НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XV

Крестное знамение. Преподобный Паисий Святогорец: «В древние времена христиане обязательно крестились перед началом всякого дела, а собираясь сделать что-то важное, совершали особое моление. А сейчас большинству людей, к несчастью, даже не приходит в голову помолиться перед серьезным делом, и тогда другим приходится расплачиваться за их нерассудительность. Совершив таинство Крещения, священник крестообразно помазывает лоб крещаемого святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». В дальнейшем каждый раз, осеняя себя крестным знамением, христианин преклоняется перед спасительными для нас страданиями Господа нашего и призывает крестную силу, которая есть сила распятого на кресте Иисуса Христа. И произнося слова молитвы: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу Христовой крестной жертвы. Крестное знамение наделено великой силой».

Действие Божественных энергий. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаем, теплое оно или холодное, проводим рукой по одежде – и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели – и выясняем, что мебель твердая. Прикасаясь к вещи, мы определяем ее свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, премудрость и благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещенными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист – и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих».

Не выдумывай жизнь. Иеромонах Симон (Бескровный): «Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским заповедям, и она сама откроется тебе такой, как она есть. Если уйдешь в горы, уединишься телом, если прекратишь пустые разговоры, уединишься языком, если отречешься от помыслов, уединишься сердцем. Духовная жизнь, лишенная самодисциплины, становится распущенностью; лишенная творческой свободы перестает быть духовной жизнью. Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться».

Добродетель рассуждения. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Поскольку наши отцы считают, что рассуждение «превыше всех добродетелей», то мы не ошибемся, если поставим его на первое место как превосходнейший дар. Рассуждение – это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение – это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Если, например, несколько человек совершают один и тот же грех, то в свете рассуждения разница между ними очевидна. Рассуждение и есть та соль, которой приправляют пищу и предохраняют ее от порчи. Четверо вкусили пищу прежде установленного времени или сверх меры. Первый ел, потому что был голоден, второй исполнял предписание врача, третий ел потому, что ему понравилась еда и он победился желанием, а четвертому просто нравится вести своевольную и невоздержанную жизнь. Как в этом случае можно вынести один на всех суд?»

Таинство покаяния. Преподобный Паисий Святогрец: «Таинство покаяния – великая сила! Никогда не пренебрегайте исповедью. Она помогает человеку глубоко измениться и уничтожает диавольскую власть над его душой. Перемена иногда бывает столь разительной, что я советую некоторым паломникам сделать фотографии до исповеди и после нее, чтобы они увидели, как велика разница. Если после падения, испачкавшись в грязи, мы не очистим свою душу с помощью исповеди, успокаивая себя мыслью, что все равно опять будем падать и пачкаться, то засохшая грязь наших грехов будет наслаиваться, и освободиться от нее потом будет очень тяжело. На первой своей исповеди нужно рассказать о грехах, совершенных в течение всей жизни. Когда пациента кладут в больницу, он полностью излагает доктору свою историю болезни, например: «Я перенес заболевание легких, мне делали операцию под общим (либо местным) наркозом» - и тому подобное. Точно так же, если человек впервые исповедуется, он должен подробно рассказать духовному отцу о совершенных за свою жизнь грехах, а тот уже сам отыщет и исцелит его духовные язвы. Нередко ведь и обычный ушиб может повредить здоровью, если им пренебречь. Бывают люди, которые, согрешив, исповедаются не у своего духовного отца, чтобы не уронить себя в его глазах. Через некоторое время они повторяют тот же грех и снова каются в нем кому-то другому, потом третьему и т.д. В результате у каждого из священников складывается впечатление, что кающийся впал в этот грех только однажды. Делая так, эти люди не могут избавиться от греха и не исправляют свою жизнь».

Святое послушание. Преподобный Силуан Афонский: «Кто хочет непрестанно молиться, тот да будет во всем воздержан и послушен старцу, которому служит. Он должен чисто исповедываться и помышлять, что и духовником его и старцем управляет Господь благодатью Своею, тогда не будет у него плохих мыслей против них. Такого человека за его святое послушание будут учить благие мысли от благодати, и он будет преуспевать во смирении Христовом. Если же подумает: мне нет нужды советоваться с кем-нибудь, и оставит послушание, то станет раздражительным, и не только не преуспеет, но и потеряет молитву. Чтобы удержать молитву, надо любить тех людей, которые тебя обижают, и молиться за них до тех пор, пока душа не примирится с ними, и тогда даст Господь непрестанную молитву, ибо Он дает молитву молящемуся за врагов.

Плоды любви. Преподобный Иосиф Исихаст: «Не негодуй на братьев. Переноси их ошибки, чтобы и они переносили твои. Люби, чтобы тебя любили, и терпи, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми с тобой. Боящийся познать себя пребывает далеко от знания и ничто другое не любит, как только видеть ошибки у других и их судить. Он не видит у других дарований, а видит только недостатки. Не видит в себе недостатков, а только дарования. Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда – с помощью любви. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви?»

Искушения. Преподобный Паисий Святогорец: «Пока человек ведет духовную борьбу, он встречается с искушениями и проблемами. Если мы живем не по Евангелию, то, с рассудительностью используя искушения, мы можем исправить нашу жизнь. Бог попускает нам те искушения, которые «подходят» к нашему духовному состоянию. Он может позволить нам допустить какой-то промах, например, проявить никоторую неосмотрительность, чтобы потом мы были начеку и предотвратили большие неприятности, которые готовил нам диавол. Иной раз Господь разрешает сатане искушать нас для того, чтобы нас «проэкзаменовать», и таким образом диавол, стремясь причинить вред, делает для нас доброе дело. Я не хочу сказать, что мы сами должны искать искушений. Но когда они случаются, их нужно встречать с мужеством и молитвой. Всегда при наступлении духовной стужи надо терпеливо и с упованием на Бога ожидать весенней духовной оттепели. Самые серьезные искушения, как правило, налетают, как смерч. И если нам удается устоять перед их натиском, то полчище бесов уносится прочь, и нам уже ничто не угрожает. Если человек пребывает в единении со Христом, искушения отступают».

Эгоисты не смогут стать христианами. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Детям нет пользы от постоянных похвал, от них дети становятся эгоистичными и тщеславными. И в дальнейшем они будут хотеть, чтобы их постоянно все хвалили, даже незаслуженно. К сожалению, сегодня все научились говорить неправду, а тщеславные ее принимают, это их пища. «Скажи мне это, пусть даже это неправда», - просят они. Богу это неугодно. Господь хочет правды. Когда все время бездумно хвалишь детей, их искушает дьявол, он разжигает в них эгоизм. С малых лет привыкнув к похвалам родителей и учителей, они, может быть, и продвигаются в учении. Но какая в том польза? В жизни они будут эгоистами, а не христианами. Эгоисты хотят, чтобы их постоянно все хвалили, чтобы все их любили, все говорили о них хорошо, но этого не хотят наш Господь Иисус Христос и наша Церковь. Церковь учит, чтобы дети с малых лет приучались к правде. Истина Христова говорит, что если хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист – это сбившийся с пути человек, ведомый злым духом. Вырастая в эгоизме, человек приходит к отрицанию Бога и становится неприспособленным к жизни в обществе».

О внимании и молитве. Архимандрит Ефрем Филофейский: «На работе будем внимательны: рядом работает много людей и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чем не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый вольный воздух. И вечером перед сном вновь будем преклонять колени приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу. Ведь святой Златоуст говорит, что из дома, где есть Евангелие, диавол бежит.»

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018