НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), III

У старца спросили: «Отче, скажите кратко: что есть Бог?» - «Это вопрос очень глубокий. Это вопрос сугубо богословский. Об этом трудно говорить кратко». – «Почему трудно, отче? Вы же закончили Духовную академию?» - «О том, что трудно постичь, трудно говорить кратко», - ответил он.

Батюшке задали вопрос: «Отче, что такое истинный монах?» - «Истинный монах не имеет ни опасений, ни тревог», - сказал старец. «Почему у него нет ни опасений, ни тревог, отче?» - «Если у истинного монаха есть смирение, чего ему опасаться, о чем ему тревожиться?»

Паломник, желающий поступить в монастырь, высказал свои сомнения старцу: «Батюшка, у меня с домашними полно скорбей, а в монастыре столько монахов и все такие разные, справлюсь ли я?» - «Если будешь считать себя хуже всех, то каждый монах в монастыре будет тебе родным братом».

У старца спросили: «Отче, кого можно считать разумным монахом?» - «Кого не волнует не клевета, ни похвала, тот разумный монах, - сказал старец. – Однако должно прилагать усилия, чтобы стать благодатным монахом, ибо в благодати истинный разум».

Старец говорил: «Монах, обретший благодать, становится подобен магнитной стрелке компаса. Он всегда указывает людям одно направление – к спасению».

Батюшке сказали: «В настоящем монахе важно одно – есть у него благодать или нет? Зачем ему еще учиться в семинариях и академиях?» - «В хорошо вымытой посуде молоко дольше сохраняется, - ответил старец. – А в должным образом приготовленной душе лучше усваивается благодать».

Монахи спросили старца: «Отче, с чего начинается монашеский рост?» - «Монашеский рост всегда начинается с корня. Корень его – смирение. Если есть корень, то будут и ветви – спасение».

Отца Кирилла спросили: «Что должен делать монах?» - «Монах должен утром, днем и вечером вопрошать себя. Утром: что я собираюсь хранить? Мир души. Днем: что я не должен терять? Молитву. Вечером: с чем я должен отходить ко сну? С покаянием».

У старца спросили: «Что такое любовь?» - «Это когда человека благоговейно принимают как Христа во плоти, когда смиренно служат людям, а не руководят людьми, когда самоотверженно отдают жизнь ради людей, чтобы стяжать жизнь вечную». Отец Кирилл исполнил эти слова на деле.

Старец учил: «В молитве ценнее всего – смирение. В послушаниях ценнее всего мир душевный. В делах ценнее всего любовь к людям. Если дела использовать без любви к людям, никакие дела не принесут пользы».

Старца спросили: «Отче, что Вы скажете о монахе, который не пресмыкается пред начальством, а получив монастырскую должность, не зазнается?» - «Он хорош как человек. Но еще лучше, когда монах в скорбях умеет радоваться, а прожив долгое время в монастыре, умеет непрестанно молиться. Он словно морской булыжник: со всех сторон обкатан, отшлифован и не имеет углов. Такой монах подобен ангелу во плоти».

Батюшка говорил: «Если монах во время трапезы не думает от том, как бы побольше набить желудок, на послушаниях не помышляет о том, как бы поспать, в исполнении дел не отвлекается от молитвы и расторопен, то, можно сказать, он правильно учится монашескому искусству».

Отец Кирилл сказал одному духовнику: «Не скорби, что к тебе идет мало прихожан. Скорби, что ты не нашел путь к их сердцам».

Батюшка говорил: «Все «Добротолюбие» можно пересказать в двух словах: «внимание» и «молитва». Кто бережет внимание, того бережет молитва.

Старец учил: «Если с помощью правил и установлений исправлять монашество, то монахи впадут в уныние. Если их исправлять любовью и смирением, многие станут святыми».

Батюшку спросили: «Что такое монашеское послушание?» - «Не оставлять молитву». – «Что же это значит?» - «Это значит: вставать с молитвой, исполнять возложенные обязанности с молитвой и засыпать с молитвой. Помните, как сказано: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом».

