НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), II
Старец в беседе заметил: «Очень трудно найти человека, который бы так же любил блаженную чистоту сердца, как грешники – свои скверные помыслы».
Батюшке однажды сказали: «Очень много Ваших чад стали епископами!» - «Это так, подтвердил старец, - и я никогда не видел, чтобы они останавливались в изучении Евангелия».
Один священник пожаловался: «Отче, всегда сомневаюсь, правильно ли я говорю в проповедях…» - «Если хорошо знаешь то, о чем хочешь сказать, зачем сомневаешься? Если же не знаешь, учись, пока не исчезнут сомнения».
Отца Кирилла спросили: «Батюшка, почему не все люди, слушая Ваши проповеди, стали добродетельными?» - «Бывают плодоносные растения, а бывают пустоцветы», - ответил старец.
Батюшку спросил некто: «Отче, почему после слезного раскаяния в своих грехах я снова грешу?» - «Потому что ты, хотя и явил раскаяние, но не покаялся». – «Как же так, отче?» - «Тот, кто приносит покаяние, тут же исправляет себя!» - пояснил старец.
Монах пожаловался отцу Кириллу: «Отче, снова совершил ошибку в послушании, простите! Боюсь, что опять ошибусь от рассеянности». – «Не бойся своих ошибок, бойся не исправлять их!» - ответил старец.
Батюшка наставлял монаха: «Не стыдись ходить в заплатанном подряснике, стыдись ходить как неряха».
Старец сказал: «Только зимой видно, какие деревья остаются зелеными, и только в скорбях видно, какие люди истинно верующие».
Рукоположенный в иеромонахи сказал: «Отче, когда служу, очень тревожусь, не упущу ли чего?» - «Смиренный не тревожится об этом» - ответил старец.
Старца спросили о состоянии души после смерти. Он ответил: «Узнай, живет твоя душа при жизни, и узнаешь, как она будет жить после смерти. У Бога нет мертвых, у Него все живы».
«Батюшка, какое отношение к Евангелию должно быть у нас?» - «Когда мы молимся, - ответил старец, - мы говорим с Богом, а когда читаем Евангелие, Бог говорит с нами».
Когда отца Кирилла спросили о духовности другого старца, он ответил: «Знай себя, и будет с тебя! Сделай себя духовным старцем, и не нужно будет расспрашивать о других старцах».
Одного монаха старец укорил: «Ты мало прилагаешь усердия в молитве, чтобы стяжать благодать». А другому сказал: «Ты слишком усерден в молитвенных подвигах, старайся не заболеть». Оба эти монаха пришли к батюшке за разъяснением. «И то, и другое – крайности, дети мои, а крайности – от лукавого», - ответил старец.
Один монах попросил у старца благословение на юродство. «Ты желаешь совершенного, отец. Выкинь это из головы, - посоветовал старец. – Но иногда юродствовать можно, только осторожно», - с улыбкой сказал он.
Послушник спросил у старца: «Батюшка, то, что мне скажут, тут же исполнять?» - «Исполняй тут же, послушниче». Присутствующий при этом разговоре архимандрит спросил: «Отче, я тоже послушник. И мне тоже благословите так поступать?» - «Поступай по рассуждению, честный отче». – «А в чем разница?» - удивился архимандрит. «Новоначальному нужно развивать отсечение своей воли, а опытному монаху – рассуждение», - ответил старец.
«Долгонько ты не приезжал! – сказал старец приехавшему пустыннику. – Должно быть, уже забыл обо мне?» - «Как я Вас могу забыть, отче, если Вы – моя жизнь?» - ответил пустынник. Батюшка был тронут и ласково обнял его.
Один пустынник спросил старца, не будет ли вреда, если он начнет питаться мукой, растворяя ее в воде. «Вреда от этого не будет, пустынниче. Будет вред, если начнешь этим гордиться».
Монах спросил у старца: «Батюшка, что значит – быть смиренным?» - «Победить себя и не делать того, что чуждо смирению». – «Благословите, отче, чтобы Бог дал мне сил и умения исполнить ваше слово!» - сказал монах. «И рассуждения!» - добавил старец.
Старец спрашивал пришедших к нему в келию старших монахов: «Что, отче, готовишься стать владыкой?» - «Готовлюсь, батюшка, благословите!» - «А ты, отец, принимаешь игуменство в новом монастыре?» - «Как будет воля Божия, старче, благословите!» В это время в келию, благословясь, вошел молодой иеромонах. «А ты, иеромонаше, кем собираешься стать?» Тот остановился, подумал: «Собираюсь пустынником стать, если благословите, батюшка!» - «Вот с тобой бы я поехал», - улыбнулся старец.
