ПРИНЕСШИЙ ПЛАМЯ. СВЯТОГОРЕЦ-МИССИОНЕР В АМЕРИКЕ

О старце Ефреме, основателе монастыря Преподобного Антония Великого в Аризоне

Старец Ефрем впитал в себя живую традицию монашества от своего духовного наставника, великого старца преподобного Иосифа Исихаста, и принес ее в Северную Америку в виде основанных им по всей Америке и Канаде 17 монастырей, включая главную обитель в честь Преподобного Антония Великого в местечке Флоренс штата Аризона, где архимандрит Ефрем подвизался и служил, окормляя всех приходивших к нему и жаждавших духовного наставления. Старец Ефрем преставился поздно вечером в субботу 7 декабря 2019 года. Вечная ему память!

В американском Православии (и так богатом на противоречия) фигурой, вокруг которой разгораются самые ожесточенные споры, является старец Ефрем – бывший игумен афонского монастыря Филофей, после чего живший в греческом православном монастыре Антония Великого недалеко от городка Флоренс штата Аризона. Как бы то ни было, учреждение им 17 монастырей в Северной Америке за одно десятилетие является несомненным подвигом, достойным восхищения. Говорят, что состояние монашества в отдельно взятой Поместной Церкви является показателем общего состояния всей этой Церкви. Поэтому Америка, несомненно, нуждается в сильных монастырях, в которых духовное руководство осуществлялось бы в согласии со святоотеческой традицией. Старец Ефрем приехал в Америку в ответ на просьбы верующих о таком духовничестве, но в процессе было поднято немало вопросов касательно сущности православного монашества и учения. Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) сказал, что он «получил пламя и… принес это пламя… в Церковь Америки, которая так сильно в нем нуждается».

Будущий старец Ефрем родился в бедной семье в греческом городе Волос в 1928-м году и во Святом Крещении получил имя Иоанн (Иоаннис). Он много работал вместе с отцом, чтобы прокормить семью, но более всего был вдохновлен примером благочестия своей матери, которая позднее стала монахиней Феофанией. В первые годы немецкой оккупации Иоанн бросил школу и начал работать. В то же время, когда будущему старцу было 14 лет, его душа стала сильно стремиться к монашеской жизни – особенно после приезда одного ученика старца Иосифа Исихаста со Святой Горы Афон для служения в старостильном приходе города Волос. Вскоре этот иеромонах стал духовным отцом Иоанна (будущего отца Ефрема) и рассказал ему много историй о жизни на Афоне и особенно о старце Иосифе. Иоанн «загорелся пламенным желанием поскорее встретиться с ним». Через 5 лет духовный отец благословил Иоанна на монашескую жизнь. Тем временем он «щедро раздавал милостыню, несмотря на бедность, чтобы Господь помог ему достигнуть своей цели».

26 сентября 1947 года Иоанн причалил на лодке к пристани Святой Анны Святой Горы Афон, где его встретил геронда Арсений, объявивший, что «честной Предтеча явился сегодня ночью старцу Иосифу и сказал: ‟Я тебе привел одну овечку. Помести ее в свою ограду”». Хотя такая весть вселила бы во многих людей гордость, старец Ефрем смиренно писал, что был просто благодарен Иоанну Крестителю за эту заботу о нем. Вся дальнейшая жизнь Иоанна была спланирована в ту ночь в часовенке Святого Иоанна Крестителя, где он сделал покаянный поклон в знак послушания старцу Иосифу Исихасту, у которого учился последующие 12 лет, до кончины преподобного старца в 1959-м году. Старец Ефрем писал о старце Иосифе: «Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться от страстей… Только бы он был ему послушен». В этой атмосфере он подвизался 12 лет. Хотя старец Ефрем не писал об этом явно, из его письменных творений следует, что сам он был одним из тех, кто преодолел свои страсти под духовным водительством старца Иосифа. По описанию старца Ефрема, распорядок жизни у Иосифа Исихаста включал послушание (как послушание Христово), посты, всенощные бдения, продолжительную Иисусову молитву, безмолвие и терпение словесных оскорблений. Хотя старец Иосиф разрешал некоторые послабления в посте, во всем остальном он был очень строг: за два или три слова, произнесенных во время поездки, старец Ефрем получил первую епитимию в виде 200 земных поклонов.

Старец Ефрем стал во главе общины из 8 молодых монахов, которая менее чем за 10 лет выросла до 40. В 1979-м году старец Ефрем совершил короткую поездку в Северную Америку, где встретил многих православных христиан, сильно желавших духовного наставления. Они умоляли старца вернуться, так что отец Ефрем начал совершать ежегодные поездки в Америку для наставления своей постоянно растущей паствы на этом континенте. Ввиду ежегодного длительного отсутствия в 1990-м году отец Ефрем снял с себя полномочия игумена монастыря Филофей и переехал в Америку, где за короткое время основал 17 процветающих монастырей, по приглашению местных греческих православных иерархов и по горячим просьбам верующих. Сегодня он является духовным отцом тысяч православных, проживающих по всему земному шару, подвизаясь в греческом православном монастыре Прп. Антония Великого, основанного в 1995-м году шестью монахами-афонитами, включая его самого.

После такой биографической справки покажется, что жизнь отца Ефрема поистине взята из святцев. Митрополит Иерофей (Влахос) говорит о словах старца Ефрема, что они «являются результатом и плодом послушания, умной исихии и подъема к Богу; это слова, несомненно, исходящие от отеческого сердца, которые помогают человеку исцелиться в атмосфере духовной любви… Его слова возбуждают сердце молиться именно потому, что сами они исходят от молитвы».