«Если монаха окружают скорби, где ему укрыться? – спросили батюшку. – В келии?» - «Кто сказал, что в келии нет скорбей? В сердце своем укрывается монах, в сердце, где живет Христос».

Старцу задали вопрос: «Каким должен быть послушник?» - «Он выслушивает благословение со вниманием и исполняет его с разумением. Так он становится рассудительным монахом».

«Что такое трезвение?» - спросили отца Кирилл. «Когда монах живет молитвой и дышит молитвой – это и есть трезвение».

Отец Кирилл любил слушать церковные песнопения и говорил, что они веселят сердце, просвещают очи, очищают слух и разум. «Песнопения знать нужно, - считал батюшка, - не все, конечно, но многие. В них все благодатно и все хорошо».

«Нужно быть смиренным, но не смиренненьким, добрым, но не добреньким, не подслушивателем слухов, а послушником, истинным христианином без всякого малодушия. Нехорошо, когда лицемерные губят веру и Православие. Если православные люди не будут заниматься молитвой, то Православие придет в упадок. Оно всегда было сильно молитвенниками, подвижниками, праведниками и святыми. Если мы будем служить друг другу в соответствии с Евангелием и любить друг друга в согласии с заповедями Господа, Христос всегда будет посреди нас, чтобы пришли мы в познание истины, дорогие мои! Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»

Монахи однажды сказали батюшке: «Отче, какой в Лавре в церкви Святого Духа чудный колокольный звон, малиновый!» Отец Кирилл, приложив припухшую руку к груди, молвил: «Как в сердце человеческом, когда оно исполнено Святого Духа».

Старец спросил у монаха: «Где, честный отче, теперь служит твой друг?» - «Очень далеко на Севере, батюшка», - ответил тот. «Если бы ты его всегда помнил, то это не было бы для тебя очень далеко, - сказал старец. – Ближние наши – это те, которые близки нам по духу, а не по расстоянию».

Батюшка учил: «У добродетели всегда есть друзья: стяжешь одну добродетель, вслед за ней подтягиваются и другие, чтобы вселиться в душу усердную и молчаливую, трепещущую словес Божиих».

Старец замечал: «У неспешащего меньше промахов, у молчащего меньше ошибок, у смиренного же его поступками руководит благодать».

«Единый монах, - говорит батюшка, постигает единого Бога и становится святым, а если мирянин следует за ним, он становится праведным».

Старец наставлял: «Если стремишься к спасению, забудь об отдыхе, а если хочешь обрести благодать, забудь об осуждении».

Батюшка говорил: «Монах стремится, чтобы в нем победило одно только благо, мирянин колеблется между добром и злом, а заблудший увлекается грехом против воли. Смиренный сразу соединяется со смиренным Богом».

«В чем заключается покаяние?» – спросили отца Кирилла. «Покаяние заключается в решительном исправлении прямо сейчас, а не потом. Если вы исправитесь, вы все будете видеть другими глазами».

Старцу задали вопрос: «Батюшка, что значит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей?» - «Сердце чистое – это не замечать дурного у ближних, а дух правый – это благодать, вселившаяся в чистое сердце».

Батюшка говорил: «Если все делать с молитвой, какие могут быть недоразумения? И к чему тогда молитва, если приступать к делу без смирения?»

«Что такое хорошая проповедь?» - спросили старца. «Побуждать к спасению людей своей жизнью – вот что такое хорошая проповедь. Если этого нет, то всякая проповедь – это просто набор благочестивых слов».

Старцу задали вопрос монахи: «Какое зло для монастыря самое большое?» - «Воровство. Этот грех расстраивает все братство». – «А что больше всего объединяет монашеское братство?» - «Стремление к спасению».

Батюшку спросил владыка: «Отче, хорошо ли строго наказывать ослушников?» - «Зачем же их строго наказывать? Нужно лишь самому усердно стремиться к спасению, и тогда непослушные пойдут за вами. Вы словно корабль, а послушники – малые лодочки, куда они без вас поплывут?»

Старец говорил: «Верно подмечено, что если монастырем управляют хорошие монахи, то им нет нужды наказывать провинившихся: таковых просто не будет».

По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.