НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, VI

О духовной жизни и стяжании благодати. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтении определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием мысли, чувства и желания, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати» Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. С помощью благодати непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, говорит преп. Ефрем Сирин, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда «се Царствие Божие внутрь тебя есть». Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе неприступной Божества. Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами православной духовности».

Бог попускает нам испытания. Преподобный Паисий Святогорец: «Испытания, которые посылает нам Бог, помогают нам понять наше подлинное духовное состояние, заставляют смиряться, и мы получаем прощение грехов, если кротко и с терпением принимаем все эти испытания как целебное снадобье для своей души и с благодарностью славословим Господа. Для нас великое благо то, что Бог попускает нам испытания, ведь иначе в день Страшного Суда мы имели бы и скрытие страсти, и непомерные требования. И если Бы Господь пренебрег этим и взял бы нас в Царство Небесное в таком состоянии, то мы и там бы проявили свои худшие свойства. Поэтому Бог здесь дает нам искушения, чтобы они выбили из нас пыль и душа наша очистилась скорбями и слезами, и мы прибегли бы к Богу в поисках спасения».

Печать печали. Монах Моисей Святогорец: «Рационалистический дух тяжелых времен, которые мы переживаем, стремится внушить нам отвержение всего сверхъестественного, таинственного, мистического, исихастского, священного. Результаты отхода от Бога видны невооруженным взглядом. Повсюду царит уныние, меланхолия и отчаяние. Печать печали лежит на сердцах многих людей. Пришло время принести искреннее покаяние в оставлении Бога и вернуться в колыбель Нашей Церкви и Божественной любви».

Наросты греха. Монах Лука Филофеский: «Блаженны те, кто стали сосудами Благодати! Но, чтобы достичь такого состояния, надо прежде очиститься. Металлические трубы со временем обрастают слоем ржавчины, теряя пропускную способность. Несколько лет назад мы меняли в монастыре систему водоснабжения, которая была установлена еще в 1935 году. В один момент мастер подозвал меня и показал толстую свинцовую трубу, которая за долгие годы так обросла, что едва пропускала тонкую струйку воды. То же происходит и с человеком: грех оставляет на его душе наросты и делает ее все более и более безчувственной. Удалить эту ржавчину способны страх Божий и покаяние. По мере того как очищается сердце, просвещается и разум».

Человек и его Ангел. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек – просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чем он просит». А если молитва наша еще сопровождается слезами и покаянием, тогда ангел радуется, потому что имеет большее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека».

О ненависти. Иеромонах Симон (Безкровный): «Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, - ошибка. Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, - ошибка. Ненавидеть хотя бы одного человека – значит ненавидеть весь мир».

Христос не требует невозможного. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Христос не требует от нас того, что выше наших сил, Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон. Но у него есть кое-что и похуже...

Что же касается пищи, то и в посты, если принимаете немного пищи по утрам, это не приносит вреда. Лучше есть два раза в день и побеждать рог гордости, как говорит Лествичник, чем есть один раз и думать, что мы что-то делаем».

Не надо говорить: «Господь им воздаст». Преподобный Паисий Святогорец: «Если нас оклевещут и оскорбят неразумные или лукавые, злые и лживые люди, постараемся изо всех сил не оправдывать себя перед другими, если, конечно, обидели только нас. И не надо говорить: «Господь им воздаст», потому что это своего рода проклятие. Лучше простить этих людей от всей души и просить Бога, чтобы Он помог нам вынести всю тяжесть клеветы, по возможности неприметно продолжая свою духовную жизнь. И пусть те, кто занимаются пересудами и осуждением, продолжают возводить на нас клевету, потому что тем самым они готовят нам для вечной жизни золотые венцы».

О колдовстве. Преподобный Паисий Святогорец: «Если колдовство влияет на человека, это означает, что он предоставил сатане власть над собой. Иначе говоря, он дал диаволу какой-то основательный повод воздействовать на него и не исправил положение, покаявшись и исповедовав свой грех. В первую очередь нужно выяснить, по какой причине стало возможным это воздействие демонов! Человеку нужно понять, в чем его грех, раскаяться и открыть его духовнику. Как же много ко мне приходит людей, истерзанных бесовским воздействием! Они просят меня помолиться об избавлении от этих мучений, но, ожидая от меня помощи, они не обращают свой взор внутрь себя, не стараются выяснить, где истоки того, что с ними творится, чтобы можно было вырвать зло с корнем. Чтобы избавиться от страданий, этим людям нужно понять, что именно дало диаволу власть над ними, признать свою вину, покаяться и исповедаться. Бесовские полчища сами по себе не имеют силы. Они получают ее от людей, когда те отходят от Бога и отдают власть над собой сатане».

Мечтания и память Божия. Иеромонах Симон (Безкровный): «Мечтания – это нисхождение души во ад по ступеням обманчивых помыслов: их первая ступень якобы «добрые» представления, вторая ступень якобы «нейтральные» помышления и третья ступень откровенно безблагодатные и убивающие душу дурные помыслы. Мечтания – это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обманчивыми «утешениями» Память Божия – это восхождение души к Престолу Божию в сияющий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень - отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень – отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молитвы; и третья ступень – отречение от самого себя или от своего эгоизма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия неизреченная благодатная молитва. Память Божия – это совершенное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия Пресвятой Троицы».

Постарайся измениться сам. Преподобный Паисий Святогорец: «Зло – в нашем сердце. Мы не взрастили в себе любовь и потому не воспринимаем всех людей как братьев и осуждаем их за грехи. Однако это нехорошо, когда чьи-то грехопадения становятся достоянием гласности. Евангельское «повеждь «Церкви» не означает, что все нужно делать общеизвестным. Разглашая нравственное падение нашего ближнего, мы сообщаем о нем и врагам христианства и тем даем им повод усилить их. Они могут таким образом заронить в нестойких душах сомнения в вере. Если тебе хочется оказать содействие Церкви, постарайся измениться см, а не исправить других. Если ты изменишь самого себя, то исправится малая частица Церкви. Если бы все начали так делать, то церковная жизнь была бы упорядочена. Но нынешние люди готовы заниматься всем, чем угодно, кроме исправления самих себя, потому что других поучать нетрудно, а чтобы измениться самому, надо приложить немалые усилия.

Я обратил внимание, что многие хватаются за тысячу дел, чтобы заработать побольше денег, и обычно оправдывают себя тем, что средств не хватает, и потому им приходится так много работать. Однако если предложить кому-нибудь, чтобы он сидел дома и только творил молитву, а платить ему будут больше, чем он может заработать, - он откажется. Из нашей души ушла любовь к Богу, поэтому мы не можем быть заняты только Им, даже если нам за это заплатят».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017