НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XVI

Cтраница из Книги вашей жизни. Архимандрит Ефрем Филофейский: «Дни, годы, века проходят как тень и все мы приближаемся к своему концу. Жизнь любого человека – книга, а каждый день жизни – одна ее страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое и хорошее, записаны и светлые и темные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ».

Не держите в своем сердце злобы. Преподобный Паисий Святогорец: «Ни на кого никогда не держите в своем сердце злобы, как бы вас ни обидели. Самые ужасные терзания переносит сатана, ибо он дальше всех находится от Христа, от Божественной любви. А там, где кончается любовь, начинаются адские мучения. Что противостоит любви? Злоба. А злоба и страдание неразрывны. Если человек кого-то проклинает, это означает, что он одержим злобой. Мы проклинаем ближнего, если с возмущением, с душевным пылом желаем ему зла».

Образ Христа. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Вся моя жизнь – сплошные потери, сплошные неудачи, сплошные провалы. И если бы передо мною не стоял образ Христа, Который в земной Своей жизни, в последний день, на Голгофе около Себя видел только Свою Мать и Иоанна, то есть самая ужасная из всех неудач в истории мира, то я отчаялся бы уже не только в своем отношении к человекам, но и в плане вечном. Теперь же, имея пред собою Христа, я могу хранить в себе иную надежду».

Грешный язык. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Святые отцы сказали: всякую добродетель надо начинать от языка: если кто не удерживает язык свой, то у того не ищи добродетели, ибо душа его опустошена, весь дух благочестия испарился. Лучше упасть с высоты, нежели от языка… Недаром же Св. Церковь заставляет нас ежедневно повторять в течение всего года, а в Великий Пост даже поет среди храма: «положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих». Почему? Потому, во-первых, что ничем так часто и так много не согрешаем мы, как языком; потому, во-вторых, что крайняя умеренность и осторожность в словах есть не только высокая добродетель христианская, но и лучшее средство к мудрой и счастливой мирной жизни, как в обществе, так наипаче в монастырской жизни».

Солнце Правды. Монах Лука Филофеский: «Там, где светит солнце – жизнь, свет, радость, мир. Не случайно и Бога наша Церковь называет Солнцем правды. «Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды». Так же как тварное солнце по воле Творца дает свет, тепло и устанавливает порядок в тварном мироздании, так и Христос, входя в жизнь человека, упорядочивает ее и освещает Светом Своей Любви и Мира».

Безделье – не духовный покой. Иеромонах Симон (Безкровный): «Тишина не есть сердечное безмолвие, а безделье не есть духовный покой. Поиск сердечного безмолвия – это не поиск такого места, где нет никакого шума, это обретение молчащего сердца. Сердечное безмолвие – это не некая физическая данность, это состояние сердца, не волнуемого никакими помыслами. Духовный покой – это Царство Божие, открывшееся сердцу, всецело предавшему себя возлюбленному Христу».

Орел и петух. Преподобный Силуан Афонский: «Человек, покамест не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который живет на малом дворе, видит немного людей и скота, знает десяток своих кур, и доволен своей жизнью, потому что большего не знает. А орел, который летает высоко в облаках и видит зорким глазом дали, и слышит издалека запахи земли, и наслаждается красотою мира, знает многие страны, моря и реки, видит множество зверей и птиц, не будет доволен, если посадить его с петухом на малом дворе. И человек, покамест не узнает большего, бывает доволен тем малым, что имеет. Так часто бедный крестьянин бывает доволен тем, что есть у него пропитание и одежда, и благодарит за это Бога. Но ученый человек, развитой наукою, не будет доволен такою жизнью, и ищет простора для своего ума. Так же бывает и в духовной жизни. Кто не познал благодати Святого Духа, тот подобен петуху, который не знает орлиного полета, не разумеет сладости умиления и любви Божией. Он познает Бога из природы и из Писания; он удовлетворяется правилом, и тем бывает доволен, как доволен петух своею долею и не скорбит, что он не орел. Но кто познал Господа Духом Святым, тот молится день и ночь, потому что благодать Святого Духа влечет его любить Господа, и от сладости любви Божией он легко несет все скорби земли, и душа его непрестанно скучает только о Господе и всегда ищет Благодати Святого Духа».

