НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, VII Отложи всю суету и попечение. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Господь создал человека и поэтому вся мысль человека должна быть в Боге. Все земное отложи, всю суету и попечение, чтобы ничто тобой не обладало, и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог Твое прибежище, Бог твой помощник и сила. Бог твой собеседник и твой Отец. К Нему единому прибегай часто и усердно, и с Ним собеседуй в уединенной молитве». Господь любит человека. Преподобный Паисий Святогорец: «Милость Божия – это утешение от Бога, которое чувствует наша душа. Бог устроил так для того, чтобы мы не удовлетворялись утешением от людей и искали Божественного утешения. Господь любит человека, Свое создание, и дает ему все, в чем он нуждается, лишь бы только сам человек верил в Бога и не нарушал Его заповеди. Богу известно, что человеку принесет пользу, и Он дает каждому только то, что ему действительно нужно. Он никогда не посылает человеку то, что ему повредит. Например, Господь может видеть, что если Он попустит нам иметь какой-то физический недостаток или увечье, это будет лучше для нашей духовной жизни, чем если бы Он уберег нас от этого. Если человек имеет глубокое смирение, признает свои ошибки, остро переживает свою вину и мучается от сознания своей греховности, то Господь оказывает ему снисхождение и прощает его». Воля Божия. Преподобный Иосиф Исихаст: «Более всего другого мы нуждаемся в духовном рассуждении и должны в поте лица просить его у Бога. Ибо многие дела некоторое время не удаются из-за препятствий, так как не настал их час: одни – потому что препятствуют люди, поскольку, как говорят святые, люди могут препятствовать воле Господней в течение многих лет, а другие – потому что совершенно нет воли Господней на то, чтобы они совершились. В хранении заповедей и терпении скорбей заключается наш жизненный крест, и блажен, кто с готовностью принимает его тяготы. Тот, кто подъемлет свой крест, - переносит с терпением всевозможные напасти, ибо воспринимает их как посещение Небесного Отца. На кресте завершается христианский путь, и там же происходит встреча твари с нетварным Божеством». Сильная и слабая душа. Иеромонах Симон (Безкровный): «Сильная душа укрепляется скорбями, слабая душа утешениями. Сильная душа в испытаниях становится только тверже, слабая душа оживает только в тепличных условиях. Сильная душа в искушениях быстро стяжает непрестанную молитву, слабая душа овладевает молитвой в течение всей своей жизни. Сильная душа успевает стяжать благодать в зрелом возрасте и быстро выходит из мира смерти; слабая душа уповает на помилование и обретает его при последнем дыхании. Сильная душа спасается смирением, слабая душа терпением». Праведный гнев. Преподобный Паисий Святогорец: «Негодовать и гневаться от непритворной боли, когда оскорбляют других, - это гнев праведный. Возмущаться, когда притеснят тебя самого, - это неправый гнев. Оправдать можно только праведное, по Богу, негодование. Моисей, увидев, как его народ совершает жертвоприношение золотому тельцу, разгневался, бросил на землю и разбил скрижали завета, полученные им от Бога. И Христос, взяв бич, изгнал из ограды храма менял и продавцов жертвенных животных (см. Ин. 2, 14-15). Когда духовный человек возмущенно отстаивает свои интересы в каком-то личном вопросе, это продиктовано самолюбием и внушено ему лукавым духом. Такой человек уязвим для внешних диавольских воздействий. Но когда оскорбляют или унижают другого, надо за него заступаться, и делать это ради справедливости, а не ради выгоды. Не годится защищать себя самого. Но когда речь идет о серьезных духовных вопросах, касающихся нашей веры, Православия, наш долг противостоять противникам. Заботиться о других и восставать на их обидчиков, - это также достойное дело, потому что источником своим имеет любовь». Простота христианской жизни. Монах Лука Филофеский: «Из «Деяний Святых Апостол» мы знаем, что поведение и жизнь первых христиан отличалась простотой. Простота – это, когда все земное отходит на второй план и остается лишь связь человека с Богом». Согрейся душой. Преподобный Паисий Святогорец: «Как можно почувствовать плод молитвы, если перед тем так много времени провел перед телевизором, слушая новости, и сразу после этого начал повечерие? Хорошо бы ты вовсе не смотрел телевизор. Но если смотришь, то после этого, прежде чем встать на молитву, согрейся душой, прочитав главу из Евангелия или отрывок из святых отцов, чтобы сначала как бы войти в прихожую, а потом уже в комнату для молений. Итогда ты почувствуешь