НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), IV

К отцу Кириллу обратились молодые священники: «Батюшка, каким должен быть знаменитый духовник?» - «А кто, по-вашему, знаменитый?» «К кому все хотят попасть на исповедь». – «Это просто услужливый духовник, - ответил старец. – Он всем старается угодить. Но я вам скажу, что такое хороший духовник. Это тот, кто ставит себя ниже последнего грешника».

Одного монаха сделали игуменом монастыря. Он спросил: «Отче, что значит быть игуменом?» - «Это значит быть отцом для остальных монахов». – «А как же стать таким отцом для них?» - «Никогда не давай себе поблажек».

Другой игумен спросил старца: «Как создать хороший монастырь?» - «Выдвигая в нем не хватких и умелых, а смиренных и послушных. Это и будет закваска для того, чтобы все плохое ушло, а тесто монастырское взошло», - улыбнулся старец.

Один настоятель спросил старца: «Отче, с чего начать управление монастырем?» - «Начни с того, чтобы твои благословения можно было исполнять без надрыва всех физических и душевных сил. Не начинай никогда с аврала, и с Божией помощью управишь монастырем».

Наместник монастыря спросил отца Кирилла: «Как управлять монастырем, чтобы монахи были почтительны к старшим?» - «Если наместник любит молиться и служить литургии, ни один монах не посмеет быть непочтительным к старшим. Если наместник имеет милосердие, никто не будет непослушным. Если наместник честный и смиренный, то монахи подтянутся вслед за ним. Если так поставить дело, то послушники будут прибывать, и монастырь укрепится».

Старец укорил монаха-уставщика: «Если знаешь весь Типикон, а не разбираешься в людях, которые тебе доверены, то какая польза от Типикона и от того, что ты знаешь его от корки до корки? Не за буквой службы следи, а за тем, чтобы ее пронизывал дух кротости и благоговения!»

В Лавре жил старенький нестяжательный иеродиакон. После трапезы он собирал остатки еды и раздавал нищим и родным. О нем старец говорил так: «Замечательный монах! У него в келии одна электрическая лампочка и деревянный топчан. И он мне говорит: «Отче, у меня всего в достатке, слава Богу за все!»

Монах, ответственный за рабочих монастыря, спросил: Что делать, батюшка? Эконом требует следить за тем, чтобы не было воровства! А как я за всем услежу?» - «Следить за людьми не надо! Вор сам попадется: за всем смотрит в монастыре преподобный Сергий! А ты следи за собой…»

Монах из бухгалтерии монастыря посетовал: «Отче, начальство требует во всем экономии и предлагает урезать рабочим зарплату, а у них семьи, и они ропщут, услышав такое указание. Подскажите, как правильно поступить?» - «Жалей рабочих и даже назначай им премиальные, если хорошо трудятся, а у начальства проси прощения. Урезав им зарплату, как потом будешь смотреть в глаза людям, если тебя снимут с этого послушания?»

Послушник спросил: «Батюшка, что такое братское послушание?» - «У нас на полунощнице как молебен называется? Братский молебен! А все, что после него, и есть братское послушание, когда ты помогаешь своим братьям-монахам!»

Эконом монастыря задал вопрос: «Отче, как быть с рабочими? Денег не хватает!» - «Все равно не уменьшай им зарплату и поощряй старательных». – «А если это получится, что еще нужно сделать?» - «Наставляй и поучай их всемерно в благом поведении и спасении, и они привлекут в Лавру доход».

Старец говорил: «Если в монастырь приходит хороший настоятель, то для того, чтобы в нем наладились дела, должно смениться одно поколение монахов. А если в монастыре появляется хороший монах, то изменения в духовной жизни происходят сразу».

Новый благочинный рьяно взялся наводить порядок в монастыре. Старец сказал ему: «Отец, ты сначала исправь себя, чтобы потом знать, как исправлять других». – «А как исправлять себя?» - «Смирением, у монаха другого пути нет».

Молодой настоятель нового монастыря спросил старца: «Отче, что значит быть хорошим настоятелем?» - «Это когда монахи утешаются мирной обстановкой в монастыре, а в обитель отовсюду едут люди, желающие вкусить душевного мира, который не от мира сего».

