НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ПАВЛОВА), VIII
Что значит быть миротворцем? Это значит иметь в себе мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4, 7), быть тише воды, ниже травы и хранить в душе ко всем мирную, доброжелательную любовь, которая не лукавит, не превозносится, не гордится, не унижает никого и всех любит (1 Кор. 13, 4-7).
«Батюшка, как спастись?» - «Первым делом нужно очистить ум покаянием и молитвой. Очистив свой ум, мы соединяемся со Христом, Который приводит нас к Отцу Небесному».
Старец сказал монаху, который жил в монастыре и ходил на занятия в семинарию, раздваиваясь помыслами в выбранной цели: «Хочешь получить семинарское образование? Больше слушай. Хочешь обрести монашеское устроение? Меньше говори».
«Что важнее – ум или душа?» - «Если ты подчинишь ум, то сможешь постичь душу. А один ум без души ничего не стоит».
«Почему сказано, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), когда мы знаем, что изнутри, из сердца, исходят дурные помыслы?» - «Потому что они заграждают путь в Царство Небесное. Убери дурные помыслы, и сразу войдешь в него!»
«Правда ли, что сейчас последнее время?» - «Для христианина всегда есть «последнее время», если он не стяжал благодати, не обрел в душе мир Божий и не соединился со Христом!»
«Батюшка, а язычники спасутся?» - «На литургии священник возглашает: «Горé имеем сердца», и не только сердца, но и ум нужно устремить к Господу! Если так будем делать всегда, то и язычники обратятся ко Христу, видя наше устремление. А кто устремил сердце и ум к земному, чем он отличается от язычника?»
«Ныне в Церкви происходит возрождение Православия?» - «Если возрождение духовное, то да, происходит. А если это желание получше устроиться здесь, на земле, то это есть поворот к миру. Земные стяжания – тяжелый груз, с которым не взлететь к небесам. Но гонимая и бедная Церковь живет единым и гонимым Богом, потому что сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11)
«Если Бог милосерд, отчего на земле так много страданий?» - «Именно поэтому и Бог неустанно взывает к каждому из нас: «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4, 3)
«Батюшка, один мой знакомый много лет болезнью прикован к постели и сильно унывает. Что ему делать?» - «Если сердце человека приковано любовью накрепко ко Христу, то для такого человека даже длительная болезнь будет все большим возрастанием души к Богу».
Растить праведников – задача мирян, растить святых – задача монастырей. Там, где есть праведники, где умножаются святые, происходит возрождение Православия, заново рождается страна.
Хранить всегда мир души, быть внимательным к своим помыслам – это основы духовной жизни.
Стяжать постоянное смирение, бесстрастие души и самоотверженную любовь к Богу и ближним – это основы спасения.
Полезнее хоть разок побыть в скорбях, чем постоянно молиться рассеянно и теплохладно. Скорби – учителя молитвы!
Спасаться нужно, ни в чем не жалея себя! Так нам передали отцы.
«Батюшка, посоветуйте, как мне молиться? Сколько ни молюсь, мне кажется, что Бог не слышит меня…» - «Всегда молись с разумением! Молитвенное разумение целиком заключено в словах молитвы Господней: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6, 10). Если уразумел это, молись, чтобы пришло Царствие Божие в душу твою, когда оставишь долги должником твоим. Вот это должно быть смыслом твоей молитвы».
Простота и скромность души – прямая дорога к смирению и благодати, которые приводят нас, в свою очередь, к святости и спасению.
Никогда не стыдитесь быть бедными, стыдитесь быть безблагодатными. Если желаешь обрести в уединении благодать и стяжать молитву, не будь зависим от людей, испорченных богатством, и от развращенных властью над людьми. Не отягощай своей души их грехами, оставь себе для помощи только бедных и простых людей, и твоя молитва сразу обретет крылья.
Если не можешь найти себя в миру, найди себя во Христе. Если не можешь уйти в монастырь, сделай монастырем свое сердце.