молитву. Мы не сможем беседовать с Творцом, если наша душа холодная, а сердце отягощено проблемами, нам будут мешать впечатлннич целого дня». Просите Господа о помощи. Иеромонах Дионисий (Игнат): «Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать6 если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», - но насильно не загоняет нас в рай». Мирской дух. Преподобный Паисий Святогорец: «Мирской дух – это злейший враг нашей души, даже больший, чем сатана. Он соблазняет нас заманчивыми обещаниями и оставляет перед лицом вечности «с пустыми руками». Став насквозь мирскими, лди не оставили в своей душе места для Христа. Мирской дух пробирается в нашу жизнь украдкой. Плотское мцдрование обманывает нас с помощью небольших поблажек и так постепенно завлаедвает нами. Зло двигается вперед исподволь. Оно не могло бы нас обмануть, если бы шло вперед семимильными шагами. Однако мы с легкостью поддаемся ему, если оно проникает к нам мало-помалу, небольшими шажками. Если бы зло или грех бурно врывались в нашу жизнь, то мы бы им противостояли, тогда как постоянно идя на маленькие уступки, мы с ними свыкаемся и в конце концов попадаем к ним в рабство». Креститься надо истово. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Креститься и кланяться два раздельных акта. Класть надо на себя крестное знамение с верой и любовью к распятому за нас Господу, при живом сознании значения Креста, то есть, Кто умер на Кресте и за кого. Креститься надо истово, прежде сделать на себе крестное знамение, потом уже кланяться, тогда, когда правая рука отпадет от левого плеча, а не одновременно с крестом кланяться, и не спиной одной, но и главой, и даже мыслью или духом своим, либо при поясных, либо земных поклонах. Бог не нуждается в нашем телесном поклонении, но главным образом в живой вере, в чувстве и в духе, или мыслях. «Бог есть Дух и кланяющиеся Ему должны кланяться духом и истиною», - сказал Господь. Истина есть то понимание, что мы кланяемся сущей Истине – Богу, а духом кланяться – то же, что мыслью и живым сознанием. Но поскольку смиряется тело, постольку смиряется и душа, сущая в теле, этого ради мы кланяемся и телом. Равносильно мученичеству. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Но не только смерть по телу за исповедание имени Его и Евангелия во времена гонений есть мученичество, но и всякая скорбь, подъемлемая христианином за осуществление, за торжество любви Христовой в мире сем. Любить врагов есть мученичество. Сей род любви становится естественным для души через действие в ней дыхания вечности, она парадоксальным образом соединена с ненавистью к самому себе, к своей душе (ср. Лк. 14, 26) Молиться за обижающих и гонящих, благотворить ненавидящим, благословлять проклинающих, не противиться злому… и подобное – равносильно мученичеству». Чистое сердце. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Христос Сам войдет и поселится в нашей душе, если только найдет определенные приятные для Него вещи: благое произволение, смирение и любовь. Без этого невозможно сказать: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Например, у нас есть радиоприемник. Когда настройка стоит на отметке 1, скажем, где много радиостанций, тогда прием лучше. На отметке 2 не так много радиостанций и слышимость хуже. А на отметке 3 почти совсем ничего не слышно. То же происходит и в общении с Богом. Когда душа настроена на отметку 1, тогда общение проходит очень хорошо. Это бывает по двум основным причинам: из-за любви и смирения. По этим причинам душа общается с Богом, слышит Его голос, принимает Его слово, получает силу и Божественную благодать, преображается. Она обращается к Богу легко и непринужденно, приходит в умиление. Когда любви и смирения меньше, это отметка 2, тогда общение с Божественным хуже. А когда душа перейдет на отметку 3, тогда общение совсем плохое, потому что душа полна страстей, ненависти, вражды и не может возвыситься. Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве, сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от какой-либо помехи, свободным от ненависти, от эгоизма, от злобы. Нужно, чтобы мы любили Его, а Он - нас. Но если в нас есть что-либо достойное осуждения, то здесь снова нужно прибегнуть к таинству. И тайна в том, чтобы попросить прощения или сказать о том духовнику. Для всего этого нужно, как мы сказали, смирение. Если, исполняя заповеди Божии, ты сообразуешься с ними и не имеешь угрызений совести, а ощущаешь внутренний мир и делаешь добрые дела, то легко входишь в молитву, не замечая этого». По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017 |