Константин Каварнос спрашивает: «Чем объясняется чрезвычайный успех отца Ефрема в привлечении на путь монашества многих людей в то время, когда в мире действуют многочисленные антимонашеские силы?» Он же отвечает: «Прежде всего, своей чистотой и святостью. Им он в значительной мере обязан старцу Иосифу». Если верить этим похвалам, то старец Ефрем обладает бесчисленными дарами, которыми делится с американским Православием. Американцам, одержимым финансовым успехом и «умственными занятиями», он предлагает истинное богословие очищенного ума, «приобретенного не в университетах, а благодаря презрению к миру и житию в тихом и спокойном месте, вдали от мирского шума и суеты, с ‟проектом” молитвы и подвижничества». Он несет огромную веру, «веру, которая привела его, хрупкого, пожилого маленького провинциала, в искушенную Северную Америку постмодерна творить великие дела ради Господа, столь им любимого».

Американцы унаследовали от американского протестантизма весьма поверхностное и все более обмирщенное отношение к Церкви. Те, кто исповедуют веру во Христа, зачастую движимы материальными и чувственными желаниями и ничем не выделяются из массовой культуры. Вера оттесняется все глубже в частную жизнь человека, невидимую окружающим, а наша гордая традиция «здорового индивидуализма» сделала нас слепыми по отношению к добродетели послушания. В результате наша нация морально и психически больна. Старец Ефрем делится с нами опытом, совершенно отличным от американской культуры. Он несет нам неиссякаемый источник афонской духовной мудрости, крайне необходимой для церковной жизни.

Как видим, вера отца Ефрема совсем не материальная, не чувственная и не обмирщенная: его вера – это его жизнь. Там где мы ценим новшества, отец Ефрем призывает нас войти в «неизменный поток» традиции. Где мы заполняем свою жизнь шумом и суетой, старец учит нас безмолвному почитанию Имени Иисуса. Где мы больны, он призывает нас к чистоте и исцелению. Старец Ефрем предлагает сейчас Америке в точности то, что он предложил Афону 50 лет тому назад. Константин Каварнос, имевший разговор со старцем Ефремом в 1965-м году, писал, что старец делал особый акцент на «необходимости иметь духовного руководителя, ценности умной молитвы и внимания голосу совести». Достижение таких духовных высот возможно благодаря борьбе со своей падшей волей и падшим миром. Без такой роскоши, как детальное жизнеописание, тяжело определить, какие именно слабости преодолел старец Ефрем на пути к святости; но, как сказано выше, он свидетельствует об епитимиях, которые получал от своего старца: «Все те 12 лет, что я был рядом с ним, я только несколько раз услышал из его [старца Иосифа] уст свое имя. Чтобы ко мне обратиться или позвать меня, он употреблял всевозможные оскорбительные слова и соответствующие эпитеты». Так он удостоверяет читателей, что ему приходилось стараться изо всех сил, чтобы согласовать свою волю с волей Божией. Суровость жития на горе Афон можно было претерпеть только через непрестанный поиск благодати Божией, и его духовная брань, несомненно, привела к великой награде. Самой очевидной «слабостью» старца в американском контексте является его плохое знание английского языка. Тысячи стекаются в монастырь Прп. Антония, но те, кто не знают греческого языка, могут рассчитывать лишь на ограниченный разговор со старцем. Успех его монастырей свидетельствует, что незнание английского не помешало отцу Ефрему в деле распространения Православия в Америке, но его влияние могло быть сильнее, если бы он был способен на более глубокий разговор со многими другими искателями истины на их родном языке.

Старец Ефрем обращается к Церкви в Америке с посланием, суть которого – подлинное Евангелие Иисуса Христа, сохраняемое в неизменности в Православной Церкви.

Так же как Христос молча принимал позор и ненависть своего собственного народа, а затем – и сам крест, отец Ефрем безмолвно и смиренно принимает позорные обвинения, таким образом вставая на путь Христов. Отказ от обсуждения скандалов – своевременный урок для православных Америки, которых каждый день кормят «поливанием грязью» с разных сайтов! Старец Ефрем обращается к Церкви в Америке с посланием, суть которого – чистое, подлинное Евангелие Иисуса Христа, сохраняемое в неизменности в Православной Церкви, а в особенности – в пустынях Афона. Старец Ефрем открывает нам жизнь за пределами «ватиканизированной экклезиологии, академического и интеллектуального богословия, протестантизирующей социологии и теории этики, духовно пустой и обманчивой медитации, атеистического социального активизма и так далее» – жизнь в радости, ведущей к вечному блаженству:

Старец Ефрем с главой старца Иосифа Исихаста: «Обожение, чадо мое, находится на небе. Там Господь Бог отрет всякую слезу с очей, исчезнут скорбь, боль и стенание, и будет царить ангельская жизнь, исполненная пений и песен духовных! Там вечное субботствование в радости вместе с Отцом нашим Богом, Который теперь ожидает, когда мы будем готовы, чтобы призвать нас к Себе! Там каждая спасенная душа будет блаженствовать в океане любви, сладости, радости, удивления и изумления!» Старец Ефрем – миссионер в Америке, призывающий американский народ выйти из нашей нездоровой культуры и войти в спасительную ограду Православной Церкви. Старец Ефрем «получил пламя». Старец Ефрем сам есть духовное пламя. Да «загорится» Америка от него, по милости Божией!

27 декабря 2019 г

По материалам сайта www.pravoslavie.ru