НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, V

Жар нашей веры. Монах Моисей Святогорец: «Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. Жар нашей веры приведет в недоумение неверующих. Цельная вера поражает всех. Ее простота притягивает к себе».

Мирская справедливость. Преподобный Паисий Святогорец: «Я имею право» - это чисто мирской подход. Чем больше человек обмирщен, тем больше он заботится о соблюдении своих прав, чем больше в нем духовного, тем меньше его заботят права. Среди современных людей царит некий порочный дух. Даже духовные люди пытаются добиться справедливости юридическим путем, и при этом еще называют себя верующими. «У меня есть такое-то право, у тебя нет на это прав… «Ах, если бы только люди отказались от этого ужасного «здравого смысла!» Такой человек обычно говорит: «Я не хочу, чтобы меня держали за дурачка».

Не отчаивайтесь! Преподобный Силуан Афонский: «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: «Ах, какой у нас Господь!.. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы… Господь Сам есть одна Любовь…

Наши отцы перешли от земли на небо. Что они там делают? Они пребывают в любви Божией и созерцают красоту Лица Божия. Красота Господня пленяет всякую душу радостью и любовью. Эта красота и на земле познается, но отчасти, ибо совершенной любви бренное тело не может вынести. На земле Господь дает душе столько, сколько может она вместить и сколько хочет щедрая рука Господня».

Изменить себя или других? Монах Лука Филофеский: «Господь призывает нас изменить себя. Если все мы постарались бы стать хоть немного лучше, все человечество было бы в полном порядке. А сейчас происходит следующее: некоторые ищут способы сделать лучше других, а самим остаться такими же как они есть сейчас. Это политические деятели…».

Доверимся воле Божией. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Не будем молитвой «давить» на Бога. Не будем просить у Бога избавить нас от чего-либо, от болезни и тому подобного или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести все. Как Он с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам то, чего мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны». Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему? Будем молиться просто и спокойно, без страсти и насилия. Мы знаем, что прошлое, настоящее и будущее – все известно, обнажено и открыто перед Богом. Как говорит апостол Павел: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4, 13) Мы не будем настаивать. Такое усилие приносит вред, а не добро. Не будем стремиться приобрести то, чего мы желаем, но оставим это на волю Божию. Потому что, чем больше мы гоняемся за чем-то, тем дальше оно отдаляется. Значит, необходимы терпение, вера и спокойствие. И если мы забудем о том, Господь не забывает никогда, и если это нам на пользу, то Он даст нам то, что нужно и когда нужно».

О привязанности и любви. Иеромонах Симон (Безкровный): «Привязанность – это отношение к человеку, как к своей собственности. Любовь – это отношение к человеку, как к созданию Божию. Привязанность убивает и нас, и наших ближних, и становится препятствием к Спасению. Истинная Любовь охраняет, укрепляет, поддерживает и спасает и нас, и тех, кого мы любим. Когда мы привязываемся к миру, из его пор проступает ядовитая горечь, которая убивает нашу душ. Если мы даже выжмем мир, словно мокрое полотенце, то из него вытечет лишь разочарование; ничего другого он не содержит, ибо разочарование – это плод нашей привязанности. Когда мы возлюбим Бога, от Престола Божия истекают реки безсмертия, благодати и Любви к Богу и к нашим ближним, ибо плод Любви – Жизнь вечная».

Пророчество о судьбах мира (1918 г.). Преподобный Аристоклий Афонский: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше. А Россия будет спасена. Много страдания. Много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией. Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны – вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость. Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех».

Круг общения. Преподобный Паисий Святогорец: «Мирянам нужно общаться с родными и знакомыми, которые тоже живут духовно, чтобы поддерживать друг друга. Если живущий в миру православный имеет связь с духовными людьми, то ему всегда кто-то может помочь. Каким бы благочестивым ни был человек, ему необходимо – особенно сейчас – общение с единомышленниками. Взаимоотношения с людьми боголюбивыми очень помогают христианину, больше даже, чем чтение религиозных книг, потому что это духовное единение вызывает в нем стремление усиленно подвизаться».

Удовлетворяться малым. Преподобный Паисий Святогорец: «Эту замечательную жизнь люди наполняют трудностями, с глупым упорством гоняясь за материальными благами. Ну должны же они когда-нибудь осознать, что нельзя стать счастливым, не научившись удовлетворяться малым. Чем занимаются современные люди? Покупают, закупают, приобретают – вещи, машины, бытовую технику и массу всего другого. Конечно же, им не хватает денег, и они не знают покоя. Надо ограничить свои потребности и не иметь непомерных запросов, потому что когда мы довольствуемся только необходимым, нам не приходится все свое время тратить на работу. Тогда появляется возможность побыть дома с семьей, поиграть с детьми, заняться домашними делами, помолиться и просто отогреться в семейном тепле и уюте, а не проводить полжизни в дороге. «Не печитеся о многом: едино же есть на потребу». Думаю, что надо беспокоиться не о том, как добыть побольше денег, а о том, как устроить свою жизнь по-православному и привыкнуть жить поскромнее, удовлетворяясь самым необходимым».

Притча о пловце. Иеромонах Симон (Безкровный): «Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал. Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся».

Польза от испытаний. Схимонах Иосиф Ватопедский: «В бедах и различных испытаниях расширяется наш дух и умножается духовное знание. В скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Когда добрая привычка долготерпения в испытаниях укрепляется, тогда Бог попускает более суровые искушения для нашего совершенствования. Об этом свидетельствует святое речение: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93, 12). «Согрешившему невозможно, - говорят отцы, - избежать грядущего суда без добровольных трудов или без невольных бед здесь». Первая и самая значительная польза от испытаний – это происходящее от них смирение, посредством которого сокрушается омерзительный идол эгоизма и божественное знание приближается к уму. Дерзнем назвать этот идол мерзостью запустения, стоящей на святом месте. (см. Мф. 24, 15). Нет более действенного фактора, чем различные скорби, как вольные, так и невольные, которые приводят ум к смиренному мнению о себе. Безсилие ума в испытаниях учит его на деле, насколько он ничтожен и низок. Тогда становится ясен смысл и слова Господня: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). И таким образом ум с помощью благодати переносится в истинный мир вышнего Царства.

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017