НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), V

Батюшка объяснял: «Ученый монах постигает наименьшее, смиренный монах – наибольшее». Спросили: «Как это понимать?» Старец ответил: «Наименьшее – это толкования о Боге, наибольшее – это самоуничижение и соединение со смиренным Богом».

Монахи спросили: «Как можно обнаружить заблуждение?» - «Его может обнаружить только молчаливый и безмолвный ум, очищенный от всех помыслов. Так, на белой стене ясно видна любая тень».

Старец заметил: «Прежние монахи учились смирять себя, ныне же учатся ради того, чтобы тщеславиться».

Старец спросил: «Отцы честные, разве не преподобный Сергий – Игумен всея Руси? Чем же он занимался в монашестве? Срубил келию и вручил все попечения Богу, вот как раньше спасались!»

Старец наставлял: «Не гоняйся за тем, чтобы тебя ценили: ценную вещь непременно украдут. Помни, монах, что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».

Батюшка говорил: «Того духовника, который любит молитву, любит и народ: люди собираются вокруг него, как голуби возле амбара с зерном».

Однажды старец сказал монахам: «Отцы честные, вы, вероятно, думаете, что я много изучил книг?» - «А разве нет, батюшка?» - «Для меня дороже всех книг – Святое Евангелие! Вот оно меня всему и научило!»

Батюшка поведал: «Если ты стяжал благодать, она сохранит тебя даже на другом краю земли. Но если ты лишен ее, никто не защитит тебя даже в четырех стенах твоей келии».

Старец учил: «Опасно выставлять напоказ свои добродетели, как на витрину, в которую любой может запустить камень. Лучше скрывать себя в неизвестности, чтобы о тебе ведал только Бог».

Батюшка наставлял: «Отцы и братья, храните целомудрие, как зеницу ока. Ради него можно даже пожертвовать своей жизнью, чтобы не отдать редкостный венец врагу рода человеческого!»

Старец говорил: «Мое сердце всегда с тем, кто постоянно вопрошает себя: «Как мне спастись? Как обрести милость Божию?»

Батюшка говорил: «Хороший монах удаляется от мира, опытный монах удаляется от города, умудренный монах удаляется от зрения лиц человеческих, монах же, просвещенный благодатию, удаляется от многословия».

Батюшка объяснял: «Молитва нужна, чтобы познание истины проявилось в поступках. Смирение нужно, чтобы благодать пропитала молитву. А рассуждение – чтобы дух человеческий достиг в благодати совершенства!»

У старца спросили: «Что, отче, ценнее всего, чтобы его можно было держаться всю жизнь?» - «Любовь, - ответил старец. – Ее можно держаться всю жизнь».

«Сказать тебе, что такое истинное знание?» - поинтересовался отец Кирилл у любопытствующего ученика. «Скажите, батюшка», - ответил тот. «Истинное знание – это когда ты знаешь невидимо и имеешь в нем уверенность и знаешь видимое, к которому нет доверия. Но любовь выше знания».

Старец говорил монахам: «Отцы, в нашей жизни все должно быть пропитано Христом!» Они спросили: «Что это значит, отче?» - «Это значит, что каждое наше слово и каждое наше дело должны быть наполнены любовью».

Батюшке задали вопрос: «Отче, что такое любовь?» - «Любовь – это кротость и смирение, ибо Христос кроток и смирен сердцем». – «А что такое настоящее постижение?» - «Это постижение Бога и души человеческой. Все остальное – это заблуждение».

Старец говорил: «У смиренных даже в разногласиях сохраняется любовь. У несмиренных нет любви даже в согласии друг с другом».

Старец замечал: «Нет ни одного человека, у которого в сердце не было бы любви, ибо Господь одарил ею всех людей. Но тот, кто сделает ее своей жизнью, уподобляется Христу».

Отца Кирилла спросили: «Батюшка, это хорошо, если человека все любят?» - «Нет, не хорошо, - ответил старец. – Это льстивость человеческая. Будет правильно, чтобы любили все добрые, а недобрые бы избегали».

Старец учил: «Если монах на деле любит ближних как самого себя, он не может оставить их без увещания ко спасению».

