НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, VIII

Рассеянность ума. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Есть такие люди, которые, когда замечают, что ум рассеивается при молитве, стараются удержать его и мысли тем, что останавливаются вниманием на каком-либо священном предмете, например, на святой иконе, или воображают отверстое небо и там сущих Спасителя или Матерь Божию, или Ангелов. Такого рода молитва с воображением кого-либо – неправильная, так как бесы, как бесплотные существа, удобно подходят к нашей душе и духу, принимая облики наших мыслей и воображений, и действуют ими по своему злому произволу к погибели нашей души».

Обличения. Преподобный Паисий Святогорец: «Если мы обличаем ближнего с болью, движимые бескорыстной любовью, то даже если он этого не понимает, в его душе происходят перемены. А обличая без любви, не понимает, в его душе происходят перемены. А обличая без любви с недоброжелательством, мы в нем «будим зверя», потому что наша злость, сталкиваясь с его самолюбием, высекает пламя ненависти. Чтобы один человек мог давать другому указания, как ему поступать, наставляемый должен иметь смирение, а наставник – быть в десять раз смиреннее, чем он. К тому же он сам должен жить так, как учит других. Если я уверен в своем совете на сто процентов, значит, я сам выполняю это на все сто пятьдесят процентов, но даже при этом я не раз подумаю, стоит ли что-то говорить человеку. Разумеется, можно обличать грехи только близких людей, родных и знакомых. Если нам станут известны дурные поступки ближних, не будем предавать их огласке. Это нехорошо, когда о чьих-то нравственных падениях узнают все. Нерассудительно разглашая чужие грехи, мы порождаем еще большее зло. Милосердный Бог с любовью терпит наши провинности и никого не выставляет на позор, хотя Ему ведомо наше плачевное состояние. И святые тоже никогда не унижали грешного человека в глазах других, но с любовью и духовной тонкостью втайне содействовали его исправлению».

Притча о грузовом корабле и акуле. Иеромонах Симон (Безкровный): «Грузовой корабль затонул в океане далеко от берега, но капитан и часть команды смогли спастись. Капитан приказал плыть вплавь всем вместе, пока есть силы. Вскоре возле них начала кружить акула, которая попросила плывущих отдать ей капитана. Команда, посовещавшись, согласилась с этой просьбой, но с условием, чтобы акула больше не нападала на них. «Она удовлетвориться капитаном и оставит нас в покое!» - решили они и объявили акуле: «Бери капитана, только больше ничего не трогай!» Акула проглотила капитана и сказала: «Теперь плывите дальше, и я не буду нападать на вас… пока не проголодаюсь!» Не заключай со злом никаких соглашений, если хочешь остаться в живых».

Смятение души. Преподобный Паисий Святогорец: «Если мы видим душевное смятение и отчаяние, - значит, там диавольская духовная жизнь. Никакая причина не должна приводить в смятение нашу душу. В отчаяние нас ввергает сатана. Чувствуя душевное беспокойство, мы должны понимать, что это бес намутил воды. Бывает, что Господь закрывает нам глаза на наши промахи, а сердцу позволяет окаменеть. Чтобы сатана не мог ввергнуть нас в отчаяние. Человек должен быть рассудительным в отношении своей греховности, может подтолкнуть нас к другой крайности – унынию и отчаянию. Задача сатаны – душевно и телесно сломить нас и сделать ни к чему не пригодными, для этого он подсовывает нам ложное покаяние, исполненное внутреннего смятения, дабы сокрушить нас таким сокрушением о грехах. Например, он может внушить такую мысль: «Ты столь великий грешник, что не можешь спастись». Притворяясь, что печется о человеке, диавол низвергает его в душевное смятение и отчаяние. Но нам нужно смирение, а не отчаяние».

Наши враги. Монах Лука Филофеский: «У нас есть только один враг – это диавол. Когда человек осознает это, он устремляется на борьбу с ним и с помощью Божией побеждает. После этого он получает от Бога просвещение и дар рассуждения и обретает возможность эффективно бороться с другими врагами (в том числе и своего земного Отечества). Если же человек не ополчится против своих страстей, не победит лукавого в своем сердце – у него внутри останется только вражда и ненависть. Если мы позволим Богу войти в нашу жизнь – мы получим от него свет и обретем возможность ясно видеть, что происходит вокруг и в нашей собственной жизни. Если не сделаем этого – будем блуждать в потемках, все время ошибаться и спотыкаться».

