Зачем нам становиться несчастными, в то время как, по благодати Христовой, мы можем быть счастливыми? Зачем нам разрешать помыслам пленять нас, духовно связывать по рукам и ногам и вести на расстрел? Искусству этому мы научаемся у святых отцов, которые наставляют нас, что без трезвения ничего хорошего не выйдет. Освящающая благодать Божия не посещает человека, ум которого находится в беспорядке. Святые апостолы получили наитие Святого Духа в Сионской горнице и начали говорить на иностранных языках, прославляя Бога. Наш ум является также духовной горницей и есть образ Великого Ума, образ невидимого Бога. Ум для человека - это его все. Когда Бог попустил диаволу искушать Иова, то сказал: «Я предаю тебе его, только ум его не трогай и не повреди». Потому что ум управляет кораблем души в буре испытаний. Если кто-нибудь удалит капитана с корабля, то корабль сам по себе носится по морю и погибает в волнах и буре.
Кто не хочет стать богатым?! Мирские люди ищут счастья и богатства вещественного и страдают и мучаются ради этого. А мы ищем богатства духовного, то есть чтобы избавиться от духовной нищеты и горечи страстей. Только по благодати Божией и с помощью трезвения человек достигает этого духовного богатства. Зачем нам горевать, зачем страдать? Почему не обрести внутри себя покой и умиротворение? Все благое берет свое начло от помощи Божией, смиренного мудрования и внимания к своим помыслам. Обратим на это внимание, хотя эта борьба не из легких, так как бесы сражаются с нами жестоко и сеют нечистые помыслы. Их сила велика, они так лукавы и бесчеловечны, что всю свою энергию направляют на то, чтобы ввергнуть нас в ад, куда сами осуждены, чтобы тем самым доставить огорчение Христу и уязвить Его. Тогда сатана будет вправе сказать: «Вот Ты был распят, Ты пролил Свою кровь, но Ты ничего не добился! Я владею ими, я приобрел их. И пусть я буду претерпевать адские муки вместе с ними, но Твой крест, Твое дело не увенчались успехом». И, таким образом, через нас Бог хулится бесами и огорчается. Ангелы Божии невидимо следят за борьбой каждого брата. Небесные силы постоянно приходят на помощь подвизающимся. Это увидел в видении авва Моисей Мурин. Он, некогда имевший сильную брань блуда, как говорится в его житии, «не лепе соние видяще». То есть иногда через воображение, иногда без воображения часто он претерпевал во сне искушения и поэтому не ходил к причащению. Священник скита, авва Исидор, говорил ему. «Авва Моисей, приступи к таинствам». — «Я не приступлю, тот отвечал ему, — если не прекратятся сонные видения». Тогда авва Исидор привел его на крышу келии и говорит ему: «Посмотри на запад», - очи души аввы Моисея открылись, и он увидел, что весь мир был наполнен бесами и их сетями, в которые они пытаются уловить каждого и свести в ад. Авва Моисей стал волноваться и вопрошать в своих мыслях: «Но кто тогда спасется? И кто избежит этих сетей, если вся земля покрыта ими?» Игумен увидел, что он испугался, и говорит ему: «Теперь посмотри и на восток». И Моисей увидел, что с неба спускаются полки ангелов и архангелов.
Авва Исидор спрашивает: «Какие силы превосходят по числу?» — «Ангельские». — «Так вот, наших гораздо больше, и, следовательно, дерзай в подвиге и не бойся! Но знай, что ни твоим подвигом, ни твоими трудами ты освобождаешься от страсти, но только благодатью Божией». Он совершил над ним крестное знамение и преподобный Моисей освободился от ночных видений. И тогда авва Исидор благословил ему приступать к таинствам.
Ученик без помощи учителя не может научиться грамоте. Тот, кто дерзает овладеть искусством без мастера, не сможет научиться искусству. И тот, кто вступает в монашество для изучения искусства духовной брани — искусства из искусств и науки из наук, не сможет изучить его, если не подчинится и не будет слушаться духовного руководителя. Поэтому, во-первых, мы должны всецело отдаться обучению и, во-вторых, быть внимательными и следовать духовному руководству и опыту духовного наставника, которого дал нам Бог.
