НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XVII

Милосердие Божие. Преподобный Паисий Свтогорец: «Когда мы еще новоначальные, милосердный Господь не дает нам видеть всю тяжесть наших грехов, чтобы она не придавила нас. Не все совестливые и душевно тонкие люди сумели бы перенести осознание своей вины перед Богом без вреда для себя, поэтому Бог прикрывает нам глаза, и мы не видим всех наших грехов сразу. Например, наша одежда будет в грязи, а мы вместо нее увидим лепестки цветов. Но по мере нашего духовного «взросления» Бог постепенно позволяет нам видеть наши несовершенства и дает силы исправлять наши промахи. Тонкая работа над собой не приносит пользы тому, у кого нет опыта. Так же и с благодеяниями Божиим, Если человек в начале своего духовного пути увидел бы бездну милосердия Божия к нам, его сердце истекло бы кровью. Видя милости Божии к себе и сознавая, какой неблагодарностью он за них платит, человек изнемогает от скорби».

О внимании к богослужению. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужения. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей, и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное Слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

Солгать ради спасения ближнего? Преподобный Паисий Святогорец: «Даже когда у лжи есть смягчающие обстоятельства, она не перестает быть – хотя бы частично – грехом. К примеру, кто-то должен был солгать ради спасения ближнего. Он мог избавить его даже от гибели. Но при этом неправда все равно осталась наполовину грехом. К примеру, кто-то должен был солгать ради спасения ближнего. Он мог избавить его даже от гибели. Но при этом неправда все равно осталась наполовину грехом. Бывает, что человек допускает обман с добрыми намерениями, чтобы не поддаться искушению или помочь кому-то. Тем не менее, он должен быть очень осмотрительным, потому что если он несколько раз поступит подобным образом, то незаметно может перейти грань. Начав пользоваться ложью без крайней нужды, он извратит свою совесть и в конце концов будет выдумывать небылицы, а совесть его будет молчать».

Европейский Союз – Дом беззакония. Иеромонах Дионисий (Игнат): «Европейский Союз – это Дом беззакония, это уничтожение человека, а не только христианина или монаха. Если отложить это (монашество и христианство), то мы видим, что законы Евросоюза ведут к уничтожению самого человека, потому что наделяют правами сатану. Они узаконивают, будто грех против естества есть нечто хорошее. Видишь, эти из Европейского сообщества держат Румынию за самую отсталую страну. Почему? Потому что она верит в Церковь, потому что у неё много священников и монахов. То есть она верит и в жизнь вечную, а в их идеи не верит. Они хотят навязать свои идеи, а Церковь стоит у них на пути».

Тысяча дел. Преподобный Паисий Святогорец: «Я обратил внимание, что многие хватаются за тысячу дел, чтобы заработать побольше денег, и обычно оправдывают себя тем, что средств не хватает, и потому им приходится так много работать. Однако если предложить кому-нибудь, чтобы он сидел дома и только творил молитву, а платить ему будут больше, чем он может заработать, - он откажется. Из нашей души ушла любовь к Богу, поэтому мы не можем быть заняты только Им, даже если нам за это заплатят. «Дешевая» любовь к Богу всегда печется о своей выгоде, и потому христианин, имеющий мало любви, ограничивается лишь тем, что наслаждается житейскими благами до предела, еще не считающегося грехом (например, в заговенье на пост он ест до самой полуночи). Он хочет иметь все дозволенные мирские радости. А потом не понимает, почему не чувствует любви Божией».

О телесном и душевном чутье. Иеромонах Симон (Безкровный): «Когда тело очищено постом, воздержанием от излишеств и целомудрием, в нем развивается телесное чутье, которое лучше всех докторов помогает избирать все здоровое и отвергать все вредное. Когда душа очищена безгневием, кротостью и смирением, она обретает способность избирать чистоту Православия и истинный путь Спасения во Христе, отвергая без колебаний всякое лжеучение».

