НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, III

Суть молитвы. Иеромонах Симон (Бескровный): «Неотвлечение ума от молитвы – это сама суть покаянной молитвы. Не гонись за количеством молитвы, стремись овладеть ее качеством. Если во время молитвы научишься следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обратно, овладеешь вниманием. Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овладеешь покаянной молитвой. Если тебе трудно молиться постоянно, практикуй молитву с короткими перерывами – и овладеешь непрестанной молитвой. Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла быстро очищает сердце и привлекает в него благодать».

Молитвы горделивых. Преподобный Силуан Афонский: «Молитва горделивых – неугодна Господу; когда же душа смиренного скорбит, то Господь непременно послушает ее. Один старец-иеросхимонах, живший на полугоре Афона, видел, как молитвы монахов восходили к небесам, и я этому не удивляюсь. Тот же старец, когда был мальчиком, видя скорбь своего отца по случаю сильной засухи, грозившей погубить весь урожай, пошел в коноп на огороде и стал молиться: «Господи, Ты Милостивый, Ты нас создал. Ты всех питаешь и одеваешь; Ты видишь, Господи, как скорбит мой отец о дожде, Ты пошли на землю дождь». И собрались тучи, и пошел дождь, и смочил землю. А один старец, который жил при море у пристани, рассказывал мне: «Была темная ночь. Пристань была полна лодками рыбаков. Началась буря и скоро усилилась. Лодки стали биться одна о другую. Люди старались их привязывать, но было невозможно в темноте и в бурю. Все смешалось. Рыбаки стали кричать, что есть силы, и стало страшно слушать крики испуганных людей. Я заскорбел о народе и слезно молился: «Господи, укроти бурю, утиши волны, скорбящих людей Твоих пожалей и спаси. И скоро буря престала, утихло море, и успокоенные люди благодарили Бога».

Молитва за врагов. Архимандрит Ефрем Филофеский (Мораитис): «Те, кто нас хвалят – если, конечно, они делают это по любви, - сами достойны похвалы, так как имеют в себе любовь Христову. Однако Христос говорит: «Если вы любите любящих вас, то какова вам благодать? То же делают и грешники, и мытари… Я вам говорю – любите врагов ваших, тех, кто творит вам зло, кто вас преследует, строит вам ковы». Ведь Бог, наш Небесный Отец, освещает солнцем и орошает дождем неправедных и праведных, злых и благих. Для всех Он одинаков: подает Свои блага и тем из детей, которые любят его всей душой, и тем, кто богохульствует и пребывает в нечестии, - всем без исключения, дабы и грешники не явились на Суде безответными. Так и мы, молясь за этих людей, с одной стороны, оправдываем себя перед Богом, а, с другой, - способствуем их просвещении. Ведь, возможно, эти люди даже и не мыслят о Боге, не молятся, даже крестного знамения не творят! Кто же им поможет? Так что им совершенно необходима наша молитва. Помолимся же Богу об их прощении и освящении и в то же время поможем и им самим прийти к покаянию. Это великое дело!».

Доверьтесь Богу. Преподобный Паисий Святогорец: «Милосердный Господь никогда не допускает произойти ничему плохому, если не знает, что из этого произойдет какое-то благо и мы получим для нашей души пользу. Поэтому мы всегда должны быть уверены, что Бог даже наши безобразия обращает в добро. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в его руки и ни о чем не тревожьтесь. Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело – доверие Богу. Тот, кто не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это. Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся. Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию.

