НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XII

Благоговение: Преподобный Паисий Святогорец: «Благоговение – это страх Божий, душевная скромность, духовная тонкость. Благоговейный человек может быть застенчив, но это приносит ему не страдание, а радость, наполняет сладостью его сердце. Движения благоговейного человека сдержанны и деликатны. Он постоянно помнит о том, что его тело – храм Святого Духа. Он ясно ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует подле себя ограждающего его от зла Ангела хранителя. Его жизнь чиста, проста и свята. Благоговейный человек везде ведет себя скромно и осмотрительно, с живым чувством относится ко всякой святыне. Благоговение – это действие благодати Божией в человеческой душе. Имеющий благоговение руководствуется в своих поступках внутренним чувством. Я считаю благоговение великой добродетелью, потому что с имеющим его человеком неизменно пребывает благодать Божия. Для того чтобы стяжать благоговение, не обязательно иметь много знаний. Если размышлять и над тем немногим, что мы знаем, то сердце будет духовно трудиться. У кого-то от одного тропаря все в душе поднимается, а кто-то знает все молитвы наизусть, но ничего не чувствует, потому что находится вне духовной реальности. Читайте каждый день святых отцов, хотя бы одну-две строчки – это весьма действенное укрепляющее средство».

Плоды Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский: «Когда мы многое знаем, то возблагодарим Господа за данное знание. Но одного знания не достаточно; надо чтобы были плоды Святого Духа в душе, хотя бы малое зерно, которое в свое время вырастет и принесет обильный плод».

Когда Христос входит в сердце. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Когда Христос входит в сердце, страсти исчезают. Тогда ты не можешь ни ругаться, ни ненавидеть, ни мстить, не можешь сделать ни того, ни другого… Откуда взяться ненависти, антипатии, осуждению, эгоизму, унынию и стрессу? Царствует Христос и жажда невечернего света. Эта жажда рождает в тебе чувство, что смерть – лишь мост, который ты в какой-то момент перейдешь, чтобы продолжить жизнь Христову. Здесь, на земле, существует одно препятствие, поэтому требуется вера… Этим препятствием является тело, в то время как после телесной смерти вера упраздняется и ты видишь Христа так же, как видишь солнце. В вечности, конечно, эти переживания будут более сильными. Заметь, когда ты не живешь со Христом, тогда живешь в тоске, в скорби, в стрессе, в душевной тесноте, проводишь не ту жизнь. Тогда появляется много аномалий и в организме, которые влияют на тело».

Украшение христианина. Преподобный Иосиф Исихаст: «Правда – вещь дорогая, и не у каждого в словах ее найдешь. Каждый человек как живет, так и говорит. Узнавай истинность слов из образа жизни. У праведности нет колокольчика, чтоб, позвонив в него, узнать о ней, - это терпимость, долготерпение, выдержка. Все это – украшения монаха и всякого христианина. Подчини свои страсти и увидишь, как многие благоговейно будут относиться не только к твоим словам, но и к движению твоих глаз».

Не забывайте благодарить Бога. Преподобный Паисий Святогорец: «Люди часто говорят: у меня нет серьезных грехов, что мне сказать на исповеди? Но разве маленький грех - неблагодарность, если мы не воздаем хвалу Господу за благодать и не благодарим Его за то, что Он хранит нас и мы не впадаем в большие грехи? Все люди пользуются щедрыми благодеяниями от Бога, но только немногие благодарят Его и радостные и благодарные живут рядом со Христом. Благой Бог посылает нам богатые благословения и все делает для нашей пользы. Все блага, которые у нас есть – это дары Божии. Он все заставил служить человеку – Своему творению. Он устроил так, чтобы и животные, и птицы, и даже растения жертвовали собою для людей. И Самого Себя Бог принес в жертву ради избавления человечества. Давайте же не будем безразличны к этому, не станем наносить Господу раны своей ужасной неблагодарностью и равнодушием, а будем благодарить и прославлять Его».

Душевное здоровье. Иеромонах Симон (Безкровный): «Если камень нагревать, он треснет, если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет. Как песок ни дави, масла не будет; как за похотью не бегай, счастья не найдешь.