Эконом спросил: «Что такое правильное управление отче? Поведайте!» - «Если даешь указания и они верны, тогда все мирны и никто не против этих введений. А если указания неверны и опять никто не возражает, но лица у всех хмурые, значит, ты городишь огород и взялся экономствовать не с того конца».

Приезжий монах рассказывал старцу: «Отче, в нашем небольшом монастыре все монахи любят правду. Если кто-то не выйдет на послушание, сразу открыто доложат благочинному!» - «Это человеческая правда, - сказал старец. – А у Бога другая правда. Божия! Старшие монахи жалеют младших, а младшие – старших и не доносят друг на друга, а говорят только о своих грехах. Вот в этом правда Божия и заключается. Понятно?»

Монах из экономской службы пожаловался старцу: «Батюшка, от меня начальство требует, чтобы люди беспрекословно исполняли указания. Что посоветуете? Начать строго наказывать?» - «Ставь людей впереди любого дела, и тебя послушают без приказаний. Если будешь дела ставить впереди людей, никто тебя не послушает, даже если начнешь стращать наказаниями».

У старца спросили: «Батюшка, кто такой ученый монах?» - «Это монах, обучившийся, во-первых, смирению, во-вторых, послушанию и, в-третьих, спасению. Вот кто такой ученый монах».

Старец говорил монахам: «В поездках будьте честны и милосердны даже к представителям других религий. Если нужно помочь, помогите. Если нужно утешить, утешьте, чтобы вашими делами славился Христос».

Студент Духовной академии принял монашество и спрашивал у батюшки, продолжать ли ему учебу. «Церкви нужны и ученые монахи, - ответил старец. – поэтому, если закончишь учебу, будет двойная польза».

Батюшка учил: «У смиренного монаха благодать обязательно сочетается со свободой духа, ибо его опора – Господь, а у несмиренного – одна гордыня и похвальба, ибо его опора – тщеславие».

Старец говорил: «К благодатному монаху лесть не пристает, и его не соблазнить похвальбой, а к распущенному монаху собираются льстецы и человекоугодники».

Насельники монастыря спросили: «Чего должно стыдиться монаху, отче?» - «Стыдно монаху после того, как он отрекся от мира ради спасению души, гоняться в монастыре за наградами, повышениями и дорогими облачениями. Стыдно монаху после того, как он отрекся от мира, гоняться в монастыре за хорошими келиями, красивой мебелью и кухонной утварью. Стыдно монаху после того, как он отрекся от мира, считать, что он исполнил все заповеданное и теперь может утешать себя едой, сном и развлечением, забыв о стяжании решимости, смирения и непрестанной молитвы».

Старец заметил: «Недостоин быть монахом тот, кто помышляет о жизни без скорбей и утеснений».

Монахи собрались у отца Кирилла и спросили: «Батюшка, какие недостатки у монахов самые скверные?» - «Ну недостатки эти известные: желают смирения, а учиться ему не хотят; желают благодати, а все пускают на самотек; желают спасения, а не хотят ударить пальцем о палец – эти недостатки самые скверные».

Старец учил: «Суть молитвы не в том, чтобы молиться с дыханием или без дыхания. А в том, чтобы в сердце привилась молитва непрестанная и покаянная. Это путь глинских отцов, овладевших ею».

Батюшка поведал: «Смиренный ни к кому не должен иметь зависти, ибо это уже не будет смирением. Кроткий ни на кого не должен держать злобы, поскольку это уже совсем не кротость». Спросили: «А что рождает смирение и кротость?» - «Желание спасения не только для себя самого, но и для ближних».

Старец наставлял: «При чтении святоотеческих трудов не расширяй познания без предела, ограничивай его молитвой, приносящей благодать».

Батюшку спросили: «Кого можно называть истинным богословом?» - «Того, кто ведет других к спасению, познав его на опыте». Он укрепляет слабых, увещевает робких и снисходителен к заблудшим».

Старец говорил: «Учить послушников непрестанной молитве – значит бросить их на полпути к монашеству. Дайте сначала молодому дереву подрасти».

Старец заметил: «Прежние монахи учились смирять себя, ныне же учатся ради того, чтобы тщеславиться».

Батюшка говорил: «Высокомудрый стыдится молчать, смиренномудрый стыдится говорить». Старец учил: «Никогда не начинай говорить с другим, прежде не спросив себя: «С кем мой ум – со Христом или с диаволом?»

По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.