Не «давите» на детей. Преподобный Паисий Святогорец: «Родителям не нужно отчаиваться даже из-за тяжких прегрешений детей, потому что в наше время грех стал популярен. К тому же родители должны учитывать и то, что современные дети имеют оправдания своих безобразий. Теперешнее «удовлетворительно» по поведению равно «отлично», полученному во времена нашей молодости. Конечно, отец и мать должны помогать своим детям, но им не надо без меры тревожиться. В свое время дети одумаются. Пока они могут не различать, что для них хорошо и что плохо, потому что у них еще незрелый ум. Их головы заморочены, они не имеют ясности рассудка, чтобы понимать, какой опасности они себя подвергают и к каким непоправимым последствиям может привести их поведение. Правильно будет, если родители дадут понять своему ребенку, как сильно огорчает их его безобразное поведение, но давить на него не следует, надо за него молиться. Молитва, идущая из глубины скорбящего сердца, не остается без ответа. Если же поведение ребенка выходит слишком далеко за рамки дозволенного, родители должны осторожно предпринять меры. Однако если поступок невелик, то можно не обратить на него внимания, чтобы не нервировать ребенка и не усугублять его дурное расположение, иначе он может взбунтоваться и рассориться с родителями. Мать с отцом должны только молиться. Господу и Пречистой Богородице, чтобы Они уберегли их ребенка. Родительская молитва, в первую очередь материнская, очень действенна, ибо идет из глубины сердца и исполнена сострадания».

Покаянием уничтожается зло. Преподобный Паисий Святогорец: «Великое дело – покаяние. Мы еще до конца не понимаем, что раскаяние человека может повлиять на волю Божию о нем. То, что нам дана такая возможность, - это серьезное дело. Ты творишь зло – Господь дает тебе подзатыльник, ты возопил «грешен» - Бог умилостивился и осыпает тебя щедротами. Если строптивое чадо одумывается, раскаивается и мучается угрызениями совести, то Отец Небесный с любовью его прощает и утешает. Покаянием уничтожается зло!».

Преодолеть зло в себе. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Природа человеческого бытия такова, что каждое отдельное лицо, преодолевая в себе зло, этой победой наносит поражение космическому злу столь великое, что следствие ее благотворно отражаются на судьбах всего мира».

Эгоизм. Иеромонах Дионисий (Игнат): «Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас».

Благодать Божественного прикосновения. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Что за великий дар молитва и как мало мы о ней знаем». Все, что мы собой представляем, без лишних измышлений, не есть ли убожество с бездной недостатков и немощей? Что же нам остается делать? Есть только один выход: просите и дано будет вам. (Лк. 11,9). Веруя в Воскресение Господа и непрестанно призывая Его Божественное благоутробие, мы разрешаем наши многообразные проблемы и учимся правильной стратегии в невидимой брани против начальств и властей тьмы века сего (ср. Еф. 6, 12). Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс. 49, 15), - говорит Господь и порицает нас за то, что мы небрежем о молитве. Благодать Божественного прикосновения, происходящая от молитвы, изменяет все. Она умиряет страсти, ослабляет искушения, просвещает ум, чтобы он не заблуждался и не злоупотреблял помыслами, и порождает мужество и ревность для исполнения наших обязанностей. Тогда, если даже человека окружают соблазны, он не прельщается ими, но, напротив, своим светлым примером и добрым обращением подает утешение ближним. И, более того, если он смиренно пребудет в молитве, не замедлит Божественная благодать, которую он почтил своим усердием и жертвой, возвести его в сферу Божественных тайн, в удел чад Божиих. Пребывающий на этих высотах человек становится духовным и получает внутреннее в чувстве уверение, что все Божественные обетования истинны, и он вскоре вкушает и познает их».

Молитва за врагов. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые и добрые. Если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить, то мир всегда будет пребывать в душах наших, а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу»

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017