О ВОЗДУШНЫХ МЫТАРСТВАХ
III
В Священном Предании, согласном с Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах. Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства - это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.
Пройти мытарства св. Феодоре помог св. Василий Новый, давший св. Ангелам мешок золотых монет - сокровищ своих молитв Богу - для откупа от бесов, поскольку св. Феодора ухаживала за ним в его старости. По прохождении всех мытарств, на третий день по отлучении души от тела, душа святой Феодоры предстала и поклонилась перед престолом Божьим неприступной славы, окружённом Серафимами, Херувимами и бесчисленными Воинствами небесными. После этого св. Феодоре в течение 6 дней были показаны райские обители святых апостолов, пророков, мучеников и угодников. Затем, на 9-й день по смерти, душа была вторично приведена для поклонения Богу. После этого в течение тридцати одного дня душа водилась по аду, где ей были показаны страшные муки грешников. В сороковой день св. Ангелы провели св. Феодору в обитель преподобного её отца Василия в Раю, где ей, как и всякому, прошедшему мытарства и частный суд, надлежит быть до дня Страшного Суда, который будет во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Надо помнить, что Господь поругаем не бывает. Он милосерд, но и правосуден в то же время. Любите правду и возненавидьте неправду, или грех всякого рода (ибо всякий грех есть отклонение от истины), чтобы правда царствовала, как ей и подобает, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Не отдавать заслуженную плату работникам - это грех тунеядства, а допускать неправду в купле и продаже через неверный вес и меру избегайте, как самого огня адского, ибо «зле приобретенное, зле и расточается».
Увещания в грехах в порядке 20 мытарств
Мытарство 10-е – зависти. Не завидовали ли ближним своим: их богатству, счастью, здоровью, способностям и успехам в жизни? Зависть несвойственна не только христианину, но и вообще человеку. Это грех диавола. Христианину свойственно любить и радоваться благоденствию и счастью ближних, но не завидовать. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога - раздателя даров», - говорит св. Иоанн Златоуст.
Не согрешили ли недостатком любви к ближнему, братоненавидением, недружелюбием, ненавистью? Если возможно с вашей стороны, - говорит св. Апостол Павел, - будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). А для этого в самом начале должно погашать ненависть, вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать памятозлобие и вводить противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие... Помните, что за любовь и милость к братии сам получишь милость от Бога, милость не временную, а вечную; удостоишься помилования на суде Божием и вечного блаженства. Как растение во время засухи от лучей солнца постепенно засыхает и, наконец, погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и душа человека-христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.
Мытарство 11-е – гордости. Не страдаете ли вы гордостью, тщеславием, самонадеянностью, презрением к другим, величанием? Знайте, что Бог ненавидит гордость. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Блаженни нищие духом (т.е. смиренные), - говорит слово Божие (Мф. 5, 3). Через гордость пал диавол, лишились рая наши прародители, через гордость христианин делается недостойным принять благодать Святого Духа, без которой он неспособен ни на какое доброе дело. Никогда не думайте, что другой ниже вас по достоинству. Не будьте самонадеянны. Приписывание себе успехов бывает причиной отступления благодати, без которой человек и шагу ступить не может. Когда захочется величания, т.е. чтобы вас хвалили люди, приводите тотчас себе на память все беззакония свои и найдете, что вы вовсе не стоите того, что вам приписывают.
Может быть, вы не повиновались и не воздавали должной чести родителям, правительству, начальникам, поставленным от Бога? Проклятый злословящий отца своего и матерь свою! - говорит Слово Божие. Как за почитание родителей Господь обещает благоденствие и долгоденствие, так за непочитание их отнимает эти драгоценные блага: непочтительные дети часто испытывают бедствия и рано умирают.
Любите ли свое отечество и принимаете ли сердечное участие в молитвах, назначаемых по случаю общественных бедствий? Чувство любви к родине - одно из самых высоких и благороднейших в человеческой природе. Любовь к своему народу составляет не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетельное.
