НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, IX Можно ли давать волю воображению? Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «При молитве неуместно Бога воображать по человеческому естеству, то есть каким Он жил на земле и страдал и умер на Кресте, ибо (теперь) Тело Его, преображенное Божеством, недоступно для разума и понимания – не только человеческого, но и ангельского, следовательно, и нашего воображения. При молитве всем надо иметь живое убеждение, что мы молимся Богу вездесущему, Который пред нами и в нас самих и знает Он, поэтому, прежде прошения нашего, что нам надо и чего мы в данный момент хотим и просим. Но при чтении Писания – о Его жизни, страдании и смерти за нас, грешных, на Кресте, можно и должно воображать Его по человечеству и сочувствовать его страданиям нашего ради спасения; в таком случае воображение его во плоти человеческой полезно и спасительно». Господь ведает, как и когда прийти на помощь. Преподобный Паисий Святогорец: «Помощи Божией не может воспрепятствовать ни человек, ни диавол. Ни для Бога, ни для святых нет ничего трудного. Преградой может стать только наше маловерие. Недостаток веры в нас не дает великой силе Божией подступить к нам. Наше земное, человеческое начало не дает нам познать начало Божественное, которое неизмеримо больше человеческих сил всего мира, ибо Божественное могущество беспредельно. Бог подает свою помощь там, где она необходима из-за того, что ничего нельзя сделать человеческими силами. Но нашему неразумию Он не станет помогать. Если у человека было стремление сделать то, что в его силах, но что-то ему помешало, то Господь не оставит его. Если же у него была возможность, но не было желания, Бог не будет ему помогать. Мы должны сделать то, что нам подвластно, и возложить на Бога то, что человеческими силами сделать нельзя. Господь есть милосердие и любовь, и Он заботится обо всех наших нуждах. Если мы попросим о чем-то в молитвах, Он дает нам это, если оно приносит нам пользу. Бог изобильно посылает нам все потребное для нашего физического существования и для спасения нашей души. А если мы не получаем просимого, то это бывает или для нашего испытания, или для того, чтобы оградить нас, поэтому мы должны воспринимать это без малейшего недовольства. Господь ведает, как и когда прийти на помощь Своему творению, и делает это наилучшим способом и самое подходящее для этого время. «Просите и дастся», - говорит Евангелие. Если мы не молим Господа о помощи, мы не добиваемся преуспеяния, если же прибегаем к Его милосердию, то Христос крепкими узами соединяет нас со Своей благодатью и так ограждает от опасности. Вихрь налетает то оттуда, то отсюда, но он нам не страшен. Однако, если человек не осознает, кто его оберегает, то он разрывает эти узы и отдаляется от Христа. Тогда на него отовсюду обрушиваются житейские бури, и жизнь его превращается в мучение. Люди не понимают, от скольких опасностей избавляет нас Бог, даже не задумываются об этом, и не восхваляют Его. Поэтому будем молиться, чтобы помощь Христа, Пречистой Богородицы и святых была ощутимой, дабы понимание этого шло людям на пользу. От неминуемой погибели избавляются многие, но далеко не все это уразумевают и исправляют свою жизнь». Притча о лисе и курятнике. Иеромонах Симон (Безкровный): «К хозяину курятника пришла лиса наниматься на работу. – «А кем ты хочешь работать у меня? – спросил хозяин. – «Сторожем!» - облизнувшись, сказала лиса. – «Но ты, наверное, попросишь большую зарплату?» - «Нет, я буду работать бесплатно!» - скромно потупилась лиса. – «Неужели? – Обрадовался хозяин. – Это невероятная доброта!» - «Да, вы правы! - согласилась лиса, опустив глаза. – Исключительно по своей невероятной доброте я согласна бесплатно работать сторожем в вашем курятнике!» Счастливый хозяин послал лису сторожить кур. Если хочешь сберечь свое сердце, не впускай в него никакой помысл, каким бы он ни казался хорошим». Внимание к помыслам. Преподобный Паисий Святогорец: «Если мы не будем пристально наблюдать за собой, то так же, как торговцы, которые невнимательно следят за своими доходами и расходами, быстро обанкротимся. Столько же необходимо и постоянное внимание к помыслам, ибо человек из-за незначительной оплошности может устроить пожар в своем доме и оказаться в результате на улице. Новоначальному, для того, чтобы построить свой духовный дом, нужно не только запастись строительными материалами, но и найти опытного мастера, который разрушит его прежнее жилище, чтобы выгнать оттуда его скверного обитателя – ветхого человека, и по