С ПОРОЧНЫМ НЕ ДРУЖИСЬ

Свт. Димитрий Ростовский: Потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и Богоугодно во все время, пока жив был Адам, за что Священное Писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими.

Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратят? Хорошо сказано в псалмах: «С преподобным преподобен будеши <...> и со строптивым развратишися» (Пс.17:26-27). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподобляет смоле; он говорит: «Касаяйся смоле очернится, и приобщайся гордому точен ему будет» (Сир.13:1).

Также точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно – о нечистоте плотского греха; всякий, кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся к смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить: так и гнусные дела людей беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы.

И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: «Не якожели сынове эфиопстии вы есте Мне, сынове Израилевы» (9:7). Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопяне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он «ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть» (Ин.3:20). И тому, кто водит дружбу с такими эфиопами, очерненными, как смолою, своими гнусными делами, нельзя не очерниться: ведь зло прилипчиво, оно легко пристает к человеку, который, по самой природе своей, больше склонен к злому, чем к доброму, как сказано в Писании: «Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт.8:21).

А как скоро человек, подружившись с порочными людьми, начинает и сам развращаться и, подобно смоле, возжигаться огнем греховным, то он уже начинает испускать и злосмрадный дым соблазна, злословия, безстыдства; повсюду, точно дым по ветру, распространяется о нем худая молва, и все люди добрые сторонятся от него...

Когда же грех для него обратится в привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, как нелегко бывает загасить загоревшуюся смолу. Вот почему Бог повелевает: «Изыдите от среды их и отлучитеся <...> и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз прииму вы; и буду вам во Отца» (2Кор.6:17-18). А Св. Апостол Петр так умоляет: «Спаситеся от рода строптиваго сего» (Деян.2:40); спасайтесь, говорит, как от неминуемой погибели, ибо поистине было бы чудом, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погиб совершенно.

Мы удивляемся праведным мужам: Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконных народов; мы прославляем их жизнь, как чудное явление в мире. Хорошо сказал один из греческих мудрецов, когда его спросили, что в жизни достойно удивления? «Человек добрый между злыми», – отвечал он. Если встретишь, говорит, одного доброго человека среди множества людей развратных, то удивляйся ему, как бы чуду какому, потому что такие люди нечасто встречаются, – не часто, ибо «вси уклонишася, вкупе непотребни быша, – как говорит Псалмопевец, – несть творяй благое, несть до единаго» (Пс.52:4). Что же за причина такого всеобщего между людьми развращения? Да та и причина, что люди соблазняют друг друга и вредятся дурными примерами греховной жизни своей. Каждый видит дурную жизнь другого и соблазняется, и сам начинает делать тоже зло, и таким-то образом умножается число людей злых, и уменьшается число людей добрых. Посему и Господь говорит в Евангелии: «Горе миру от соблазн» (Мф.18:7),– горе, ибо мир полон соблазнов, как полон и грехов! Соблазняется зрение, ибо столько видится в мире совершающих беззаконий! Соблазняется слух, ибо столько слышится в мире речей льстивых, хульных, лживых, нечестивых!.. И кто может избежать всех этих соблазнов? Посему – горе миру от соблазнов!

Многие, желая сохранять себя от соблазна, убегали в пустыни, укрывались в горах и пещерах, лишь бы не видеть, не слышать мирских соблазнов, среди которых трудно спастись. И если против живущих в пустынях, далеких от мира, воюют многие страсти и некоторых из них даже совсем останавливают на пути ко спасению, то тем легче эти страсти побеждают и совсем губят людей, живущих среди рода строптивого и развращенного.

Один старец, обитавший в скиту в Египетских пустынях, однажды пришел в Александрию продать свое рукоделие и, увидев тут юного монаха, который вошел в корчемницу, весьма опечалился; он дождался, пока монах вышел из корчемницы, отвел его в сторону и сказал ему: «Брат! Ужели ты не знаешь, как много сетей у диавола? Разве не знаешь ты, как мы, монахи, повреждаемся от зрения и от слуха, когда бываем в городе? А ты, молодой монах, ходишь в корчемницу; ведь ты там поневоле и слышишь, и видишь все только грех; умоляю тебя, сын мой, беги в пустыню, там для монаха легче спасение при помощи Божией». Юный инок дерзко ему отвечал: «Ступай прочь, старик! Бог ничего от нас не взыскивает, было бы только сердце чисто». Тогда старец воздел руки на небо и сказал: «Слава Тебе, Боже! Вот уже пятьдесят пять лет живу в скиту пустынном, а сердца чиста еще не стяжал, а этот брат, и пребывая в корчемнице, уже имеет сердце чистое». Сказал же сие старец, чтобы только выразить свое удивление; на самом же деле он вовсе не верил, чтобы кто-нибудь мог, живя среди соблазнов мирских, стяжать сердце чистое.

Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть обща всем, как говорит Писание: «человекам положено однажды умереть» (Евр. 9, 27), духовная же смерть - только для желающих, ибо Господь говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8, 34); Он никого не принуждает, но говорит: «кто хочет».

Но мы видим, что иному предстоит только одна смерть, естественная, а преподобному угоднику Христову предстоит смерть двоякая - сначала духовная, а потом естественная.

Хорошо сказал кто-то, рассуждая о воскресении Лазаря: Христос возвратил Лазаря к жизни для того, чтобы человек, родившийся в мире однажды, научился дважды умирать, ибо естественная смерть не может быть доброй и чистой перед Богом, если ее не предварит смерть духовная. Никто не может после смерти получить Жизнь Вечную, если не привыкнет умирать до смерти. Не раньше Моисей вышел из Египта с людьми израильскими в путь, ведущий в землю обетованную, чем когда умерщвлены были египетские первородные; так и человек не войдет в Жизнь Вечную, если прежде не убьет в себе греховные вожделения. Блажен тот, кто научился до смерти умирать для греха и до погребения в гробу хоронить свои страсти в умерщвленном для греха теле. Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти - перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа - сам пожелаешь смерти.

Свт. Иоанн Златоуст: Как тело часто погибает от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными; и как страждущий чесоткой сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душой от общения с людьми порочными. Посему и Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их. «Аще же, — говорит Он, — око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе» (Мф. 5; 29), — разумея в этой заповеди не глаз, ибо что худого может сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии? — но друзей, близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить и их дружбой, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Посему и Пророк говорит: «Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду» (Пс. 25; 4).

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1; 1). Обыкновенно, не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди; те явно производят свои ядовитые действия, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу добродетели. А ты, когда намереваешься поселиться в городе, то много стараешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не сух ли он, когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех людей, с которыми тебе приходится жить...

Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: "Я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день от дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у товарищей моих бесчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил я по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи порока, как будто это был драгоценнейший бальзам... Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, а я, бедный, шел за ним везде с радостью". Отчего же происходила такая слепота? "О враждебное дружество! — продолжает Августин, — ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому вред, но без намерения, для одной шутки делают зло... Ах! бывало только скажут: "Пойдем с нами; сделаем то или это", — и я стыдился не предаваться всем шалостям!.."(Из творений блаженного Августина)