НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XX

Как бороться со злыми помыслами? Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Как бороться со злыми помыслами? Главное – надо думать, что это не наши собственные помыслы, а от бесов, и смотреть на них, как на лай собак, говоря себе: «Эти помыслы от бесов, а потому я их не хочу и не желаю», и затем воззвать к Господу: «Господи, прости и помоги!» И сию же минуту они исчезнут, как дым, Богом гонимые, но не нашей молитвой, а за наше смирение».

Виден ли ад из рая? Преподобный Паисий Святогорец: «Те, кто будут пребывать в раю, не увидят тех, кто в аду. Если бы обитатели рая видели мучения грешников, то они и сами бы страдали, сокрушаясь об их несчастной участи, и не могли бы блаженствовать. Но ведь в раю «несть болезнь…», так что там люди не будут помнить своих близких – отца, мать, брата или сестру, - если тех не будет рядом с ними, ибо если они будут думать об адских страданиях своих родных, то какой же это для них будет рай? Они даже будут думать, что других людей, кроме как в раю, нет. Так же и обо всех своих земных грехах они забудут, иначе из-за духовной чуткости они не смогут перенести мысль, что опечалили Бога. Все люди в раю будут радоваться по-разному. У одного будет наперсток радости, у другого – чаша, а у третьего – целое море. Однако каждый будет полон Божественного веселья, и никто не будет знать, сколь велико блаженство другого, ведь если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, то и в раю появилась бы зависть. Каждый в раю узрит славу Божию в той степени, в какой позволит ему чистота его души».

Плотская брань. Архимандрит Ефрем (Мораитис) Филофейский: «Сегодня самая главная брань – назовем это именно так: «брань» (а не «поражение») – это брань плотская. Диавол старается осквернить нашу мысль и пять чувств, как телесных, так и душевных, чтобы Святой Дух не мог обитать в нас, чтобы мы не смогли проникнуться Благодатью и принять огонь любви Божией, возрождающей и оживляющей нас, дающей силы перенести все жизненные испытания».

Родители дадут ответ Богу. Преподобный Паисий Святогорец: «Родители дадут ответ Богу, если не будут заботиться о своих детях и об их будущем. Если они усердно трудятся и хотя бы небольшие суммы откладывают для обеспечения будущего своих детей, то это не только не грех, это их долг, и родителям, которые не заботятся о своих детях, придется ответить за это. Грешно копить деньги из-за пристрастия к ним, из-за сребролюбия, из-за неверия в Промысел Божий или для легкомысленных целей. Но обеспечить детей необходимым родители могут и должны. Если отец с матерью пренебрегают интересами детей, то им, конечно, поможет Господь, но родители понесут наказание за то, что оставили детей без попечения».

Суждение и осуждение. Монах Лука Филофейский: «Где граница между суждением и осуждением? Одно дело прийти к убеждению, что какое-то действие является неправильным или совершается какая-то несправедливость. Другое – всем сердцем устремиться к осуждению и лелеять в себе отрицательный заряд против своего ближнего. Нельзя забывать, что тот, кто совершает ту или иную ошибку, такой же как и мы сами. Ему присущ свой грех, а нам свои прегрешения. В каждом есть свои недостатки. Если мы будем осуждать друг друга – получится замкнутый круг и мы будем все больше и больше отдаляться от Бога. Если будем прощать – не только станем ближе друг к другу, но и встретимся со Христом. Господь пришел спасти тех, кто осуждают не других а самих себя. Такие люди освобождаются сами и делают свободнее этот мир. Обратимся к писаниям Отцов нашей Церкви. Преподобный Макарий Великий говорит, что мы совершаем огромную ошибку, когда возделываем в своем сердце вражду к кому-либо из людей. Ненависть допустима только по отношению к демонам. По учению Святых отцов сатана не только является творцом зла, но и не желает принести покаяние (оставаясь нераскаянным). По этому неприятие бесов – это защитная мера, отделяющая нас от зла».