Сколько ни приспосабливай богатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоровый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одержимым.

Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живым остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи. Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье – со смирения.

Хорошая заповедь христианства – держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства».

Две радости. Преподобный Паисий Святогорец: «У человека есть две радости: первая – когда он получает, и вторая – когда он отдает. Радость, которую ты чувствуешь отдавая, нельзя сравнить с той, которую ты испытываешь, принимая что-нибудь. Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот, кто дает – радость Божественную. Человеку, для того, чтобы понять, на правильном ли он пути в отношении духовном, надо в первую очередь посмотреть радуется ли он, когда отдает, а не получает. Правильный духовный ориентир таков: ты забываешь добрые дела, совершенные тобой, и помнишь добро, сделанное тебе другими. Тот, кто достиг такого состояния, становится Божиим человеком. Если же кто-то постоянно забывает добро, сделанное ему другими, и помнит свои добрые дела, то это противоположно тому, чего ждет от нас Господь».

Любовь и послушание. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Любовь не может быть без подвига, без самопожертвования. Поэтому хотел бы напомнить, в чем прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что в чем-то он превосходит тебя; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; не наноси ему вреда празднословием, смехотворством, или осуждением кого-то. Если ты любишь монастырь и своих наставников и начальников – то окажи послушание, отложи свою волю, пожертвуй собственным «я». В этом заключается истинная любовь. Послушание, о котором святые отцы говорят, что оно выше всех других добродетелей, это есть любовь, являемая в нашем произволении и деятельности. Как грех есть порождение страсти, так послушание – есть порождение любви. Кто любит, тот всегда послушен, жертвует своей волей, своим мнением и своей выгодой во имя сыновней и братской любви во Христе. А кто не слушается, тот любит только собственное «я», свою страстную и падшую волю, и руководствуется своим искаженным страстями мнением. Послушание – это повседневное самопожертвование и самый большой подвиг. Если оскудеет взаимное послушание – тогда не будет подвига в нашей жизни, тогда оскудеет любовь.

Истинное богатство. Преподобный Паисий Святогорец: «Чтобы летать как Ангел, человек должен отринуть все свои душевные страсти и раздать бедным свое имущество, потому как где есть богатство вещественное, там духовная скудость. Богатство полностью разрушает душу, если мы не раздаем его бедным ради спасения своей души и на поминовение душ наших усопших родных. Богатство гнетет душу безмерной тревогой из-за ненасытности. Если мы встречаем человека, пребывающего в сильном душевном волнении, смятении и унынии, хотя у него ни в чем нет недостатка, мы понимаем, что ему недостает Бога.

Польза от скорбей. Иеромонах Симон (Безкровный): «Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешения. Мастер сам знает, где у кувшина будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе. Тому, кто не прилежит к молитве и запутывается в мирских привязанностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обратилось к Спасению. Чем более суровы условия жизни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и душа, если эта душа имеет высокую цель соединение с Богом. Спасение приходит через страдания и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения.

Польза от болезней. Преподобный Паисий Святогорец: «Часто наши болезни случаются из-за нашей безпечности и невнимательности. Но милостивый Бог обращает их во благо и использует для нашего спасения. Поэтому нужно терпеть болезни безропотно и с благодарностью Господу. Так мы можем спасти свою душу. А для того, чтобы у нас были силы смиренно переносить болезнь, надо наши мысли сосредоточить не на себе, а на наших ближних, которые страдают гораздо сильнее, чем мы. Некоторые приходят и жалуются: «Отче, у меня головные боли!»- и при этом не обращают внимания на парализованных детей, которые лишены даже возможности ходить. Если человек сострадает несчастью своего ближнего, то и его собственная боль значительно облегчается. Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию. Здоровье – это хорошее дело, но той пользы, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может. Болезнь приносит человеку духовную прибыль. Болезнь – это величайшее благодеяние. Она омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние. Если душу человека уподобить золоту, то болезнь подобна огню, это золото очищающему».