисуса. Святые отцы говорят, что враги – это каленое железо, которым Господь выжигает наш эгоизм и гордость, врачует нас. Человек действует по злобе, а мы дикую маслину прививаем к доброй и получаем плод полезный для жизни. Вот почему так благотворны для нас действия наших врагов!» Помни о смерти. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Память о смерти – это не воображение гроба, могилы, похорон и т.д., но знание – не сегодня-завтра нас здесь не будет, и переселят нас в вечность, которая по словам св. Иоанна Златоуста, страшнее самого ада! Нет сильнее способа к побуждению к добродетели, как память о смерти. С самого утра надо настраиваться на помышление о вечности, ибо какое будет утреннее настроение, такое останется и на весь день. Враг нашего спасения – сатана – особенно борется с нами за то, чтобы отнять у нас память о смерти. Он готов, по словам свв. отцов, дать нам сокровища всего мира, лишь бы отнять у нас помышления о смерти, ибо знает, триклятый, что такое помышление ведет нас ко спасению души, вещи безсмертной и блаженству, с коего он ниспал; на этом основании и зависти, он еще в раю отклонял Еву от памяти смертной. Говоря ей: «не смертию умрете, но будете как боги»… Так и теперь враг нашего спасения всячески и всякими приманками и благовидными предлогами подходит к нашей душе, суетной и заботами всегда занятой, и отвлекает нас от спасительной памяти о смерти и вечности!». Гордые помыслы. Преподобный Паисий Святогорец: «Нужно с пристальным вниманием относиться к гордым помыслам, потому что их труднее всего распознать, но именно помысел гордости наносит человеку самый большой урон. Бывают люди слегка эгоистичные, и Бог «бьет» их не сильно, чтобы они немножко смирились. Тех, у кого самолюбия побольше, Господь «бьет» посильнее, чтобы побольше смирить. Но Бог вообще не трогает тех, кто одержим диавольской гордостью. Внешне это может выглядеть так, как будто эти люди благоденствуют, но что это за благоденствие? Это бесовское благоденствие. В конце концов они не просто упадут, а рухнут прямо в бездну. Упаси нас Боже от такого!» Грех стал модным. Преподобный Паисий Святогорец: «Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса. Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела – это самая ужасная хула на Духа Святого. Поэтому если кто-то из живущих в миру подвизается и живет чистой жизнью, это имеет достаточно большую ценность, и их ожидает немалая награда. Мы должны очень внимательно относиться к грехам, которые совершаем по своей воле, ибо главное, на что смотрит Бог, - это наше произволение. Грехи, которые мы совершили по неосмотрительности, менее важны. У каких-то грехов есть некоторые оправдания, хотя от этого они не перестают быть грехами. К тому же если мы согрешаем невольно, Бог использует нашу ошибку для чего-то хорошего. Однако это не означает, что нужно совершить грех для того, чтобы это хорошее случилось. Если же мы совершили грех сознательно, то нам надо просить Бога, чтобы из этого не проистекло какое-либо зло». Зрение своих грехов. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаем нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам все безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подает помощь и удостаивает своего утешения». Духовные законы. Преподобный Паисий Святогорец: «Духовные законы – такая реальность, как и законы физики. Например, чем выше человек подбросит вверх тяжелый предмет, тем с большей силой он упадет вниз и разобьется. Это естественный закон природы. Так же и в духовной жизни – чем выше вознесет человека его гордыня, тем более «шумным» будет его падение и тем сильнее он расшибется. Ибо тот, кто одержим гордостью, взбирается на вершину лишь до определенной грани, а потом срывается и терпит полный крах. «Возносяйся смирится» (Лк. 18, 14) – это духовный закон. Признаки пришествия благодати. Преподобный Иосиф Исихаст: «Не считай себя человеком, если не получил благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир. Благодать Божия зависит не от лет, а от образа жизни и милости Господней. Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига. Благодать бывает всегда совершенно мирной, смиренной, безмолвной, очистительной, просвещающей, радостотворной и лишенной всякого мечтания. Нет места никакому сомнению в благословенный миг пришествия благодати в том, что это поистине Божественная благодать, ибо она не вызывает у принимающего ее никакого страха или недоверия». По книге «Афонский цветослов. Советы святогорсих старцев», 2017 |