Лучше иметь кусок хлеба, политый потом и слезами, чем обретенный нечестием.
Иной монах пришел в монастырь, а на душе у него пустырь.
Игумен – это неусыпное око монастыря, а духовник – недремлющее сердце монастыря.
Видеть Христа в собрате – подлинное благо, находить смысл в простоте и смирении – истинное добро. Это значит – обрести себя в благодати Духа Святого, а душу свою – во Христе Иисусе.
Услышать слово Христово – значит заглянуть дальше буквы Евангелия.
Хорошо не разлучаться с братией, еще лучше – не разлучаться с молитвой, но самое лучшее – не разлучаться с Богом.
Ни к чему другому не стремиться, кроме спасения, - это и есть предать себя полностью Богу.
Скорбь – великое благо для того, кто терпит, болезнь – великое приобретение для того, кто смиряется.
Кому Бог дал молитву о сохранении единства нашей Православной Церкви, пусть молятся. А кому дал силы на борьбу с отступлениями в ней, пусть борются. И те, и другие нужны Церкви, но везде необходимо иметь великое рассуждение.
Евангелие для новоначальных – корабль спасения, для преуспевших в бранях – незыблемая скала, для умудренных в благодати – лестница в небо.
«Батюшка, какая сейчас Лавра стала красивая да нарядная, так жаль, что вас в ней особенно не хватает», - сетовали отцы и братья, навещавшие старца. «Душа, когда омоется скорбями, становится чистой невестой Христовой, красивой в духе и нарядной в мудрости, ожидая встречи с Женихом Небесным», - тихо ответил старец.
Батюшке передали весть, что умер его давний друг, архимандрит. Старец долго молчал, потом отозвался: «Истинный монах умереть не может, ибо дух его во свете благодати возносится в Горняя».
Враг мира Божия боится, которым душа хранится.
Слова старца, сохраненные мирянами.
В словах святых отцов передан их жизненный опыт. Наша задача – сделать его своим на деле, а не пересказывать лишь их слова.
Отец Кирилл любил говорить предельно кратко и лаконично, стараясь передать в немногих словах точность духовного смысла: «Вся «Лествица» преподобного Иоанна заключена в одном слове – «целомудрие», - бывало, говорил он, - Как это верно! Чистая душа беспрепятственно проходит всю небесную лестницу добродетелей. Такая святая душа – это великое благо!»
Молчать, когда нужно говорить, - это трусость, и говорить, когда нужно молчать, - это неразумие.
Там, где Святой Дух, - искомое, то есть жизнь вечная; где Его нет – там греховное, смерть.
Никогда не говори того, чего нет в Евангелии. Не будь словолюбив, будь боголюбив.
Услышал от духовника слово – исполни. Если не исполняешь, для чего приходишь за другим словом?
Сказал, значит, сделал: если не делаешь, зачем говоришь?
Благодать – это благая любовь к Богу и людям. Без нее – одни только страсти. У любви есть три стадии: первая – доброта к людям, вторая – сострадание к ним и третья – совершенная любовь, которой надлежит любить Бога и ближних.
Милующее сердце всех прощает, ведь оно милосердно и милостиво, а потому, конечно, помиловано будет (Мф. 5, 7).
Старайтесь жить без «задних» мыслей, которые есть мирские помышления. Живите главной мыслью – памятью Божией, все остальное – помрачение и соблазн нечисти поднебесной.
Батюшка говорил: «Мы заботимся и суетимся о многом, как Марфа, а одно только нужно – возлюбить Бога, подобно Марии, чтобы восстать из гроба, как Лазарь».
Слова старца всегда были мудры и глубоки. Ему сказали: «Батюшка, у вас столько талантов!» - «У меня нет никаких талантов, - ответил он. – Но хотелось бы иметь хотя бы один – служить Богу и людям».
По книге Иеромонаха Симона (Безкровного) «Человек святой души», ТСЛ, 2019 г.
|