Подобно тому как человек, когда найдет проводника, чтобы преодолеть различные трудности и оказаться в безопасном месте, с полным доверием принимает его указания, так и мы должны вверить себя с совершенным доверием духовному руководителю. Тогда у нас получится преодолеть все трудности и безопасно достигнуть нашей цели, то есть здесь, на земле, освободиться от страстей и обрести благодать Божию, а потом бросить якорь в тихой пристани, которая называется Царство Божие. Когда мы шаг в шаг следуем за духовным руководителем, то освобождаемся от лишних трудов, напрасных усилий и ошибок. А если мы следуем нашим собственным мыслям и расчетам, перечим и не соглашаемся со старцем, тогда вся духовная жизнь выходит из-под контроля, и мы сбиваемся с дороги.
А все, что лежит в стороне от пути, сопряжено с Опасностями. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Невозможно, чтобы кто-то шел вперед и ровно, если он в то же время оглядывается назад. Он непременно уклонится в сторону и прямо уже не пойдет. Поэтому когда мы смотрим на то, что делает тот или другой, спрашиваем, почему это так, а не иначе, и не смотрим за тем, что мы должны сами делать, то тогда мы идем кривым путем.
Все то, о чем мы здесь говорили, это слова Божии и опыт святых отцов, о чем читаем в книгах и имеем долг это исполнить. И снова я с большой душевной болью повторяю, что нужно внимательно относиться к вопросу трезвения, к вопросу внимания к помыслам и к усилию в молитве. Этому должны сопутствовать смирение, абсолютное и совершенное послушание духовному руководству старца, что является основополагающим, истинным, верным основанием монашеской жизни, и только через это мы преуспеем в достижении состояния бесстрастия. Иначе, к своему стыду, мы будем тащить за собой страсти в течение всей нашей жизни, как мусор, консервные банки и солому.
Какое же оправдание мы дадим не только Богу, но и тем, кто считал, что мы двигались правильным путем? Ведь Бог дал нам так много времени и такое великое благословение для того, чтобы мы могли обрести что-то духовное в нашей монашеской жизни, а мы можем оказаться недостойными своего звания. У других будут оправдания, что они не нашли духовного руководителя, наставника, братьев и так далее. Мы же, недостойные и жалкие, из которых первый есмь аз, нищий и жалкий, не сможем оправдаться тем же самым. Будет великий стыд! Поэтому нам надлежит с настоящего момента помнить сказанное и устраивать нашу жизнь в точности так, как богопросвещенные отцы.
Мы имеем великое благословение, которое состоит в том, что отцы оставили нам. как священное наследие, весь свой опыт. Монашеская жизнь не требует богословского образования, или изучения теологии. Но все учение монашеской жизни очень просто, один простой урок. Существует ряд определенных условий, и если они будут нами исполнены, мы познаем богословие свыше.
Следовательно, как апостолы получили благодать Святого Духа и богословствовали о Боге, так и каждый верующий человек, обретая благодать Божию, непогрешительно богословствует о Боге.
И теперь снова пришло время мне выехать в мир для малой помощи тем душам, которые я воспринял. Снова я просил бы, как и всегда, чтобы вы были внимательными к своей жизни, чтобы вы твердо и крепко следовали советам, чтобы между вами была любовь, душевное единение. Об этом Христос просил у Своего Небесного Отца в час Его великой молитвы перед страданием. Господь просил Отца Небесного, чтобы Он даровал благодать всем людям, которые примут Его святое крещение. Так вот, мы не только крещение получили, но Он призвал нас к более высокой жизни, и мы должны показать большую, чем у мирян, духовную любовь и душевное единение.
Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма. Т. 1. О молитве и трезвении. – СТСЛ, 2022
|