Мытарство 12-е - гнева и ярости. Не допускали ли гнева и ярости по отношению к близким? Не были ли слишком раздражительны? Человек во гневе и ярости - больной и несчастный человек: он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжкий грех. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной... (1 Ин. 3,15). Бог не услышит нашей молитвы, не примет покаяния и не простит грехов наших, если мы не простили нашим ближним. Помните, что раздражение должно быть чуждо христианам, которые должны украшаться кротостью и терпением по примеру Господа Иисуса Христа, молившегося за распинателей.
Мытарство 13-е – злопомнения. Не помнили ли зла на ближнего, не питали ли к нему сильной злобы и обиды, не воздавали ли злом за зло? Души наши понимают одна другую. Злоба, еще не выраженная на словах, скрывающаяся в сердце и отражающаяся на лице и в глазах, уже передается душе того, на кого имеем злобу, и другим приметна. Уничтожьте в себе зло против брата, уничтожится оно и в нем; успокоитесь вы, успокоится и он. Злом зла не победишь, а увеличишь. Господь же от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими, но и других склоняли к миру.
Мытарство 14-е – убийства. Не допускали ли когда не только убийства ближнего, но и не наносили ли ему ран, ударов и толчков? Нанесение ран, ударов и толчков сокращает жизнь ближнего. Наносящий их - тот же убийца, особенно если он наносит их в гневе. Гнев есть корень зла. Питающий гнев против ближнего, желающий ему зла, желает его уничижения и уничтожения. Такое желание есть уже внутреннее убийство. Если ненависть и гнев будут постоянно питаемы и не встретят внешней преграды, они могут обнаружиться и внешним убийством. Поэтому сильная ненависть и называется смертельной ненавистью. К убийству относится также и духовное убийство - соблазн ближнего.
Мытарство 15-е - чародейства, обаяния, призывания бесов. Не позволяли ли себе когда чародейства, т.е. не обращались ли к волшебникам, гадателям будущего и ворожеям и не верили ли в силу их заговаривания, колдовства и в силу их обаяния, т. е. повреждения здоровья других через отравы и порчу? Не повинны ли греху суеверия, верите ли приметам, снам, встречам? Волшебство и обращение к волшебникам есть великий грех. Это значит - от Бога удаляться к врагу Его диаволу и от него ожидать себе помощи. Царь Израильский Охозия за это был наказан чрез пророка Илию смертью. У нас есть Бог, Великая Заступница Матерь Божия, святые Ангелы и угодники Божии, к которым мы и должны обращаться в нуждах. Бросьте суеверия о счастливых и несчастливых днях, встречах, снах. Все дни одинаковы пред Богом: Он не творил несчастных и счастливых дней. Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь. Особенно кощунственно бояться встречи со священником, нередко несущим на персях Св. Тайны Христовы. Эта боязнь вызвана диаволом и ведет начало от времен язычников - врагов христиан. Снам придавайте значение, только когда они от Бога, святы и назидательны.
Мытарство 16-е – блуда. Не согрешили ли когда против заповеди Закона Божия, запрещающей блуд и всякую нечистоту? Бегайте блудодеяния, - увещевает св. Апостол Павел (т.е. всячески удаляйтесь от распутной жизни). Помните, что наши тела суть храм живущего в вас Святого Духа, и если кто храм Божий растлит, того самого растлит и строго покарает Бог (1 Кор. 6, 19). Может быть, и сами вы видели, как точно сбывается на развратниках этот грозный приговор еще в сей жизни (заживо сгнивают и умирают в ужасных болезнях), но это не избавляет их от суда в будущей жизни: Ни блудники, ни прелюбодеи Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Не предавались ли блудным мечтам и услаждению ими, блудным воззрениям, порочным осязаниям, страстным поцелуям и прикосновениям?
Мытарство 17-е – прелюбодеяния. Если состоите в супружестве, не предавались ли прелюбодеянию, т.е не хранили супружеской верности, оскверняли супружеское ложе? Не насильничали?
Мытарство 18-е - содомских грехов. Не повинны ли в каких-либо противоестественных грехах против 7-й заповеди, так называемых содомских: кровосмешении, т.е. плотской любви с родственниками, рукоблудии, уподоблении скотам и другим скверным делам, о которых страшно вспоминать и срамно говорить? Жизнь плотская, греховная, а особенно противоестественная, делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом - Солнцем правды.
|