НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XXI

Чтобы не было ошибок. Преподобный Силуан Афонский: «Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться… Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки»… Итак, Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок».

Притча о правде. Иеромонах Симон (Безкровный): «Погнался как-то волк за зайцем по первой пороше. Кинулся заяц туда-сюда, начал петлять, а волк видит следы и настигает зайца. Увидел тут зайчишка избушку отшельника, юркнул в приоткрытую дверь и притаился под лавкой. А старичок тут же сидит на лавочке и улыбается. Просунул волк свою морду в дверь и рычит: «Эй, старик! Отдавай зайца! – «Нет, зайца здесь нет». – Отвечает спокойно старичок – «Как нет? – зарычал волк. – Следы, значит, есть, а зайца нет?» - «Да, так и есть, - усмехнулся старичок, - следы есть, а зайца нет! Уходи лучше подобру-поздорову, а то тут рядом охотники бродят и до тебя, волк, доберутся!» Пришлось волку убраться ни с чем. Правда Любви Небесной всегда выше правды земной, ибо правда земная не имеет в себе Любви».

Гнев и злопамятство. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Если кто по вражескому наваждению (а это всегда от него бывает) поспорит с кем-либо и спор этот перейдет в гнев, таковые хотя и прощают, однако помнят гнев, и сердце их не склоняется на милость; при первом же случае, особенно во время молитвы, враг приносит память об обидчике – это верный знак, что Бог молитвы наши не принимает. Что надо тогда делать, чтобы забыть об обиде? Надо помолиться за обидчика или обидчицу словами: «Господи, я виновата, если не в этом случае, то в другом, о котором никто не знает, только Ты; Господи Боже, прости и помилуй раба Твоего (или рабу Твою) (имярек) и его (ее) святыми молитвами меня помилуй». И так помолись несколько раз. А при встрече с обидчицей надо ей показать лицо свое веселым, а не угрюмым или печальным, и тем самым облегчить ее дух. А кстати же сказать: по заповеди Христа просить прощения должен, прежде всего, не тот, кто виноват, а тот, кто прав. «Первым примирись с тебя опечалившим…» - так говорится в молитве к Святому Причащению».

Ловушка для любопытных и эгоистов. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Человек, сотворенный по образу и подобию Божию (ср. Быт. 1, 26), и после своего падения сохраняет как врожденное свойство личности чувство и желание сверхъестественного. Бог-Слово Своим пришествием не только открыл природу этого чувства, но и наполнил его содержанием, передав человеку посредством Тела Своего – Церкви право наследование всей полноты сверхъестественного состояния и возможность стать по благодати сыном Божиим. Лукавейший диавол, имитируя различные стадии, на которых человек становится причастным сверхъестественных явлений посредством освящающей Божественной благодати, создает видимость истинного богоявления. Таким образом он усыпляет бдительность своих жертв, внушая убеждение, что они хорошо подвизаются раз видят или чувствуют сверхъестественные явления, похожие будто бы на те, которые и Церковь признает.

На самом деле это ловушка для любопытных и эгоистов. Суть общения со сверхъестественным отнюдь не в чудесном зрелище или иллюзорном утешении, не в том, чтобы передвигать столы или слышать голоса, видеть свет или материализовывать из воздуха предметы, что обычно характерно для обманщиков-медиумов. Общение со сверхъестественным возможно лишь через исполнение Божественных обетований, которые Господь дал верующим в Него. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12-13).

Не зрителями сверхъестественных тайн и даров, но чадами, наследниками Божиими, сонаследниками же Христу (ср.: Рим. 8, 17). И это установление совершается только через Божественные Таинства Церкви как Тела Христова. Оно невозможно без покаяния и его плодов, божественных добродетелей, которые доводят до совершенства характер и личность духовного человека. Только при этом условии мы можем ожидать как воздаяние, посещение сверхъестественных Божественных энергий, которые не приходят через обман и посредничество шарлатанов и мошенников или через диавольские манипуляции магии и йоги».

Непойманные воры. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Для того чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состоянии. Поэтому Христос и говорил, что мытари и блудницы через покаяние и смирение предваряют прочих в Царстве Небесном. Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница – смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

О среднем пути и золотой середине. Иеромонах Симон (Безкровный): «Нет ничего лучше в духовной жизни среднего пути, ибо это, по словам святых отцов, поистине «царский» путь. Средний путь свободен как от воображения, уводящего ум в прелесть, так и от крайностей аскетизма, убивающего не страсти, а тело. Средний путь – это золотая середина: убери крайности, и то, что останется, это и есть золотая середина. Средний путь не имеет крайностей, потому он и зовется «царским» путем».

Единственная ценность в мире – это семья. Преподобный Паисий Святогорец: «Единственная ценность в мире – это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество. Старайся, как только можешь, чтобы в твоих отношениях с женой и детьми была духовность, стремись к любви и взаимопониманию. Истинно духовный человек имеет привычку уступать другим, чему учит и апостол Павел («в почтительности друг друга предупреждайте», Рим. 12, 10). Тот, кто имеет больше сил, пусть несет основную часть семейных тягот, чтобы у слабых нагрузка была меньше, а не так, чтобы и сильному, и немощному доставалось поровну. Очень многие современные люди, которые живут по-мирски, не видят смысла в создании семьи, поэтому не вступают в брак или же избегают в браке рождения детей – предохраняются или делают аборты, - и так сами уничтожают свой род, то есть не Бог искореняет людей – люди истребляют себя сами».

Притча о прохожем и перекрестке. Иеромонах Симон (Безкровный): «Прохожий попал на перекресток, где справа было написано: «Хорошая жизнь», слева была надпись: «Плохая жизнь», а прямо перед ним был указатель с надписью: «Путь к Богу». – «Ну, к Богу-то я еще всегда успею – сказал прохожий, - а вот пожить хорошо – это как раз для меня!» Пошел вправо, начал жить честно, по совести, но стало ему скучновато. «Дай, - думает, -попробую, что такое «плохая жизнь»? Повернул налево, а там разгул: днем и ночью пьянки да танцы – дым столбом! Скоро и эта жизнь стала ему невмоготу. До того измучился, что выскочил оттуда, как ошпаренный! Снова попробовал жить хорошо, но опять соскучился. Перешел влево повеселиться, но потерял здоровье и умер. Есть только один путь жизни – путь к Богу, все остальные пути одинаковы, ибо они забирают твою жизнь».

Слово о покаянии. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Множество ложных и сатанинских учений влекут современного материалистического человека к унынию и нерешительности. В наши времена необходимо слово о покаянии – совершенное и обязательное средство для спасения заблудшего грешника. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2)».

Совет неверующему. Преподобный Силуан Афонский: «Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит. Но не надо говорить: «Если Ты есть, то накажи меня», потому что, если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние».

О прощении и милосердии. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко ни согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти. Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен, Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом, и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018