Ропот порождает ропот. Преподобный Паисий Святогорец: «Мы ропщем, когда считаем себя глубоко несчастными, а избавиться от этого чувства можно славословя Бога. Ропот порождает ропот, а из славословия проистекает славословие. Если человек в испытаниях не винит Господа, а восхваляет Его, то диавол делается бессильным и идет искушать другого – того, кто ропщет. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем больше он разрушает свою душу. Иногда бес духовно обворовывает нас, подучивая быть всем недовольными, тогда как все происходящее с нами нужно воспринимать с духовной радостью и благодарностью, и тогда мы будем иметь благословение Божие».

Ответственность человека. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Весь смысл нашего жительства на земле есть не что иное, как непрерывное исповедничество, поскольку мы пали через непослушание Божественной воле, воплотившееся Слово Божие, заботясь о нашем спасении, искупило нас Своей Кровью. Но на нас Господь оставил обязанность загладить свое добровольное непослушание добровольным исповеданием. И это было не просто повеление, но через Свое пришествие в мир Он Сам стал жизненным примером совершенного послушания и повиновения Отцу, будучи равным Богу (Флп. 2, 6). Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3, 19). Поскольку все создано Богом хорошо весьма (Быт. 1, 31), не мог человек вменить вину Богу за несовершенство Его творения. Стало быть, ответственность за преслушание и его исправление лежит на самом человеке. Но по непревзойденной Своей вселюбви единородный Сын Божий, приняв человеческую плоть, поставил полноту Своей любви и научить на деле послушанию для исцеления нашего преслушания и отступничества».

Притча о человеке и сухом дереве. Иеромонах Симон (Безкровный): «Одному человеку во сне было сказано что он умрет от сухого дерева. Помня этот сон, человек старательно обходил все сухие деревья, чтобы одно из них, падая, не убило его. Умер он от удара палкой. Тебя хранят не твои усилия, а милость Божия».

Обрети материнское сердце. Преподобный Паисий Святогорец: «Ты находишь оправдания для себя, но не знаешь как оправдать других? Знай, что очень скоро и Господь не найдет тебе оправдания. Если человек отнесется к кому-нибудь со злобой, то его сердце в один миг может окаменеть, а если им будет руководить любовь, его сердце мгновенно может сделаться очень мягким. Обрети материнское сердце! Ведь любящая мать все прощает своему ребенку и иногда притворяется, что не видит его проступков. Человек, который совершает над собой правильную духовую работу для всех ищет оправдания и смягчающие вину обстоятельства, себя же никогда не оправдывает, даже если прав. При любых обстоятельствах он ощущает свою вину, ибо думает о том, что не воспользовался благоприятными возможностями, которые у него были. Заметив в ближнем какой-то изъян, такой человек «включает» добрые помыслы и старается его оправдать. Он размышляет о том, что у него самого множество недостатков, которые, скорее всего, раздражают других».

Гордый дух. Преподобный Силуан Афонский: «Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они потому, что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и на Церковь Божию. Они думают, что они умные, а на самом деле не понимают даже того, что мысли эти не их, а исходят от врага; но если кто примет такие мысли сердцем и полюбит, то так и сроднится со злым духом. И не дай Бог никому умереть в таком состоянии».

Как приблизиться к Богу. Монах Лука Филофеский: «Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу? Первые христиане руководствовались принципом «Прейдет мир сей и приидет благодать». После того, как они обретали веру во Христа, они кардинально изменяли свою жизнь. Продолжали жить среди мира, но уже не были рабами мирского. Их существование приобретало новое (небесное) измерение. Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати».

Смирение – источник духовного здоровья. Преподобный Паисий Святогорец: «Укорять себя надо со смирением, чтобы посрамить диавола, и с мужеством, а не с чувством безнадежности. Нужно самоукорение, а не отчаяние. Если человек убежден, что он не творит никакого добра, если он отчаялся – в хорошем смысле слова в себе, в своем «я», если он искренне полагает, что своими деяниями он всего лишь добавляет к нулям нули, но при этом он продолжает свою духовную борьбу с упованием на Бога – это свидетельство того, что он достиг духовной зрелости. Такого человека Благой Господь помилует и впереди плодов его усердия – «нулей» - поставит единицу, тем самым подняв их в цене и сделав их обладателя духовным богачом. Смиренное настроение разочарования в себе – источник духовного здоровья».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018