порядку сделает всю работу, от расчистки места под фундамент до расстановки мебели в новом доме». Единственная ценность в мире – это семья. Преподобный Паисий Святогорец: «Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет, Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество. Старайся, как только можешь, чтобы в твоих отношениях с женой и детьми была духовность, стремись к любви и взаимопониманию. Истинно духовный человек имеет привычку уступать другим, чему учит и апостол Павел («в почтительности друг друга предупреждайте», Рим. 12, 10). Тот, кто имеет больше сил, пусть несет основную часть семейных тягот, чтобы у слабых нагрузка была меньше, а не так, чтобы и сильному и немощному доставалось поровну. Очень многие современные люди, которые живут по-мирски, не видят смысла в создании семьи, и поэтому не вступают в брак или же избегают в браке рождения детей – предохраняются или делают аборты, - и так сами уничтожают свой род. То есть не Бог искореняет людей – люди истребляют себя сами». Божественное правосудие. Преподобный Паисий Святогорец: «Божественное правосудие – это великое долготерпение, соединенное со смирением и любовью. Бог правосуден, но и бесконечно милостив, и Его справедливость побеждается Его милосердием. К примеру, если у человека никогда не было подходящей возможности прийти к вере, то Господь будет смотреть не на его теперешнее состояние, а на то, чего бы он достиг, познав Его. Ведь иначе это не было бы правосудием. У высшей справедливости своя математика: один плюс один – это когда-то два, а когда-то два миллиона. Земное правосудие говорит: «Ты совершил ошибку и будешь за нее наказан». Божие правосудие иное: «Ты осознал свою вину и каешься? Тогда ты прощен». Ведь даже юридические законы предусматривают снисхождение для искренне раскаявшегося преступника, который добровольно сознался в содеянном, хотя еще и не был под подозрением. И если явившегося с повинной злоумышленника снисходительно судят люди, то насколько же терпимее отнесется Бог – Судия праведный и милостивый – к кающемуся грешнику». Во мраке ненависти. Архимандрит Софроний (Сахаров): «История полна всяческих преступлений, но нет большего греха, чем войны, особенно нашего времени, …когда все люди вовлечены в «братоубийство»; сегодня одни радуются, что убиты сотни тысяч, и даже миллионы «одной стороны», завтра пострадавшие радуются, что совершилась месть над убийцами. И так вся земля окутывается мраком адской ненависти, и Дух Святой покидает души людей, и отчаяние вселяется в сердца их». Суды Божии. Иеромонах Дионисий (Игнат): «Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Все вокруг – Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума». Искушения. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Все то, что нарушает спокойствие и размеренность нашей жизни, называется искушением. Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдешь ли хоть одного? Все, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает. Мы, будучи христианами, каждый день стараемся исполнять наши христианские обязанности, но как бы ни было велико наше старание, мы все равно где-нибудь делаем неверный шаг, поскольку безошибочного пути не существует… обычно наше покаяние бывает неполным, недостаточным для того, чтобы изгладить вину, и, значит, остаются неоплаченные долги. Они остаются неизвестными нашему собственному рассуждению, в то время как правосудию Божию известны с точностью. Что мы должны тогда делать? Если мы не можем принести достойное покаяние в полной мере здесь, нас ждет будущее осуждение и смерть, и мы лишаемся спасения. Чтобы этого не случилось, Божественная воля промыслительно посылает наказание, то есть «примирительную скорбь», невольный, причиняющий душевную боль случай, который по тяжести соответствует количеству ошибок, и так происходит «уплата долга» Итак, искушаемый человек не должен удручаться и роптать ни на что, поскольку он оплачивает долги собственного нерадения или зложелательства. «Существуют также искушения, приобретенные через общение и участие в чужих искушения. Это участие может быть восходящего и нисходящего типа. Например, обижающий участвует в искушениях обижаемого, клеветник – оклеветанного, обвиняющий – в искушениях обвиняемого и так далее – это участие нисходящего типа». «Восходящий тип участия – это когда духовные отцы через свою молитву подъемлют искушения своих духовных чад и вообще всех, за кого они молятся. Есть и великие искушения – те, которым подвергались святые Апостолы и Сам Христос, принявший на Себя грехи всего мира». |