Наставления Афонских Старцев, XXIII

Кормило Церкви. Схимонах Иосиф Ватопедский: «Рассуждение – это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение – это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Рассуждение – это дар Святаго Духа, который дается как награда хранящим чистоту совести, тщательным блюстителем Божественных заповедей. Рассуждение, опять же, - это кормило Церкви, посредством которого она руководит своими чадами в бурях и треволнениях неспокойного моря жизни. Рассуждение – штурвал плывущего по бушующим волнам корабля. Святоотеческое предание. Многие спросят: «Неужели и сегодня возможно следовать традициям святых отцов?» - отвечаем: «Конечно, и сегодня возможно, и в нашем поколении было возможно, и будет возможно, и до скончания века».

Притча о двух воронах. Иеромонах Симон (Безкровный): «Два ворона встретились на лесной горе. «Помнишь, как мы однажды клевали на этой горе ягоды тутовника? Кажется, это было не так давно, всего триста лет назад. Но как печально, что так быстро летит время!» - сказал один ворон. – «Да, еще каких-нибудь двести лет – и нас не будет!» - ответил с печалью другой ворон. «О чем это они говорят? – подумала бабочка-однодневка, угощаясь цветочным нектаром. Разве что-нибудь может быть длиннее одного дня?» Живи Богом, а не временем, и время Бог приложит тебе во спасение».

Альтернативная медицина. Иеромонах Лука Григориатский: «На вопрос о допустимости лечения средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.) существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо. Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить, благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины. Но у этой проблемы есть другая сторона. Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения. Например, активные точки организма призвано разблокировать и наладить правильное течение жизненной энергии. То же самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма. Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.

Когда умирает ребенок… Преподобный Паисий Святогорец: «Пока еще никто не подписывал с Богом договор о том, когда он умрет, Бог забирает каждую душу в самый удобный момент, причем особым образом, подходящим именно для этого человека. Если Бог знает, что человек исправит свою жизнь, Он продлевает его годы, а видя, что он станет хуже, Он забирает его, чтобы уберечь от этого. Бывает, что тех, которые ведут жизнь грешную, но имеют произволение делать добро, Бог забирает прежде, чем они успевают это добро сделать, потому что знает, что они при возможности сделали бы его. А кого-то очень хорошего Бог забирает к Себе потому, что в раю нужны и нераспустившиеся цветы. Конечно же, родителям и близким умершего ребенка очень трудно это принять. Когда умирает младенец, Христос забирает его к Себе как маленького Ангела, а его родители изнемогают от рыданий, хотя им надо бы радоваться этому. Ведь им неизвестно, кем бы он стал, повзрослев. Смог бы он спастись? Кроме того, смерть маленьких детей помогает спасению их родителей. Когда у супругов умирает ребенок – у них появляется молитвенник на небесах, который после их кончины придет к вратам рая, чтобы встретить души отца и матери. А ведь это большое дело! Маленьким страдальцам, измученным недугами или увечьем, Господь скажет: «Войдите в Царство Небесное и выберите для себя лучшее место». А они ответят так: «Здесь восхитительно, Боже, но мы хотим быть тут вместе со своей мамочкой», и тогда Христос найдет средство спасти и их матерей».

Духовная наука. Преподобный Силуан Афонский: «Если бы люди знали, что есть духовная наука, то побросали бы все свои науки и технику и созерцали бы только Господа. Красота Его пленяет душу, и она влечется к Нему, и вечно желает пребывать с Ним, и ничего другого не хочет. На все царства земные смотрит, как на плывущие по небу облака».

Путь в Царство Небесное. Преподобный Паисий Святогорец: «В смирении заключена огромная сила. Оно разрушает любые бесовские козни. Смирение – это самый мощный удар по сатане. Там, где есть смирение, нет места диаволу, нет искушений. Однажды некий подвижник заставил беса читать молитву «Святый Боже». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный!» - пробормотал бес и на этом остановился. «Скажи «помилуй нас!» - велел подвижник. Ну, нет, куда уж там! Если бы бес произнес это, то стал бы Ангелом. Бес может сказать все, что угодно, кроме «помилуй нас», потому что для этих слов нужно смирение. В молитве «помилуй нас» заключено смирение, и душа, взывающая к Божиему милосердию, получает просимое. Для любого нашего дела нужны любовь, смирение и благоговение. Это очень просто, а мы сами все усложняем. Любовь и смирение – это самый легкий путь в Царство Небесное».

Правильные отношения с миром. Монах Лука Филофейский: «На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию. Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности. Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений?» Какому господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога».

Спасение души. Преподобный Паисий Святогорец: «Самое главное – человек должен познать глубочайший смысл жизни, который заключается в спасении души. Уверовав в Бога и вечную жизнь, человек осознает, что земная жизнь бренна, и готовится к путешествию в мир иной. Эта жизнь дана нам не для того, чтобы безмятежно наслаждаться ею, а для того, чтобы сдать экзамен на пригодность к жизни вечной, поэтому мы всегда должны иметь перед собой цель: подготовиться к этому испытанию так, чтобы когда Христос призовет нас к Себе, беспрепятственно вознестись к Нему и пребывать с Ним вечно».

Мир душевный. Схиархимандрит Кирик (Максимов) Афонский: «Рече бо Господь: прощайте друг другу от сердец ваших». Что же значит – от сердца? Это значит то, что мы не только простили обидчику и не противились ему, но и не вспоминаем в уме своем о бывшей обиде и не говорим о ней никому. Это и значит – простить от сердца. А что делать, когда невольно вспоминается обида и после прощения? Как исторгнуть из сердца память о той обиде, которая совершенно не выходит из головы? Так как мы без помощи Божией достодолжно и примириться не можем, а без мира душевного погибнет душа наша, мы должны по необходимости просить у Бога благодатной помощи для восстановления мира душевного; а чтобы достигнуть сего, непременно надо помолиться за обидчика Богу мира следующими словами: Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя рек) и его св. молитвами меня помилуй! После такой молитвы обидчик сам придет к тебе первым и будет просить у тебя прощения, и тогда благодатию Св. Духа восстановится взаимный мир душевный, ему же св. Ангелы хранители наши радуются. А бесы завидуют и плачут».

Богообщение. Архимандрит Софроний (Сахаров): «В разделении людей на монахов и мирян есть большая опасность, потому что все мы человеки, всех и каждого из нас любит Бог, за всех и каждого из нас Он распялся. Это разделение было опровергнуто еще в древние века, когда Господь послал преподобного Антония Великого в Александрию учиться у сапожника. Я думаю, что этот образ сапожника для нас является показателем того, что такого разделения между мирянином и монахом на самом деле нет. Есть прежде всего человек, у которого есть живое общение с Богом, доступное всем и каждому. Отец Софроний как-то написал, что нет такого места на земле, таких условий, таких обстоятельств, когда невозможно было бы исполнить заповеди Христовы».

Мечтания, уводящие от молитвы. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Вчера повар говорит мне: «Благослови, у меня подгорела еда». «Верно, есть у тебя какой-то плохой помысл», - отвечаю ему. – «Не помню, геронда». Тогда я говорю: «Ум твой о чем-то замечтался, и молитвы не стало». – «Да разве это связано?» - «Связано, и еще как. Заметь, что когда ты говоришь молитву непрестанно, пища никогда не отвлечет твоего ума, и увидишь, какую вкусную еду ты приготовишь!»

 

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2018