Духовные дары. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Духовные дары – это дары Самого Святого Духа. Среди них одни кажутся большими, другие меньшими, но все они подаются ради нужд Церкви и проявляются всякий раз, согласно обстоятельствам, для пользы верующих. Крепким в вере подается дар исцеления, в то время как тщательным по отношению к совести – пророчество. Самые простые по характеру, которых можно причислить к духовным младенцам, всегда изобилуют дарованиями».

Яд зависти. Преподобный Паисий Святогорец: «Женщины по своей природе способны любить сильнее, чем мужчины, поэтому сатана из зависти сильнее набрасывается на них, стараясь отравить их любовь ядом зависти, и когда у него это получается в отношении какой-нибудь женщины, то ее злоба может достигнуть ужасной, бесовской силы! Мужчины по природе больше затуманены гордостью, но если диавол к меньшей женской гордости подмешает зависть, тогда ее пелена застилает все вокруг еще более невыносимо, чем туман мужской гордыни».

Поклоны – труды подвижничества. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофеский: «Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы покланяемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу – враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение. Даже один дополнительный поклон – это уже труд подвижничества, за который будет свое воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретем их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда».

Основа Евангелия. Преподобный Паисий Святогорец: «Невозможно согласовать Евангелие с мирским здравым смыслом. Основа Евангелия – любовь, в основе здравого смысла лежит выгода. В Евангелии читаем: «Если кто-то принудит тебя идти одну версту, то иди две» (Мф. 5, 4). Какой в этом здравый смысл? Скорее, умопомрачение. Поэтому попытки сообразовать Евангелие со здравым смыслом ведут в тупик. Люди умствуют, рассуждают с позиций здравого смысла и бывают сбиты с толку. И Евангелие не становится частью их жизни».

Малые грехи. Монах Даниил (Димитриадис) Катунакский: «Среди многих способов, которыми диавол – враг и разрушитель наших душ – пользуется, чтобы обмануть православных, в частности молодежь, есть одна ловушка, с помощью которой он смог ввести в заблуждение многих молодых людей и полностью привести их к погибели. Лукавый сначала представляет эту ловушку, притворяясь добрым и отзывчивым, в качестве приманки для молодежи, призывает их к свободе, смешливости, шутливой жестикуляции, распущенности и, наконец, употреблению и злоупотреблению алкоголем; все это, конечно, не имеет катастрофических последствий для мира, но подразумевает «свободу» с политически умной подачи. Таким образом, усваивая плохие привычки, молодежь заполняет свою жизнь страстями и затем оказывается обманута демонами и подобными им людьми. Эта ловушка скрыта тяжелой тенью и абстрактными обоснованиями, создающими впечатление того, что все это очень маленькие грехи и с возрастом будут устранены и, наконец, что этих вещей следует избегать только отшельникам и монахам в горах. Если бы только они могли понять, как далеко сворачивают с верного пути под влиянием подобных требований, они бы убежали от этих предлогов и оправданий, как от смертоносных змей. Цель псов сатаны – сначала толкнуть молодого человека в малые грехи, парализовать чувства, подстрекая его к шутке, непристойной картинке, смешливости и пьянству, которые порождают все страсти».

Обучение. Иеромонах Симон (Безкровный): «Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно. Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции. Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей. Когда читаешь книги о Боге и духовной жизни, объединяй слова с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее образования».

Две опасности для человечества. Иеромонах Дионисий (Игнат): «По писаниям святых отцов, человечество ждут две страшные опасности: ужасно большая война и царство антихриста. Сейчас один только Бог знает что начнется раньше – эта ожидаемая война или царство антихриста. Нам не остается ничего, как только готовиться. Будем готовиться покаянием к чистой исповеди, ибо никто не может спастись иначе, как покаянием, то есть исповеданием грехов перед духовным отцом».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018