Когда старец по вечерам устраивал чтение глав Ветхого Завета, он сам, бывало, останавливаясь, расспрашивал о смысле некоторых изречений у присутствовавших там преподавателей и студентов академии. Студенты перешептывались: «Батюшка закончил Духовную академию, а сам все спрашивает!» Старец поднял голову от Священного Писания и улыбнулся: «Вот это и значит – всегда учиться, отцы и браться: хотеть спрашивать!»
«Напрасно обучение Православию без молитвы, - наставлял старец. – Опасна молитва без обучения Православию».
Старец говорил: «Искреннее стремление к спасению избавляет душу от всего греховного».
Батюшка, коммунисты сильно Церковь притесняют! Как это можно вытерпеть?» - спросили отца Кирилла. «Концлагеря вытерпели, войну вытерпели, а это время что, нельзя вытерпеть? В терпении вашем стяжите души ваша».
Ищущий во всем выгоду находит людскую злобу, а ищущий добродетели находит благодать, - учил батюшка.
Старцу задали вопрос: «Отче, что лучше всего может сплотить народ?» - «Вера, великие скорби и война». – «А без чего можно обойтись, отче?» - «Без двух последних можно обойтись, без первого нельзя», - ответил старец.
«Любопытство к чужим религиям, - полагал старец, - приносит только вред. Чем больше прильнешь к своей православной вере, тем большую обретешь благодать, которой нет в других религиях».
«Батюшка, можно ли знать, когда будет конец света?» - «О дне же том или часе никто н знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Узнай свет истинный, ему же несть конца, и не будешь бояться конца света».
«Кто сообразуется с духом времени, не оставляя церковное Предание, тот может быть хорошим духовником», - считал батюшка.
«Батюшка, почему вы не становитесь епископом? – спрашивали отца Кирилла. – Сколько бы пользы принесли людям!» - «Сказано: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Что это значит, отцы и братья? Это значит, что нужно учиться быть верным в малой благодати, чтобы получить от Бога бóльшую. Если жить по благодати, это и есть польза людям. А быть епископом – не моя мера».
Монахи задали вопрос старцу: «Отче, что значит: «И это все приложится вам»?» (Мф. 6, 33) - «Это значит, отцы, что к любви все приложится». Кто-то из присутствующих спросил: «И молитва приложится, отче?» - «И молитва, ибо любовь никогда не перестает, по слову святого апостола» (1 Кор. 13, 8).
Студенты Духовной академии спросили: «Отче, что значит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека?» (Пс. 109, 4) – «Значит, по чину святого человека, познавшего Бога истинного и ставшего прообразом Христа Спасителя». – «А что значит, отче, выражение из Ветхого Завета: «Я есмь Тот, Кто Я есмь» (См. Исх. 3, 14) – «Простите, это выше нашей меры, отцы и братья, а если бы пришел в такую меру, не знал бы, как изъяснить вам эту истину, чтобы вы познали ее, как свои пять пальцев! Ибо такое человек постигает с великим тщанием лишь Духом Святым, «Иже везде сый и вся исполняяй», а не словами человеческими. «Я есмь Тот, Кто Я есмь» - так может сказать о Себе только истинно Сущий».
Старец говорил: «По суждениям и оценкам человека можно определить, каково устроение его ума, ибо каждый судит и оценивает в зависимости от своих наклонностей и привязанностей. Но тот, кто свободен от привязанностей, говорит лишь то, что велит Дух Святой».
«В миру, - замечал отец Кирилл, - монах ничем не дорожит, ибо там дорожить нечем, а в монашестве он дорожит истиной, которую хранит Святая Церковь».
Старец наставлял монахов: «Терпеливый монах уповает на прощение от Господа, а смиренный монах считает себя достойным наказания».
Послушник спросил: «Батюшка, что значит возглас «Премудрость, прости» перед чтением Евангелия?» - «Это значит, что слушая Евангелие, когда его читает священник, мы должны слушать просто, то есть внимать обнаженным умом без всяких помышлений и отвлечений".
Старец учил: «Когда вы встречаете достойного человека, подражайте ему в добре, а встретив заблудшего человека, внимайте себе».
По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.
|