НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XIII Духовная безопасность: Преподобный Паисий Святогорец: «Сейчас весь мир полон множеством всяких «безопасностей», однако, находясь в отдалении от Христа, он ощущает свою полнейшую беззащитность. Ни в одну эпоху люди не были так беззащитны, как в наше время, и так как человеческие «безопасности» оказываются для них бесполезными, они устремляются на корабль Церкви, дабы ощутить безопасность духовную, потому что понимают – мирской корабль тонет. Но если люди увидят, что и церковный корабль дал течь и там царит дух мирской, а не Святой Дух, тогда они впадут в отчаяние, поскольку у них не будет уже никакой опоры в жизни». Гнев – тень эгоизма. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Причины, вызывающие гневную страсть, многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие. Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень – гнев. Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия». Что делать и чего не делать. Преподобный Силуан Афонский: «Есть люди, и даже великие, которые, когда приходит недоумение, не спрашивают у Господа; а надо прямо говорить: «Господи, я человек грешный и не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как нужно поступить». И милостивый Господь не хочет, чтобы душа наша была в смущении от врага и внушает, что надо делать и чего не делать». Когда человек боится. Иеромонах Симон (Безкровный): «Когда человек боится устремиться в сокровенные глубины своего сердца, он устремляется в бездны суетного мира. Тот, кто погружается в сокровенные глубины сердца, обретает вечную Жизнь; тот, кто теряется в безднах суеты, в ней и гибнет. Разумный когда-нибудь успокоится, а неразумный никогда. Если душа колеблется в нравственных принципах, то искуситель появится обязательно. Мир не лезет к нам в душу, мы сами отдаем ее миру на поругание, оставь мир, и он оставит тебя». Плоды Благодати. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Сеется семя, и какова почва, которая его принимает, таково будет и растение, таков будет и плод. Так и Слово Божие – в зависимости от того, как Его воспримет наше сердце, - такой Оно и принесет плод Благодати, вводящей в жизнь вечную». «Яблони» и «яблоки». Священномученик Косма Этолийский: «Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, - ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними, если яблоня дает кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? Яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши «яблоки» становились сладкими!» Православие – живая встреча человека с Богом. Монах Моисей Святогорец: «Православие – это живая встреча человека с Богом. Это не экстремизм, не фанатизм, не черная зависть, не враждебность или упрямство. Это средний путь, непосредственность, мера, равновесие, свобода и благодать. Православие объединяет, дает покой, оживляет и освящает. Оно превыше естества и разума. Оно преображает, несет свет, придает смысл и раскрывает суть. Православие не подвержено тлену, оно одновременно древнее и новое, совершенное, священное, законченное, вселенское, но не экуменическое. Это не музейный экспонат, некая туманность, абстрактная привычка, статуя, поврежденный идол или гнилое болото. Это не чрезмерная гордость славой предков, не фольклоризм или замечательная религия в ряду прочих, но новый образ жизни». Когда Бог не дает детей. Преподобный Паисий Святогорец: «Бывают такие супруги, которые хотят, чтобы у них был ребенок тут же после свадьбы, а если зачатие сразу не происходит, они начинают волноваться и беспокоиться. А если они сами неспокойны и души их полны тревоги, то как же они родят ребенка? У них только тогда будет ребенок, когда они избавятся от душевного волнения и тревоги и направят свою жизнь в правильное духовное русло. Случается, что какой-то паре Господь намеренно не сразу дает детей. Смотрите, ведь святым богоотцам Иоакиму и Анне и святым пророку и Захарию и Елисавете Он послал ребенка в старости, чтобы осуществить Свой предвечный замысел о спасении мира. Многим супругам Бог не дает ребенка, чтобы они всех детей любили как своих собственных и помогали их духовному возрастанию. У одного человека не было детей, но когда он выходил из дома, сбегались соседские ребятишки и с любовью обступали его, не давая ему идти на работу. Глядите, Господь не послал этому человека ребенка, но благословил, чтобы все дети вокруг любили его как отца, а он, как может, помогал бы им духовно. А в некоторых случаях Бог не дает супругам детей, чтобы устроить жизнь какой-нибудь сироты. Промысл Божий непостижим. Когда терпишь бесчестие. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Тот, кто терпит бесчестие, хотя мог и ответить на него, избавляется от грехов. За свое терпение он обретает от Бога утешение, поскольку поверил Ему. Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие. Говори с кротостью, и не попустит Бог, чтобы тебя поносили и унижали. Если будешь поступать со всеми по любви, тогда и другие будут обходиться с тобой, как с другом своим. Избегай выставляться перед другими и ни в чем не преткнешься по Промыслу Божию. Если все с верой предашь в руки Промысла, не впадешь в искушение». Воспитание ребенка. Преподобный Паисий Святогорец: «Воспитание ребенка начинается уже с периода беременности. Если будущая мать тревожится и переживает, то младенец в ее чреве тоже беспокоится, а если мать молится и живет духовной жизнью, то освящается и ее еще нерожденный ребенок, поэтому беременная женщина должна творить Иисусову молитву, читать Евангелие, петь церковные песнопения и не волноваться. Близкие тоже должны следить за тем, чтобы не расстраивать ее. Тогда появившийся на свет малыш будет ребенком освященным, и у родителей не будет с ним трудностей ни в раннем детстве, ни когда он подрастет». Где путаница – там диавол. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определенному чину. Ведь где порядок – там мир, а где мир – там и Бог; но где беспорядок – там путаница, а где путаница – там диавол. Для того, чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца. Всякий грешный человек, который сподобился великого благословения безмездного врачевания в Таинстве покаяния, должен соблюдать наставления и советы духовника, если ему дорого его душевное здоровье». Непрестанно молитесь. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Св. Апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, - это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: «Можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше». Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие». Благословение и молитва матери. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Благословение и молитва матери играет большую роль в жизни ребенка, поскольку обычно мать молится с болью. А молитва, творимая с болью, имеет особую силу. Великое значение имеет тот факт, если в ребенке течет кровь молящихся родителей и если мать молилась, когда ребенок был еще в утробе. Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться». Свобода от зла. Преподобный Паисий Святогорец: «Некоторые люди не верят в существования сатаны и все объясняют с точки зрения психологии. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они стали бы лечить их электрошоком. Христос отнял у диавола право делать зло. Он может творить зло, только лишь когда человек сам предоставит ему эту возможность. Если человек не участвует в церковных Таинствах, то он дает нечистому такие права и делается открытым для бесовского влияния. Кроме того, отличительные черты диавола - это умствование, рассудочность, желание противоречить, возражать, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдность. Однако когда душа его очищается, в него вселяется Дух Святой, и он исполняется благодати. Если бы люди, по крайней мере, исповедались духовнику, бесовское воздействие исчезло бы, и они бы одумались. Покаяние, исповедь отбирают у сатаны права на человека. У диавола нет никакой власти над верующим человеком, который ходит в храм, исповедуется, причащается. На такого он может, как беззубая собака, только лаять, но не кусать. Но огромную власть диавол имеет над неверующим. Он обладает властью над душой в той мере, в какой она сама дает ему права. Если человек попал в плен к диаволу, надо найти причину этого, чтобы отнять у беса его права, иначе сколько бы ни молились за этого человека другие – лукавый не уйдет и искалечит его». По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018 |