НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, X Призывайте помощь Божию. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: «Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: «Придите благословении Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира». А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, - тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю». Сны. Преподобный Паисий Святогорец: «Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе, и Он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом». Спасайся всю жизнь. Иеромонах Симон (Безкровный): «Спасайся не день или два, спасайся всю свою жизнь именно это и есть Спасение. Вне Христа нет никакой религии и быть не может, ибо Христос это начало и конец единственной религии, религии сердца. Спасение можно искать где угодно, но само оно находится только в Правде, Которая есть Христос. Не лезь в чужие учения – пропадешь, выбери одного Христа и святых отцов Православия, и будешь жить с Богом. Не выдумывай себе своего Спасения, обрети его из духовного наставления. Для Спасения ничего не нужно делать больше, чем следует, и желательно не делать меньше, чем нужно». Проси у Господа вразумления. Преподобный Силуан Афонский: «Если ты говоришь или пишешь о Боге, то молись и проси у Господа помощи и вразумления, и Господь будет тебе содействовать и вразумлять. И если есть у тебя недоумение, то сделай три поклона и скажи: «Господи, Ты видишь, Милостивый, душа моя в недоумении и я боюсь погрешить. Вразуми меня, Господи. И Господь непременно вразумит, потому что Он очень близок к нам. Если же ты усомнишься, то не получишь просимого. Так Господь сказал Петру: «Почто усумнелся еси, маловере? (Мф. 14, 31), когда тот стал утопать в волнах. Так и душа, когда усомнится, то начинает утопать в плохих помышлениях. Господи, даруй нам полную веру к Тебе Духом Святым». Духовная жизнь. Преподобный Паисий Святогорец: «Духовная жизнь не имеет строгой регламентации. Человек со слабым здоровьем, который не способен к большим аскетическим подвигам, может смириться, проявить любовь к ближнему и простить ему какую-то ошибку. Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу». О раковых заболеваниях. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Когда я был молод, то молился Богу, чтобы, если Он когда-либо попустит мне заболеть, то пусть это будет рак. Рак – это самая лучшая из всех болезней… Потому что другие недомогания ты не принимаешь всерьез, надеешься, что скоро поправишься, и поэтому, обычно, внутренне ничуть не меняешься. Однако когда ты знаешь, что у тебя рак, тогда говоришь сам себе: «Все кончено! Теперь нет смысла себя обманывать». Ты прекрасно понимаешь, что люди уже не смогут тебе помочь, ты в одиночестве стоишь пред Богом. Единственная надежда твоя – на Него. Ты хватаешься за эту надежду и спасаешься! Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!». Внешние обстоятельства жизни. Архимандрит Софроний (Сахаров): «В зависимости от того, как человек живет, складываются и внешние обстоятельства его жизни. Иногда по причине наших внутренних ошибок или, наоборот, исправлений изменяются к худшему или лучшему и внешние условия жизни». Благодарная душа. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же». Бог – это Личность. Преподобный Иосиф Исихаст: «Бог не просто какая-то формальность, Он прежде всего Личность, говори с Ним, полюби Его! Если ты молишься и хочешь, чтобы твоя маленькая молитва была услышана, тогда знай, что и твои маленькие согрешения записываются, и они искажают твое маленькое доброе. Если ты говоришь, что твое согрешение маленькое – ничего страшного, - тогда и твоя маленькая молитва не доходит до Бога – ничего страшного. Имей любовь ко всем и смотри, чтобы не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы встанет препятствием скорбь твоего брата. Во всех же молитвах ум пусть следит и понимает то, о чем ты молишься и что ты говоришь. Ибо если ты не понимаешь, что говоришь, то как вы договоритесь с Богом, чтобы Он тебе даровал то, о чем ты просишь? У всякого молящегося и не кающегося либо молитва прекратится, либо он, молясь, впадет в прелесть». Любовь и промысл Божии. Монах Лука Филофейский: «Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью. Он не теряется в тщетном и безличном, а получает возможность видеть Бога. «Блажени чисти сердцем: яко тии Бога узрят». Такой человек обретает способность относиться к людям со смирением и любовью. Осознает, что если Бог его оставит – он в одно мгновение все потеряет. Видит, что все в этом мире держится на Любви и Промысле Божием. Понимает, что сам по себе человек – ничто, но в свете Божественного замысла он ценен и значим». Начинай с малого. Иеромонах Симон (Безкровный): «Начинай духовную жизнь с малого послушания, чтобы овладеть большим смирением и Спасением. Не оставишь дурные привычки не обретешь хорошие. Учись в духовной жизни все делать внимательно, не пожалеешь об этом ни на земле, ни на Небе. Умеющий сказать «прости» победил самого себя. Из всех слов самое трудное слово, которое нелегко произносить слово «прости», но именно оно открывает райские врата». Бедные получат награду. Преподобный Паисий Святогорец: «Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно, и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то - делаю это по собственной воле, и как следствие, почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию, и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников». Покров послушания. Иеромонах Дионисий (Игнат): «Как камень с огромной легкостью катится под гору, так и монах, если чуточку выйдет из-под покрова послушания, - все, он начинает плохо жить и слушать нашептывания врага. И посмотри, он не знает, что ум его принимает мысли, которые дипломатично покадил ладаном враг, и твердо держится за них, как за истину». Найти духовника. Преподобный Паисий Святогорец: «Человек должен уловить глубочайший смысл жизни, должен понять, что эта жизнь дана ему для того, чтобы подготовиться к жизни иной. Поняв это, человек – подобно тому, как земной путешественник находит себе проводника – должен найти проводника для своего небесного путешествия. Этот проводник – духовник. Духовник установит распорядок жизни, скажет, что читать и как молиться, как избегать поводов ко греху и мирского духа, который страшнее всего. Таким образом человеческое сердце будет пребывать во Христе». Страшный грех. Преподобный Паисий Святогорец: «Каждый день убивают несколько тысяч человеческих зародышей. Страшный грех аборт! Это убийство, и не простое. А очень тяжкое, потому что дети умирают некрещеными. Родителям необходимо понять, что человеческая жизнь начинается уже с момента зачатия. Священники обязательно должны объяснять, что закон об абортах противоречит евангельским заповедям. Врачи должны предупреждать о том вреде, который может причинить женщине аборт. Когда евангельскую заповедь нарушит один человек, то и ответственность - на нем одном, но если что-то противоречащее заповедям сделается государственным законом, то гнев Божий падет на весь народ, дабы его вразумить». Молитва, звучащая в сердце. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Когда мы творим молитву столько, сколько есть у нас сил, то заставляем и ум понимать произносимое нами. Но, чтобы добиться этого, требуется большое понуждение. Однако во время работы устами говори непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Ум, конечно же, рассеивается, отвлекается на работу, бродит то там, то здесь. Но ухо-то слышит, кое-что схватывает и опускает это в сердце. И даже если ты и не понимаешь молитвы, то сатана понимает ее очень хорошо и трепещет от одного только слышания имени Христова». |