Фальшивые христиане. Монах Моисей Святогорец: «Махатма Ганди говорит: «Я люблю Христа, но христиан не люблю, потому что они не похожи на Христа». Эта великая истина должна заставить нас серьезно задуматься. Считаю, что проблема конкретизируется более всего у современных христиан, которым необходима повторная евангелизация, и которые, как мы уже говорили в начале, исказили Его Пречистое Лицо своим вмешательством, будь то консервативным, а точнее – внешне традиционалистским, или модернистским. Мы считаем, что наибольшей проблемой являются фальшивые христиане, и даже хуже того – фальшивые клирики, фальшивые проповеди, лишенные смысла, акты благотворительности. Лишенные любви и совершенные только для показухи, каковы многие достижения Запада, совершаемые будто бы во имя Христа».

Послушание – путь к святости. Иеросхимонах Ефрем (Папаникита) Катунакский: «Если вы внимательно проследите по книгам святых Отцов, то увидите, что многие из них достигли святости как бы даже с легкостью: души их освятились без совершения чрезмерных трудов, без необычайного принесения себя в жертву, без исполнения крайних аскетических подвигов. А почему? Они избрали послушание».

Промысел Божий. Преподобный Паисий Святогорец: «Мы сами очень осложняем себе жизнь, гоняясь за материальным благополучием. Мы не понимаем, что чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше у нас появляется проблем. Мы распыляемся, погрязаем в излишней суете и лишаемся при этом драгоценного покоя. Бог любит человека, Свое творение, Свой образ и подобие, и печется о его нуждах. Разве Бог может оставить Свое творение без попечения? Когда израильтяне во время своего путешествия по пустыне сохраняли манну, которую посылал им Бог, до следующего дня, то она портилась, таким образом Господь учил их полагаться на Промысел Божий. Бог заботится о нас, Он знает, чего мы хотим, что нам нужно, и то, что нам на пользу, посылает нам. Когда человеку нужна помощь, то Господь и Пресвятая Богородица подают ее. Когда старца Филарета спрашивали, в чем он нуждается и чем ему помочь, он говорил: «Матерь Божия пошлет мне все, что нужно». Так и было в действительности. Если мы отдаем себя в руки Божии, то милостивый Господь наш наблюдает за нами и заботится о нас, давая каждому то, что ему необходимо».

Избавительная сила Христа. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории, - это исполнение заповедей Христовых. Только так мы обретаем разрешение наших постоянных проблем. Нет и никогда не будет другого вспоможения во всем тварном мире, кроме Его избавительной силы. Христос даровал нам все, и в первую очередь основу всего, которая есть познание Бога и вера в Пресвятую Троицу. Через Него мы познали Отца: «Отче, Я открыл имя Твое человекам (ср: Ин., 17, 6). Через Него познали и приняли Святого Духа: если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Теперь мы имеем способность безошибочно судить о Его Божественных энергиях внутри и вокруг нас, а также различать, что от Бога, а что от врага. Через Христа и во Христе открывается сущность человеческой природы: что она собой представляет и как совершается ее уподобление Богу, так что больше нет нужды в поиске, откуда человек приходит и куда уходит».

Немощь человеческая. Преподобный Силуан Афонский: «Апостолы видели Господа во славе, когда Он преобразился на Фаворе, а после, во время страданий Его, малодушно разбежались. Так немощен человек. Воистину мы – земля, да еще грешная. Поэтому и сказал Господь: «Без Меня не можете творить ничего». Так и есть. Когда в нас благодать, тогда мы истинно смирены, тогда мы умны, послушны, кротки, любезны Богу и людям, а когда теряем благодать, то высыхаем, как розга, отрезанная от лозы».

Зверь, живущий внутри нас. Архимандрит Ефрем Филофейский: «Станем же бороться против эгоизма, вооружась молитвой. Пусть молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» по возможности не прекращается даже ночью. Тело без души разлагается, начинает источать зловоние, делается источником заражения. То же самое происходит с душой, когда в ней нет молитвы. Всегда будем держать перед своим мысленным взором задачу – как бы уничтожить этого зверя, живущего внутри нас, наш эгоизм, и будем постоянно молиться. Разольем благоухание молитвы в своем малом храме Божием, который есть тело и душа человека. Телом и духом своими станем прославлять Святого Бога».

Двойная благодать. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Еще одним очень важным знаком нашего духовного преуспеяния служит особенная благодать по воскресным и великим праздникам. Когда человек в эти дни не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018