Петербургский затворник Матвей Татомир

Память – 17 сентября (1904 г)

Родился Матвей Климентьевич Татомир 16 ноября 1848 года в селе Стрильчинец Каменец-Подольской губернии, в семье протоиерея о. Климентия. Татомир, как это было раньше принято, последовал по стопам своего отца и поступил в духовную семинарию. В Каменец-Подольской семинарии преподователи и соученики обратили внимание на глубочайшую религиозность Татомира, все были твердо уверены, что он непременно станет монахом. После выпускного экзамена Татомир обратился с просьбой к Владыке Леонтию, возможно о монашестве, но по протестующим жестам было понятно, что (будущий митрополит Московский) отказал молодому человеку. Многие были уверены, что в этом разговоре он отказал юному Татомиру в монашестве, т.к. владыка был противником приема молодых людей в монахи.

Судьба Татомира была решена по воле Божией в другом направлении. Матвей окончил курс Духовной семинарии в 1867 году и принял решение уйти в науку для более лучшего служения ближним и Всевышнему. По приезде в Петербург Татомир поступает в университет, где начинает учиться на восточном факультете с большим трудом. Из-за сложности в успеваемости ему приходится систематически переводиться с факультета на факультет. Революционная зараза пышным цветом расцвела в Петербургском университете, на митинге студентов 1876 году Матвей защищал своего любимого профессора. Санкции не заставили себя долго ждать, Татомир несправедливо был отчислен из университета и выслан из Санкт-Петербурга. Светское образование Матвея на этом прекратилось, в университете восстановиться ему больше не удалось.

После этого драматического события Татомир начинает с еще большими силами обращаться к Богу, постигая смысл духовной жизни. Матвей решает обратиться к Спасителю нашему Иисусу Христу за поддержкой своего духовного состояния и отправляется на Святую Землю в паломничество. Более трех лет продолжалось паломничество Татомира в Святой Земле, где он очень много времени провел в Иерусалиме.

В Петербург практически приехал другой человек, глубоко укрепившийся в вере православный христианин. Матвей без сожаления раздал все свое имущество, а на своей квартире устроил домовую церковь и полностью погрузился в религиозную жизнь Петербурга. Матвея постоянно видели в разных храмах Петербурга, где к нему многие обращались с непростыми вопросами, на которые он давал удивительно точные ответы, используя глубочайшее знание Священного Писания. В народе необычайно возросла популярность Татомира, к нему стали обращаться с просьбами о молитве за себя и своих близких.

Однажды Государь Император Николай Александрович посетил блаженного Матвея в затворе, где Татомир постоянно молился. Из воспоминаний настоятеля церкви во имя Пресвятой Троицы храма «Кулич и Пасха» протоиерея Виктора Голубева: «Моя духовная мать старица Ольга Васильевна (Богданова-Бари) так мне рассказывала о блаженном Матвее Татомире: “Царь Николай посетил его, когда он подвизался в склепе на Лаврском кладбище. “Как холодно-то здесь у тебя!” – воскликнул изумленный Государь. “Я, Ваше Императорское Величество, поклончиками согреваюсь”, - ответил подвижник. И Царь дал ему квартиру на Ивановской ул. в доме № 22».

Ширившаяся огромная известность подвижника заставила Матвея уйти в затвор в собственной квартире, где он постоянно принимал богомольцев-посетителей. Совершенно случайно к Матвею зашла одна женщина, лютеранка по вероисповеданию и была потрясена силой веры и окружающей его Божией благодатью. Беседы Татомира с этой женщиной не прошли бесследно и вскоре она становится Православной христианкой с именем Любовь, а крестным отцом ее стал Блаженный Матвей.

Старица Любовь около 13 лет была келейницей затворника Матвея и в своих воспоминаниях пишет о нем: «Крестный отец мой, благодаря которому я перешла из лютеранства в Православие, вскоре по окончании университета отправился в старый Иерусалим, где пробыл более трех лет. По возвращении оттуда от сначала проживал в заречных частях города, а затем переселился  в центр города – на Ивановскую улицу. д. 22, кв. 18. Я жила у него в качестве прислуги 13-ть лет. Человек он был очень богомольный: с ним ходили мы по разным церквам, особенно, когда происходили какие-либо торжественные службы. Небольшая квартирка на Ивановской была часто переполнена людьми разного звания. Но чаще всего к нему приходили те, кого посетила какая-нибудь нужда, горе, несчастье. Все уходили от него утешенные, с облегченной душой. Немало он оказывал денежной помощи беднякам – платил за них долги. Последние семь лет с ним совершилась перемена: он уже никого не принимал у себя и стал жить в полном «затворе», в комнате – его молельне. Пищу я ему готовила самую суровую: печеный картофель, капусту, грибы, вареного он ничего не ел. Чай пил с небольшим кусочком булки. По временам слышно было, что он усиленно молился в своей комнате и клал земные поклоны. Однако все это он старался сделать тайно, отсылая меня к службе».

О своей кончине блаженный Матвей знал заранее, в начале 1904 года им было сказано Любови Матвеевне: «Я скоро уйду отсюда».

Около семи часов когда был готов чай блаженный Матвей сказал Любови: «Ты пей сама, а я не хочу. Спать не ложись, а произнеси молитву, хотя бы самую коротенькую: “Господи помилуй!”». Выпив святой воды он попросил еще раз: «Ты не смущайся и твори молитву». Блаженный Матвей в 10 часов утра тихо предал свою душу Богу.

Погребен был блаженный Матвей на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Позднее на месте погребения почитатели Матвея воздвигли часовенку в виде дароносицы.

В двадцатых годах ХХ века богоборческая власть пыталась путем убийств и репрессий выкорчевать память блаженного Матвея из сознания мыслящих людей. Слугами сатаны преследовались благочестивые люди, которые создали общину по почитанию памяти блаженного Матвея. Многие из почитателей Матвея были репрессированы. Большевики панически боялись благочестивых людей и при любом удобном случае совершали над ними убийства в надежде на полное уничтожение православия.

По благословению митрополита Антония (Мельникова), в 1985 году мощи праведника были перенесены из часовни в покои Владыки, после чего их поместили под престол Никольской церкви.

Входя на Никольское кладбище Лары, паломники заходят в Никольскую церковь, где молятся блаженному Матфею, после чего обходят вокруг храма и идут в правую часть кладбища к часовенке Татомира. В любую погоду в зеленой часовенке горит лампадка и поставлено множество икон. На дверях часовенки видны надписи с просьбами о молитвах к блаженному Матвею. Более культурные паломники не пачкают часовенку своими надписями, а оставляют записочки, которые видны всюду. Самые культурные паломники знают о силе молитвы и не оставляют после себя ни надписей, ни записок, просто молятся от всей души, что более эффективно помогает.

С каждым годом к блаженному Матвею приходит все больше и больше людей со своими разными проблемами: о жилье, замужестве, любви, деторождении, службе в армии, о поступлении в ВУЗ, успешной сдачи экзаменов, устройстве на работу, здоровье и т. д. и т. п. В Лавре ведется запись происходящих чудес, по молитвам блаженного Матвея для дальнейшего причисления его к лику святых.

УГОДНИК БОЖИЙ МАТВЕЙ, МОЛИ БОГА О НАС!