НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XVIII

Страсти. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Что такое страсть? Страсть - это неразумное устремление души за пределы естественного, особенно ради чувственных вещей. Злоба также есть порочное направление помыслов, за которым следует неправильное употребление вещей, злоупотребление и себялюбие. Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некой внешней силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное как небрежение естественных сил ума. Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами, чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему».

Душа должна искать Христа. Преподобный Силуан Афонский: «Божия Матерь с Иосифом Обручником, болезнуя, искали Христа, когда Он остался в Иерусалиме и беседовал в храме со старцами; и лишь после трех дней нашли Его. Сколько скорбела душа Божией Матери за эти дни? Она помышляла: «Где Ты, Сыне Мой любезный? Где Ты, Свете Мой драгоценный? Где Ты, утроба Моя возлюбленная?» Так каждая душа должна искать Сына Божия и Сына Девы, доколе не обрящет Его».

Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы. Препободный Паисий Святогорец: «Живя духовно, даже малодушный и трусливый человек может стать очень мужественным, если только предаст всего себя Христу и будет полагаться лишь на помощь Божию. Он сможет даже отправиться на войну и одержать победу. Те же безумцы, которые пытаются причинить людям вред, в душе трепещут, даже если они смелые люди, потому что подспудно они ощущают свою вину и опираются только на собственную злобу. Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы. К тому же на его стороне правда. Смотрите, волк убегает, услышав лай маленькой собачонки, ведь в доме ее хозяина справедливость на ее стороне, и он чувствует за собой вину. Тем более будет бояться человек, который хочет причинить вред тому, кто близок ко Христу! Поэтому надо страшиться только Бога, но не людей, какими бы плохими они ни были. Обретая страх Божий, даже очень несмелый человек делается мужественным. В какой мере мы приближаемся к Богу, в такой мере мы перестаем бояться чего-либо, потому что в трудных ситуациях полагаемся на помощь Божию. Но для того, чтобы получить Божественную силу, надо совершить тот малый подвиг, который нам по плечу».

Плен страстей. Монах Моисей Святогорец: «Плен страстей полон боли. Человек, забывая Бога, обожествляет материю и самого себя. В этом случае нужно вспомнить о невыразимом несчастии жизни во грехе. Удаление от Бога создаёт глубочайшее одиночество, страшную отрешенность от всего вокруг и невыразимое опустошение. Человек не радуется, ничем не удовлетворяется, не чувствует себя единым целым и никак не может успокоиться. Без Бога все безрадостно, бессмысленно и затемнено. Отношения становятся враждебными и безнравственными. Господствует какое-то безумие. Царствует разврат. А человека влечет делать то, чего он на самом деле совсем и не хочет, то, для чего он не был создан и предназначен. Итак, вместо того, чтобы избавиться от этого болезнетворного состояния, обычно человек начинает заниматься самооправданием и, по сути, издевательством над самим собой. И доходит до того, что начинает конфликтовать с Самим Богом, как будто Он является виновником такого его положения».

Смерти нет. Преподобный Паисий Святогорец: «Смерти нет, есть только переход их этой жизни в иную. Апостол Павел сказал: «Да не скорбите, якоже прочие, неимущие упования». А нужно ли молиться Богу об исцелении? Да, потому что когда за грехи Господь попускает человеку неизлечимо заболеть и никто не умоляет Его явить милость и судить по любви, тогда болезнь развивается естественным образом. Если же за больного кто-то молится и просит Бога поступить по Его неизреченному милосердию – т.е. послать то, что будет наилучшим для души умирающего, - то благодаря этим прошениям Всеведущий Господь, зная, какой будет дальнейшая жизнь человека, либо даст ему еще времени на покаяние, если это принесет больше пользы, либо заберет его, если сочтет этот момент самым подходящим».

Радость мирская и небесная. Преподобный Паисий Святогорец: «Можно выделить четыре стадии восприятия несправедливости. Например, кто-то тебя незаслуженно бьет. Если ты находишься в первой стадии, то дашь ему сдачи, если во второй – то тебя это очень сильно возмутит, но ты сдержишься. В третьей стадии ты уже даже не возмущаешься, а в четвертой – ощущаешь радость и веселишься душой оттого, что сподобился претерпеть несправедливость. Если человека оклеветали, то, доказав ложность этих обвинений, он оправдывает себя в глазах других и чувствует от этого удовлетворение. Но это радость мирская. Если же он воспринимает несправедливость духовно и не старается доказать, что не виноват, не добивается, чтобы перед ним извинились или похвалили его, - он чувствует небесную радость, потому что тогда его утешает Господь».