Батюшка говорил: «Завистливый не терпит никого, разумный терпит добрых и отстраняется от грешников, а святой любит всех людей, какие они есть».

Мало знающие батюшку люди иногда спрашивали: «Отчего это от лаврских монахов все слышишь: «Старец да старец?» Разве он один такой?» Монахи отвечали: «Нет, не один. Просто, когда он говорит, на душе светлеет, когда молчит, на сердце проходят скорби, а когда благословляет, все внутри обновляется».

Старец наставлял монахов: «Во всякой речи главное – суть, а в любви сути самое главное – это спасение».

Батюшка учил: «Умудренный монах никого не подавляет своей мудростью. Он делает так, чтобы люди думали, словно они сами все узнали».

Старец поведал: «Монаху незачем заботиться о хлебе насущном. Он заботится о спасении, а все остальное Бог прилагает к этому».

Батюшка говорил монахам: «Будьте стойки в добродетели, но не упрямы. Не будьте упрямы, словно бодливая корова, которой Бог рогов не дает, но для которой у пастуха всегда есть кнут».

Старец учил: «Смирение для человека важнее, чем хлеб и вода. Я видел, как на войне погибают, имея хлеб и воду, но никогда не видел, чтобы смиренный погибал от своего смирения».

Батюшка заметил: «Святой может не знать, как устроен атом. Но он знает Бога, Который устроил все мироздание».

Старец вразумлял монахов: «Вы пришли в монастырь, чтобы спасаться, а наградам и отличиям не придавайте значения!»

Один монах сказал отцу Кириллу: «Батюшка, я все думаю: «Как мне спастись?» - «А ты не думай, ты спасайся!» - ответил старец.

Батюшка говорил: «Монах всегда должен учиться». – «Что это значит, батюшка?» - спросили у него. «Каждый день монах должен вглядываться в свое сердце и открывать в нем все более скрытые грехи, чтобы очиститься от них».

Батюшка полагал: «Если правители больше всего озабочены малой рождаемостью народа, значит, они совсем не заботятся о его благополучии и воспитании. Если игумены озабочены малым количеством насельников в монастыре, значит, они совсем забыли о спасении».

У старца спросили: «Батюшка, какой человек может победить всякий грех?» - «Благодатный». – «А какой человек быстрее всего достигает благодати?» - «Рассудительный», - ответил старец.

Услышав о войнах, старец вздохнул: «На земле, к сожалению, постоянна лишь человеческая ненависть, а на небесах постоянна лишь Божественная любовь. Борясь за земное, ожесточаешься; борясь за небесное, спасаешься».

Отец Кирилл замечал: «Смирение не нуждается в умильном выражении лица, а послушание – в льстивом поведении».

Старец говорил: «Для монаха чревоугодие – это начало падения, а сребролюбие – его конец. Для мирянина зависть – начало падения, а жадность – его конец».

Отца Кирилла спросили: «Батюшка, а монахам нужна смелость?» - «Монахам более всего нужна решимость, чтобы отречься от своей воли, а мирянам – смелость, чтобы защитить своих ближних».

Старцу задали вопрос: «Батюшка, а у монашества бывает ненависть?» - «Конечно, бывает, но не к людям. Истинный монах ненавидит мир и отрекается от него. Истинный монах ненавидит грех и борется с ним в себе. Истинный монах ненавидит душу свою, чтобы спасти ее».

Батюшка говорил: «Для мирянина монах – надежда спасения, для монаха Христос – прибежище спасения».

Отец Кирилл учил: «Не ищи в старце всех достоинств. Ищи их во Христе, и тогда увидишь Христа в старце».

Батюшка говорил: «Если люди не живут ради Бога, то какая разница – живы они или умерли?»

Старец заметил: «Оправдываются всегда только трусы. Смелый человек всегда кается в своих грехах».

Отец Кирилл считал: «Хороший духовник – это тот, кто слушая признания других людей в грехах, никогда не впадает в самодовольство и кается вместе с исповедующимися».

Старец учил: «Спасение только в Православной Церкви. Из поколения в поколение передается негасимый огонь Духа Святого. Поэтому сказано: «И врата ада не одолеют ее».

По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.