Мы должны непрестанно молиться и со смирением просить Господа о помощи и милосердию. Но нельзя настойчиво умолять, чтобы Господь и Матерь Божия немедленно исполнили нашу просьбу, даже если мы желаем добра. Да, мы хотим добра, и Бог благоволит подать нам помощь, но время может не подходить для этого а, может быть, Господь знает, что сейчас для нас полезнее не получить того, о чем просили. Поэтому нам надо терпеть, обвиняя себя, и со смирением просить Бога, а не требовать, и быть уверенным, что Он покроет нас Своим милосердием тогда, когда на то будет Его воля. Если мы полностью доверяемся Богу, милосердный Господь наблюдает за нами и заботится о нас. Как хороший распорядитель на наши мелкие материальные нужды, и чтобы мы увидели Его попечение о нас, действие Его Промысла, Он подает нам именно столько, сколько необходимо».

Умягчение сердца. Монах Моисей Святогорец: «Великий пост призван помочь нам сосредоточиться и прийти в себя. Призван помочь нам исцелиться от духовных заболеваний, которые помрачают наш ум, усложняют и наполнят нашу жизнь скорбями. В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения. Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина – это крестный путь на Голгофу. Без распятия не бывает и Воскресения. Великий Пост – это прекрасная возможность подготовиться и встать на светлый путь восхождения. Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Поэтому будем молиться и воздерживаться от пищи не для того, чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив свое самолюбие. Не будем терять шанса, который дает нам пост. «Се время благоприятно, се время покаяния».

Права и обязанности. Преподобный Паисий Святогорец: «Каждый из нас должен представлять себя на месте другого. К сожалению, сейчас повсеместно распространился дух, который требует силой отвоевывать себе «место под солнцем», а не входить в положение другого человека и сострадать ему. Когда кто-то ставит себя на место ближнего, все приходит в норму. К примеру, если бы молодая женщина представила себя на месте своей старой свекрови и задумалась о том, что и она скоро станет свекровью, а ее невестка может ей не помогать и грубить, то разве не обращалась бы она со свекровью обходительно? Помните о том, что если человек не поступает духовно тогда по отношению к нему вступают в действие духовные законы. И тогда Бог отбирает Свою милость у бездуховного человека и по справедливости взыскивает с него его долги. Чем более духовную жизнь ведет человек, тем меньше он заботится о своих правах».

Любовь к ближнему. Архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис): «Настоящая любовь к ближнему обнаруживается тогда, когда человек от всего сердца – а не только потому, что так нужно, ибо Бог так заповедует, - молится за врагов, прощает их и любит, ведь, по сути, наши враги – это наши благодетели. Кто нас искушает, кто осуждает, создает всякие неприятные ситуации, - тот, с одной стороны, есть орудие диавола, а с другой, - Иисуса. Святые отцы говорят, что враги – это каленое железо, которым Господь выжигает наш эгоизм и гордость, врачует нас. Человек действует по злобе, а мы дикую маслину прививаем к доброй и получаем плод полезный для жизни. Вот почему так благотворны для нас действия наших врагов!»

С кем себя сравнивать. Монах Лука Филофеский: «Без печати смирения ничего не будет угодно Богу. Как только человек начинает думать, что что-то из себя представляет, - он сразу же теряет связь с Богом. Его настройка сбивается с божественной чистоты. И тут надо через смирение и сокрушение скорее поймать нужную «волну». Разве у нас нет поводов для самоукорения и для раскаяния? Особенно у монахов. Мы должны сравнивать себя не с теми, кто на первый (поверхностный) взгляд «отстает» в добродетели, а с подвижниками и святыми. Поступая так, будем считать себя худшими и недостойнейшими из всех. Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперед, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется нам грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственно «праведности» и он превращается в фарисея».

Слепота души. Иеромонах Симон (Бескровный): «Самая страшная слепота души это гордость человеческая; самое лучшее зрение – это смиренное сердце. Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний. На обочине дороги можно найти только старую подкову, в ложных знаниях лишь пустые сведения об этом бренном мире. В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем. Терпение – истинный путь, безмолвие сердца – истинное достижение, Христос – истинное Спасение. Спасайся как ребенок, живи как воин, умудряйся как старец, и Христос не оставит тебя. Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати.»

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорсих старцев», 2017