О правильной и ложной решимости. Иеромонах Симон (Безкровный): «Правильная решимость есть твердое решение с помощью Божией пребывать неотрывно в покаянии молитве до последнего дыхания, претерпеть все тяготы и скорби уединенной жизни, перенести терпеливо и смиренно все напасти нападения людей и демонов. Но в случае болезни или в пище тот, кто избрал уединение, вправе покинуть его и избрать более умеренный образ жизни. Ложная решимость побуждает действовать вопреки всем обстоятельствам, отвергает все советы, полагается только на свое суждение и, в конце концов, доходит вплоть до вызова Богу, чтобы вырвать у Него святость и благодать. Ультимативность решений – характерный признак ложных решений и она, как правило, имеет печальный конец».

Божие благословение. Иеромонах Лука Григориатский: «О каждой нашей жизненной проблеме мы должны рассказывать Господу. Беседовать о том, что нас безпокоит, со Христом. И делать это надо через молитву. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, подскажи как мне поступить? Просвети меня. Даруй Свою Благодать». «Господи, Иисусе Христе, просвети моего коллегу (мою жену, моего сына, мою маму, моего начальника и т.д.)», «Господи, Иисусе Христе, помоги этому больному». Это очень действенный путь к творению «умной молитвы» в миру. Наш ум всегда и в любой ситуации должен быть обращен ко Господу. Будем во всех жизненных обстоятельствах просить у Христа благословения, Благодати и Божественного просвещения. Мне вспомнились замечательные слова Святителя Григория Паламы, обращенные к христианам, подвизающимся в миру. Он подчеркивает, что если они будут благоговейно внимать словам Божественной Литургии и других церковных служб, они близки к тому чтобы достигнуть безстрастия. То есть то, к чему монах стремится всю свою жизнь, миряне могут добиться таким простым способом: регулярно посещая богослужение и глубоко погружаясь и переживая слова церковной молитвы. Тем более если и в остальное время будут стремиться мыслями и делами быть со Христом. Очень препятствует в этом телевизор и другие подобные ему развлечения, отвлекающие и рассеивающие ум. Если миряне смогут их ограничить – творение непрестанной молитвы станет для них еще более доступным и достижимым делом».

О пользе искушений. Монах Даниил (Димитриадис) Катунакский: «Искушения приключаются по Божиему смотрению, Божией воле и благоволению Божию для возбуждения ума к совершенному уразумению облекающей нас тайны. Мужу неискушенному не познать, что есть истина. Искушения – несомненное свидетельство любви и милосердия к человеку, почему и подобает ему за все благодарить. Человеческое несовершенство требует искушения ради усовершения человека. Любящим Бога искушения отверзают мысленные очи к свету истины, делают их ясными и способными зреть не только близкое, но и удаленное, а уму – не одно умопостигаемое разуметь, но и превысшее умопостижения, и не только разуметь, но и познавать, ибо в совершенстве – познание. И посему если от искушения – совершенство, то и познание от него же. И если совершенство, как Вы знаете, в том, чтобы человек, созданный «по образу» Божию, соделался и «по подобию» Его – подобие же достигается на самом верху духовной и до небес простирающейся лестницы, по ступеням которой ему предстоит взойти, - то, из-за наследия сего склонный к земному, в каких только искушениях не нуждается он, чтобы возводить взор ввысь, и стойким быть, и к горнему востекать, доколе не достигнет любезного предела, куда стремится и коего вожделеет сердце его».

Исповедание Христа. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Христос громогласно возглашает, обращаясь ко всем нам в Священном Евангелии: «Тот, кто раб Мой, который крестился во имя Мое и остался верен, кто исповедует Меня перед людьми, кто мужественный поборник имени Моего и проповедует Меня, Бога истинного, во плоти пришедшего, распятого и воскресшего ради любви к человеку, того и Я исповедую пред Ангелами Отца Моего на Небесах». Блажен и счастлив человек, православный христианин, который исповедует Божество Христа перед мучителями, безбожниками, материалистами и рационалистами».

 

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018