НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XIV

Любимые молитвы Богородицы. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Божия Матерь очень любит акафист! Мы прочитывали его наизусть во время работы два-три раза на дню. Вот здесь у меня есть книжечка с акафистом, где вначале говорится о том, что Божия Матерь являлась многим святым и обещала им, что, кто будет читать акафист каждый день, того Она и в этой жизни будет хранить, и в будущей, после смерти, будет ходатайствовать за него пред Своим Сыном. Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает все. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву «Богородице Дево, радуйся». Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость».

Война с грехом. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях. В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его божественной любви, которая непрестанно нас окружает.

С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие – молитва, без которой не может быть достигнуто ничего. Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия избивах вся грешныя земли (Пс. 100, 8), следующим образом: усилия в духовном делании должны прилагаться с самого начала, иначе ум будет рассеиваться памятью о прошлом, по причине свойственного ему парения. Это достигается памятью о Боге от стражи утренния (Пс. 129, 5), а также постоянным призыванием всесвятого имени Его, посредством чего обнаруживается наша ревность к подчинению Его божественной воле.

Гордость. Кто познал на опыте Божественную любовь, еще издалека чувствует тлетворный дух той отвратительной страсти, которая называется гордостью. Гордость разлучает человека с Богом, и человек впадает в страшный эгоизм. Так он навсегда может остаться за пределами соединяющей всех любви Христовой. Лишь одной этой богоненавистнической страсти достаточно, чтобы уничтожить человека, как прежде она низринула бесплотных и светлых Ангелов. Гордость – корень и начало многочисленных бед, которые душат измученное человечество. Гордость – это хребет «ветхого человека», тело смерти (Рим. 7, 24), это мерзость запустения, стоящая на святом месте (ср. Мф. 24, 15). Если это благодать никогда не приблизится, чтобы принести Божественное просвещение и то, что последует за Божественными дарами, - воскрешение человеческого естества».

Комфорт – причина человеческих скорбей и недугов. Преподобный Паисий Святогорец: «Комфорт – это то, что становится причиной человеческих скорбей и недугов, а вот лишения идут на пользу. Современные люди отупели от удобств, а избалованность, тепличные условия жизни, стали причиной множества болезней. Именно из-за легкой жизни люди начали так много болеть. А если вдруг будет война, как же люди ее переживут, когда они так изнежены? Мы должны осознать, что все материальные блага временны, а в вечности мы из-за них останемся в долгу перед Богом. Сейчас комфорт вышел за рамки разумного и потому стал отягощать жизнь людей. Увеличилось число механизмов – возросли заботы. Автоматы и разные железяки распоряжаются человеком, сделав его самого машиной, превратив его сердце в металл. Сейчас технический прогресс опережает развитие человеческого ума, потому что его двигает вперед диавол. Люди совсем потеряли разум из-за машин. Из-за множества технических средств они потеряли покой, их мучает тревога».

Усердие ко спасению. Архимандрит Ефрем (Мораитис): «В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяще, недостоин же паки, егоже обрящет унывающи». Блажен, - говорится в нем, - человек, которого Жених, придя, найдет, бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим. Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведет к опасным последствиям. Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, четки, поклоны, посты и т.д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если человек не принимает назначенные ему врачом лекарства, то тем он вновь открывает доступ к себе болезни, но уже в более тяжелой форме. Не радея об исполнении духовных обязанностей, мы открываем доступ в нашу жизнь бесам, дозволяем им причинять нам боль, наносить раны ко спасению: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы – все, что у нас есть, это все ненадежно, и всего в любой момент можно лишиться».

Вирус праздности. Преподобный Паисий Святогорец: «Чем дольше мать будет кормить грудью новорожденного младенца, тем лучше. Мать, которая ленится кормить грудью младенца, и его заражает вирусом праздности. У детей, лишенных грудного вскармливания, отнято и утешение. Откуда они возьмут любовь и ласку, из бутылки с коровьим молоком что ли? Младенцы пьют из соски, надетой на холодную стеклянную бутылочку, их сердца тоже делаются ледяными. А потом, когда повзрослеют, они ищут утешения уже в другой бутылке – винной. Они пьют, пытаясь заглушить свое внутреннее беспокойство, и превращаются в алкоголиков. Человек, обделенный в детстве нежностью, не сможет дать ее и своим детям. Так из одного проистекает другое. А матери потом начинают плакать: «Отче, я лишилась своего ребенка, молись о нем!»

Любовь хранит заповеди. Преподобный Силуан Афонский: «Дух Святой учит любить Бога, а любовь хранит заповеди. Господь сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои сохранит» (Ин. 14, 15-23). Если бы Адам любил Господа, как Божия Матерь, то сохранил бы он заповедь. И мы видим на опыте, что кто любит Бога, у того ум управляется Божию благодатью и тонко видит все козни врага. Когда же Господь утешает душу, тогда она не видит уже врагов, но созерцает только одного Господа».

Крест по силам. Преподобный Паисий Святогорец: «Наш крест – это всего лишь маленький крестик, который помогает нам достичь Небесного Царствия. У Спасителя же Крест был страшно тяжелым, потому что Христос не использовал для Самого Себя Божественное могущество. Милостивый Господь всем нам дает крест по силам, потому что крест посылается человеку не для того, чтобы он страдал, а для того, чтобы крест стал для него дорогой в Царство Небесное. Мы должны понимать, что, перенося тяготы этой жизни, мы собираем богатство на Небесах, поэтому, взяв на себя тот малый крест, который дал нам Христос, не станем роптать, но будем славить Бога. Так мы и в земной жизни будем иметь радость и в вечности сполна получим свой духовный капитал. Безропотное несение своего креста имеет большую ценность, чем плоды тех талантов, которые даровал нам Бог.

О причинах трагических событий в мире. Иеромонах Симон (Безкровный): «Все трагические события, которые происходят в мире, совершаются по трем причинам: ради нашего покаяния. Ради нашего сострадания и Любви к ближним ради нашего отречения от бренности мира. Ради нашего покаяния дабы мы успели покаяться и избежать гибели душевной и телесной. Ради нашего сострадания и Любви к ближним дабы мы учились сострадать погибшим и любить живых, претерпевающих различные бедствия и скорби. Ради нашего отречения от мира дабы мы постигли бренность и тщету видимого мира и успели отречься от него ради мира невидимого».

Помощь Святого Духа. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «И как святые апостолы по благословению Господа благоуспешно пронесли проповедь Евангелия по всей вселенной, так и мы должны иметь заботу или попечение об исполнении заповедей, Господом через апостолов данных, для славы Божией и для спасения души, вещи безсмертной. Итак, по заповеди Его мы должны испрашивать у Него благословения, или, что то же, благодатную помощь от Святого Духа на все наши благие дела и начинания. Если же мы начинаем что-либо благое и полезное без испрашивания у Господа благодатной помощи, то хотя бы дела наши были и святы сами по себе, но конец их будет печальный и даже греховный, как об этом сказал святой Иоанн Златоуст».

Безстрастие. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Божественное безстрастие не есть покой безразличия к сему ничтожному миру, вечно терзающему нас, как некий «мираж» (обманчивый), недостойный, по существу, никакого внимания. Нет. Сие безстрастие есть любовь, объемлющая, одновременно носящая в себе и скорбь всего мира, и радость спасения. И это есть наш христианский ПУТЬ, несравненно более богатый и глубокий, чем всякий иной, и единственно приводящий к подлинной Божественной вечности».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018